Дело № 2-344/2018 13 февраля 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Романчук Н.К.,
при секретаре Рычиной Е.В.,
с участием:
истца Анисимовой Е.В.,
представителя ответчика федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» Набиевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 13 февраля 2018 года гражданское дело по иску Анисимовой Е.В. к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» об отмене решения об отказе в установлении группы инвалидности, возложении обязанности установить соответствующую группу инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Анисимова Е.В. обратилась в Магаданский городской суд Магаданской области с иском к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Магаданской области», Учреждение) об отмене решения об отказе в установлении группы инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ года, возложении обязанности установить соответствующую группу инвалидности.
В обоснование указала, что не согласна с решением ФКУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» от ДД.ММ.ГГГГ года, которым ей было отказано в установлении инвалидности. Между тем, наличие у истца заболеваний <данные изъяты>, в связи с ухудшением течения которого истцу ДД.ММ.ГГГГ года был имплантирован стимулятор блуждающего нерва, по ее мнению, является основанием для присвоения ей третьей группы инвалидности, чего ответчиком сделано не было. Ссылаясь на приведенные обстоятельства, Анисимова Е.А. обратилась в суд с настоящим иском, в котором ставит вопрос об отмене решения об отказе в установлении группы инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ года, возложении на ответчика обязанности установить ей соответствующую группу инвалидности.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования Анисимовой Е.В. не признала. В обоснование указала, что освидетельствование истца в экспертном составе ГБ МСЭ было проведено в установленном порядке и в установленные сроки, решение об отказе в признании Анисимовой Е.В. инвалидом было принято на основе обсуждения результатов ее медико-социальной экспертизы полным составом специалистов экспертного состава ГБ МСЭ, коллегиально и единогласно (акт медико-социальной экспертизы гражданина № №, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № № от ДД.ММ.ГГГГ года). В ходе проведения медико-социальной экспертизы были учтены данные личного осмотра и дополнительных объективных методов исследования для установления степени выраженности стойких нарушений функций организма, структуры и степени ограничения жизнедеятельности. Экспертное решение в отношении истца об отказе в признании инвалидом было вынесено на основании анализа предоставленных медицинских и медико-экспертных документов, с учетом результатов объективного осмотра, динамического наблюдения и дополнительных методов обследования, исходя из комплексной оценки состояния ее здоровья и ограничений жизнедеятельности, в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обстоятельств, влекущих незаконность вынесенного ФКУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» Минтруда России решения, не имеется, поскольку оспариваемое истцом решение вынесено учреждением, правомочным его выносить в силу Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приказа Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»; медико-социальная экспертиза осуществлена федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, подведомственным уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации; решение об отказе в признании лица инвалидом вынесено экспертным составом ГБ МСЭ, правомочным его выносить, и было принято единогласно; порядок принятия решения соблюден; решение принято специалистами, имеющими высшее медицинское и иное профессиональное образование в данной сфере, дополнительную профессиональную подготовку по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; решение принято с соблюдением последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, предусмотренных Административным регламентом и правилами признания лица инвалидом; специалисты экспертного состава ГБ МСЭ при вынесении решения об отказе в признании истца инвалидом применили действующее законодательство, позволяющее объективно определить степень выраженности функциональных нарушений организма: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 года № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». По изложенным основаниям просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 части 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 7 Закона № 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил).
Таким образом, для установления инвалидности наличие только заболевания, травмы или дефекта недостаточно. Имеющиеся у гражданина заболевание, травма или дефект должны приводить к вышеперечисленным ограничениям жизнедеятельности.
Наличие ограничений и степень их выраженности оценивается исключительно врачами медико-социальной экспертизы на основании утвержденных критериев.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 года № 1024н утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – «ребенок-инвалид».
Согласно пунктам 4, 10-12 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года № 1024н (далее - Классификации), выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, способность к ориентации, способность к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (пункты 5, 7 Классификаций).
Пунктом 29 Правил установлено, что по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы (пункт 36 Правил).
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 46 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в октябре 2017 года Анисимова Е.В. обратилась в бюро № 1 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» Минтруда России с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности. По результатам медико-социальной экспертизы инвалидность истцу установлена не была.
Не согласившись с решением бюро МСЭ от 02 ноября 2017 года, Анисимова Е.В. в установленном порядке на основании личного заявления от 03 ноября 2017 года обжаловала его в экспертный состав ГБ МСЭ.
Повторная медико-социальная экспертиза в порядке обжалования решения бюро проведена ДД.ММ.ГГГГ года в экспертном составе ГБ МСЭ.
На основании анализа представленных комиссии экспертов медицинских и медико-экспертных документов, а также результатов личного осмотра Анисимовой Е.В. специалистами экспертного состава ГБ МСЭ (хирургом, неврологом, терапевтом, психологом, психиатром, врачом по медико-социальной экспертизе и специалистом по социальной работе) истцу выставлен основной клинико-экспертный диагноз: <данные изъяты>
В результате комплексной оценки состояния организма по представленным на медико-социальную экспертизу медицинских, медико-экспертных и иных документов, данных личного осмотра и наблюдения, анализа социально-бытовых, психологических данных, с учетом отказа от стационарного обследования в условиях ГБУЗ «МОПНД», на момент освидетельствования установлено наличие у Анисимовой Е.В. стойких незначительных нарушений психических функций, обусловленных <данные изъяты>, что в соответствии с пунктами 5, 6 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95, а также положениями приказа Минтруда России от 17 декабря 2015 года № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» не дает оснований для признания лица инвалидом.
На дату проведения медико-социальной экспертизы в экспертном составе ГБ МСЭ у истца установлены стойкие незначительные нарушения функций организма <данные изъяты>) в размере 20%, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности.
В связи с изложенным экспертным решением, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ года № №, инвалидность Анисимовой Е.В. не установлена.
Как следует из материалов дела, медико-социальная экспертиза проведена компетентными лицами, в пределах своих полномочий, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных истца.
Освидетельствование истца проводилось в полном соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы.
При принятии оспариваемого решения эксперты исходили из отсутствия на момент освидетельствования Анисимовой Е.В. совокупности всех условий, необходимых для признания истца инвалидом.
Выводы комиссии экспертов наши свое документальное подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела по существу, поскольку у истца не выявлено стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящих к ограничению любой категории жизнедеятельности человека.
Как указано выше, у истца установлены стойкие незначительные нарушения функций организма (<данные изъяты> в размере 20%, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности.
Доказательств, опровергающих выводы специалистов, которым в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставлено исключительное право установления инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, равно как доказательств наличия у Анисимовой Е.В. нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и приводящего к ограничению жизнедеятельности в ином размере истцом суду не представлено.
При этом наличие у Анисимовой Е.В. заболевания (<данные изъяты> не является безусловным основанием для установления инвалидности, поскольку состояние здоровья оценивается учреждением медико-социальной экспертизы с учетом строго определенных критериев и правил. Приведенные в судебном заседании доводы о невозможности самостоятельного обслуживания по физиологическому состоянию, необходимости в постороннем уходе сводятся к личной оценке истцом состояния своего здоровья и оспариванию такой оценки, данной специалистами, носят характер предположений и сами по себе не могут являться основанием для безусловного установления ей группы инвалидности, в связи с чем во внимание судом не принимаются.
Также судом учитывается то обстоятельство, что Анисимова Е.В. не лишена возможности в случае возникновения новых обстоятельств, свидетельствующих об изменении выраженности степени стойких нарушений функций организма человека, обратиться в установленном порядке с заявлением о проведении внеочередного переосвидетельствования.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 года № 1024н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», а также учитывая отказ истца от назначения и проведения по настоящему делу стационарной судебно-медицинской экспертизы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Анисимовой Е.В. об отмене решения об отказе в установлении группы инвалидности, возложении обязанности установить соответствующую группу инвалидности.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Анисимовой Е.В. к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» об отмене решения об отказе в установлении группы инвалидности, возложении обязанности установить соответствующую группу инвалидности отказать.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить дату изготовления мотивированного решения суда, с учетом выходных дней, – 19 февраля 2018 года.
Судья Н.К. Романчук