Дело № 2-3626/2018 года
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
05 июня 2018 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Михаила Филипповича к Министерству социального развития Московской области, Балашихинскому управлению социальной защиты населения об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
установил:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском к ответчикам Министерству социального развития Московской области, Балашихинскому управлению социальной защиты населения об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, указывая на то, что он является инвалидом 2 группы, ветераном подразделений особого риска. Для реализации его права на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение, предусмотренного ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 года № 178 «О государственной социальной помощи», 20.06.2017 года он обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему путевки, согласно приложенной медицинской справке формы 070/у от 29.03.2017 года № 336. Он был включен в реестр на получение путевки (решение Балашихинского управления социальной защиты населения от 02.08.2017 года № 26141). Несмотря на то, что ст. 6.3 вышеуказанного Федерального закона определен период предоставления путевки календарный год, до настоящего времени путевку он не получил. Поскольку по вине Балашихинского управления социальной защиты населения им не было реализовано право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2017 году, он полагает, что у него сохраняется право на её получение в 2018 году.
Истец ФИО1 просит суд обязать Министерство социального развития Московской области, Балашихинское управление социальной защиты населения предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2017 год в 2018 году за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, исходя из медицинских показаний, согласно медицинской справке 070/у.
В судебное заседание истец ФИО1 явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения исковое заявление (л.д. 16-17).
Представитель ответчика Балашихинского управления социальной защиты население по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и пояснила, что Балашихинское управление социальной защиты населения не может быть надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку не является юридическим лицом, а является структурным подразделением Министерства социального развития Московской области.
Выслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 года.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
В целях реализации Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно Правительством Московской области Постановлением от 26.01.2011 года N 61/2 утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, при этом на Министерство финансов Московской области возложено финансирование переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно за счет субвенций, выделенных на эти цели из федерального бюджета.
В соответствии с п. 1.1 Порядка настоящий Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно определяет условия оказания отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно п. 1.2 настоящего Порядка реализация на территории Московской области полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется по мере поступления бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Московской области в форме субвенций, в пределах объема указанных бюджетных ассигнований.
В соответствии с п. 1.3 Порядка право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно имеют указанные в данном пункте категории граждан при наличии медицинских показаний.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального реестра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона № 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2004 года № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального реестра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом, в связи с принятием непосредственного участия в действиях подразделений особого риска (л.д. 8, 10, 12).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением документов (л.д. 22, 30).
Решением начальника Балашихинского управления социальной защиты население ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение по причине некачественного (неполного) оформления документов или наличие сомнений в достоверности (подлинности) предоставленных документов (одного из документов)-в справке ф. 070у не должен быть указан конкретный санаторий, не представлена справка из ПФР на 2017 год (л.д. 31).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением документов, что сторонами не оспаривалось в ходе судебного заседания.
Решением начальника Балашихинского управления социальной защиты населения ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет для предоставления в 2017 году санаторно-курортной путевки по категории «инвалид», согласно документу «медицинская справка формы №/у о нуждаемости в санаторно-курортном лечении ЛПУ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).
Согласно справки начальника управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 состоит на учете в Управлении социальной защиты населения по г.о. Балашиха для получения санаторно-курортной путевки с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с медицинскими показаниями: рекомендуемый профиль лечения-заболевание «болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани»; место лечение-Подмосковье; время лечения-зима, весна, лето, осень. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер общей очереди 1129, по заболеванию 237 (л.д. 34).
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, не подлежат удовлетворению, поскольку на момент обращения истца ФИО6 в суд не истек календарный год, который является в силу действующего законодательства периодом предоставления гражданам социальных услуг. Кроме того, само по себе не предоставление ответчиком ФИО1, путевки на санаторно-курортное лечение не может быть расценено как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной услуги. При этом, суд принимает во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения ФИО1 по данному вопросу. В целях соблюдения равных прав граждан-получателей социальных услуг, путевка на предоставление санаторно-курортного лечения должна быть предоставлена истцу ФИО1 органом социальной защиты населения, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации их заявления. Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает, тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 6.3 ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, что само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами. Истцу ФИО1 в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение не было отказано, заявление истца было рассмотрено и ФИО1 принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очередности, следовательно, право на получение путевки истцом ФИО1 не утрачено и может быть реализовано в установленном порядке в последующих годах с соблюдением очередности.
Требования ФИО1 к Балашихинскому управлению социальной защиты населения об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, не подлежат удовлетворению, поскольку Балашихинское управление социальной защиты населения не является надлежащим ответчиком по делу, так как в соответствии с постановлением Правительства МО от 13.03.2012 N 277/8 "О Положении о Министерстве социальной защиты населения Московской области", Министерство социальной защиты населения Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству социального развития Московской области, Балашихинскому управлению социальной защиты населения об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2017 год в 2018 году за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, исходя из медицинских показаний, согласно медицинской справке 070/у, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.
Судья О.А.Быстрякова
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2018 года
Судья О.А.Быстрякова