Решение по делу № 2-2303/2019 ~ М-1761/2019 от 17.06.2019

Дело № 2-2303/2018

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2019 года г.Астрахань

Советский районный суд гор. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Морозовой И.М.,

при секретаре <ФИО>2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «<адрес>» к <ФИО>1 о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, погашении записи о праве собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования «<адрес>» обратилась в суд с иском к <ФИО>1 о прекращении права собственности, указав в обоснование иска, что в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о регистрации права собственности <ФИО>1 на земельный участок с кадастровым номером 30:12:030261:258, расположенный по <адрес>В в <адрес>. Основанием для государственной регистрации права собственности в соответствии со ст. 14 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственной регистрации права собственности и постановки земельного участка на кадастровый учет послужило решение Исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся <номер> от <дата>.

Однако согласно полученной архивной справки муниципального казенного учреждения <адрес> «Астраханский городской архив» от <дата> <номер> такое решение не существует.

Администрация МО «<адрес>» не является лицом, обладающим правом подавать заявления в регистрирующий орган о регистрации прекращения права собственности и снятии объекта с государственного кадастрового учета. Сохранение в ЕГРН записи о праве собственности <ФИО>1 на земельный участок, площадью 250,0 кв.м., расположенный по адресу <адрес> В не соответствует требованиям федерального закона, и нарушает права администрации муниципального образования «<адрес>», как лица, уполномоченного на распоряжение недвижимым имуществом.

Просит суд признать отсутствующим зарегистрированное в Едином Государственном реестре недвижимости право собственности <ФИО>1 на земельный участок, площадью 250,0 кв.м, с кадастровым номером 30:12:030261:258, расположенный по адресу: <адрес>; исключить в Единого государственного реестра недвижимости запись о праве собственности <ФИО>1 на земельный участок, площадью 250,0 кв.м, с кадастровым номером 30:12:030261:258, расположенный по адресу: <адрес>; истребовать у <ФИО>1 земельный участок, площадью 250,0 кв.м, с кадастровым номером 30:12:030261:258, расположенный по адресу: <адрес>; в решении суда указать, что вступившее в законную силу решение Советского районного суда <адрес> является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АО для исключения записи о праве на земельный участок, площадью 250,0 кв.м, с кадастровым номером 30:12:030261:258, расположенный по адресу: <адрес> содержащиеся в едином государственном реестре недвижимости; в решении суда указать, что вступившее в законную силу решение Советского районного суда <адрес> является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка, площадью 250,0 кв.м, с кадастровым номером 30:12:030261:258, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представительистца Администрации Муниципальногообразования «<адрес>»в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки суду неизвестна.

В судебное заседание ответчик <ФИО>1 не явилась, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.

Суд, с учетом согласия представителя истца, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 1 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена исключительно в судебном порядке.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

В судебном заседании установлено, что на основанием государственной регистрации права собственности в соответствии со ст. 14 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственной регистрации права собственности и постановки земельного участка на кадастровый учет послужило решение Исполнительного комитета <адрес> Совета депутатов трудящихся <номер> от <дата>.

Согласно архивной справки муниципального казенного учреждения <адрес> «Астраханский городской архив» от <дата> <номер> указанное решение не существует.

Согласно ст. 15 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:

4) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

5) собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения.

Таким образом, администрация МО «<адрес>» не является лицом, обладающим правом подавать заявления в регистрирующий орган о регистрации прекращения права собственности и снятии объекта с государственного кадастрового учета.

В соответствии с пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (действовавшим до <дата>) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст. 3.3. Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <номер>, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <номер> от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Согласно положений ст. 223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя

Положениями ч. 1 ст. 302 ГК РФ установлено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Согласно разъяснениям данным Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от <дата> (ред. от <дата>) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.

По смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд считает, что исковые требования к <ФИО>1 о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, погашении записи о праве собственности являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как сохранение в ЕГРН записи о праве собственности <ФИО>1 на земельный участок, площадью 250 кв.м., расположенный по адресу <адрес> не соответствует требованиям федерального закона, и нарушает права администрации муниципального образования «<адрес>», как лица, уполномоченного на распоряжение недвижимым имуществом.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что факт отсутствия объекта незавершенного строительства, на которое за <ФИО>1 признано право собственности, суд приходит к выводу, что исковые требованияадминистрацииМО «<адрес>» о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, погашении записи о праве собственности подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-244 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования администрации муниципального образования «<адрес>» к <ФИО>1 о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, погашении записи о праве собственности, удовлетворить.

Признать отсутствующим зарегистрированное в Едином Государственном реестре недвижимости право собственности <ФИО>1 на земельный участок, площадью 250 кв.м., с кадастровым номером 30:12:030261:258, расположенный по <адрес>В в <адрес>.

Исключит из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве собственности <ФИО>1 на земельный участок, площадью 250 кв.м., с кадастровым номером 30:12:030135:366, с кадастровым номером 30:12:030261:258, расположенный по адресу: <адрес>В.

Истребовать у <ФИО>1 земельный участок, площадью 250 кв.м., с кадастровым номером 30:12:030261:258, расположенный по адресу: <адрес>В.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для исключения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АО записи о праве собственности <ФИО>1 на земельный участок, площадью 250 кв.м., с кадастровым номером 30:12:030261:258, расположенный по <адрес>В в <адрес> и снятии земельного участка с кадастровым номером 30:12:030261:258 с государственного кадастрового учета.

Взыскать с <ФИО>1 в доход бюджета МО «<адрес>» государственную пошлину в размере 900 рублей

Разъяснить ответчикам, что они вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Полный текст решения изготовлен <дата>.

Судья И.М. Морозова

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

2-2303/2019 ~ М-1761/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация муниципального образования Город астрахань
Ответчики
Шелепова Наталья Леонидовна
Другие
Управление Федеральной службы Регистрационная палата
Суд
Советский районный суд г. Астрахани
Судья
Морозова Ирина Михайловна
Дело на странице суда
sovetsky--ast.sudrf.ru
17.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2019Передача материалов судье
21.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2019Судебное заседание
26.08.2019Судебное заседание
30.09.2019Судебное заседание
04.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2019Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
26.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2019Копия заочного решения возвратилась невручённой
16.11.2021Дело оформлено
16.11.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее