Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-403/2021 (3а-1721/2020;) ~ М-1450/2020 от 09.11.2020

Дело № 3а-403/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2021 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Лободенко К.В.,

при секретаре судебного заседания Зехове Б.З.,

с участием административного истца Тимченко Вячеслава Анатольевича,

представителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края и администрации Краснодарского края на основании доверенности Гонтаря А.О.,

прокурора Сидоровой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимченко Вячеслава Анатольевича к главе администрации (губернатору) Краснодарского края и администрации Краснодарского края о признании не действующим в части постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»,

установил:

в связи с необходимостью предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края коронавирусной инфекции (COVID-19) и выполнения правил поведения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28 апреля 2020 г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», методическими рекомендациями МР 3.1.0178-20, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 8 мая 2020 г., главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление от 13.03.2020г. №129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV)». Нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 13.03.2020 г. с последующими изменениями и дополнениями к нему.

Тимченко В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к главе администрации (губернатору) Краснодарского края, администрации Краснодарского края о признании недействующим со дня принятия указанного нормативного правового акта в части:

абзаца 10 подпункта 1 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 4 от 15.01.2021 года - «посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения мероприятий (оказания услуг), приостановленных настоящим пунктом, в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений»;

абзаца 11 подпункта 1 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 688 от 29.10.2020 года - «посещение гражданами парков, скверов, набережных и иных мест массового отдыха граждан, не соответствующих режиму посещения, установленному пунктом 3.2 настоящего постановления, а также пляжей, не открытых для использования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края и с учетом соответствующих рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»;

абзаца 2 подпункта 4 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 688 от 29.10.2020 года - «соблюдать требования пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» (далее - постановление № 31), а также использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека, в иных общественных местах скопления людей, не указанных в пункте 1 постановления № 31»;

подпункта 7 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 688 от 29.10.2020 года - «режим работы предприятий (объектов) общественного питания определяется в интервале с 7 часов до 24 часов по местному времени».

Требования мотивированы тем, что указанный нормативный акт в оспариваемой части нарушает права Тимченко В.А. на охрану здоровья и использование своего имущества, на свободное передвижение по территории Российской Федерации, на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Оспариваемые положения постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края по мнению административного истца противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным нормативно-правовым актам.

В судебном заседании Тимченко В.А. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель административных ответчиков главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И., администрации Краснодарского края по доверенности Гонтарь А.О. в письменных возражениях и в судебном заседании административные исковые требования не признал. Просил суд прекратить производство по административному делу в части, указав, что имеются вступившие в законную силу судебные решения, принятые по административным искам о том же предмете. Так, решением Краснодарского краевого суда от 05.06.2020 г., вступившим в законную силу 14 октября 2020 г., отказано в удовлетворении административного иска Якимовича А.М. и других о признании недействующим в части постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129, в том числе, в части абз. 4 подп. 1 п. 2, согласно которому «на период действия режима повышенной готовности временно приостановлено посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения мероприятий (оказания услуг), указанных в настоящем пункте, в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений».

Вступившим в законную силу 11 августа 2020 г. решением Краснодарского краевого суда от 10 июля 2020 г. отказано в удовлетворении требований Молчанова Н.Г. о признании недействующим подп. 4 п. 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которым «граждане, проживающие (находящиеся) на территории Краснодарского края, обязываются, в том числе использовать при входе и нахождении в объектах торговли, бытового обслуживания населения, транспортных средствах (поездах, автобусах и других видах общественного транспорта), в зданиях вокзалов и аэропортов, а также в других объектах с массовым пребыванием людей средства индивидуальной защиты органов дыхания: медицинские маски (одноразовые, многоразовые), респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия, обеспечивающие индивидуальную защиту органов дыхания человека». Также пояснил, что принятие оспариваемого правового акта с последующими изменениями является необходимой, вынужденной, временной мерой, направленной на противодействие распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Краснодарского края, влекущей угрозу жизни и здоровью людей. Принятые меры законны, объективно оправданны, обоснованны и необходимы для защиты конституционно значимых ценностей. В связи с чем, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица - главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю по доверенности Афонин А.Л. в судебное заседание не явился, в письменных возражениях административные исковые требования также не признал и просил отказать в их удовлетворении.

Прокурор отдела прокуратуры Краснодарского края Сидорова Л.Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на отсутствие оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта незаконным.

С учетом изложенных обстоятельств, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, их представителей, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, порядок принятия, опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края коронавирусной инфекции (COVID-19) и выполнения правил поведения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А., федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28 апреля 2020 г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», методическими рекомендациями МР 3.1.0178-20, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 8 мая 2020 г., главой администрации (губернатором) Краснодарского края вынесено постановление от 13.03.2020г. №129 «О введении режима повышенной готовности и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (в оспариваемой редакции постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2020 г. № 318, от 29.10.2020 г. №688, от 15.01.2021 г. № 4).

Относительно порядка принятия главой администрации (губернатором) Краснодарского края постановления от 13.03.2020г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», судом установлено следующее.

В силу пункта «з» части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определяются Федеральным законом от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Федеральный закон №68-ФЗ).

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 2 Федерального закона №68-ФЗ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органами государственной власти края согласно установленной компетенции принимаются в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты (пункт 1 статьи 8 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ (ред. от 09.12.2019 г.) «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края».

В соответствии со статьей 39 Устава Краснодарского края (ред. от 09.12.2019г.) государственную исполнительную власть Краснодарского края осуществляют высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрация Краснодарского края и органы исполнительной власти Краснодарского края (далее - органы исполнительной власти края).

Администрация края осуществляет возложенные на нее полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с пунктом 7.1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 40 Устава Краснодарского края).

Глава администрации (губернатор) края возглавляет исполнительную власть края (статья 41 Устава Краснодарского края).

Правовыми актами главы администрации (губернатора) Краснодарского края являются постановления и распоряжения (статья 42 Устава Краснодарского края).

Принимая во внимание вышеизложенные нормы, постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» вынесено уполномоченным органом (должностным лицом) с соблюдением порядка его принятия.

Согласно статье 6 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» постановление главы администрации (губернатором) края, содержащее правовые нормы, является нормативным правовым актом.

Официальным опубликованием нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Краснодарского края считается первая публикация его полного текста в газете «Кубанские новости» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://admkrai.krasnodar.ru) (статья 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 г. № 7-КЗ).

В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования (пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-n-CoV)» впервые опубликовано 13.03.2020 г. на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.

Последующие изменения в вышеуказанное постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 г. № 129 также были опубликованы на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.

Таким образом, в силу положений статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 г. № 7-КЗ, а также пункта 13 постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 г. № 129, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в законную силу со дня его официального опубликования – 13.03.2020 г. При этом, процедура опубликования нормативного правового акта, предусмотренная Законом Краснодарского края от 06.06.1995 г. № 7-КЗ, соблюдена, как и соблюдена процедура опубликования последующих постановлений от 17.03.2020г. №148, от 20.03.2020г. № 149, от 26.03.2020г. № 172, от 30.03.2020г. № 178, от 01.04.2020г. № 188, от 05.04.2020г. № 195, от 06.04.2020г. № 198, от 11.04.2020г. № 215, от 17.04.2020г. № 235, от 21.04.2020г. № 239, от 30.04.2020г. № 255, от 10.05.2020г. № 266, от 12.05.2020г. № 269, от 21.05.2020г. № 287, от 29.05.2020г. № 304, от 04.06.2020г. № 318, от 05.06.2020г. № 321, от 11.06.2020г. № 340, от 18.06.2020г. № 354, от 26.06.2020г. № 364, от 02.07.2020г. № 371, от 17.07.2020г. № 417, от 29.07.2020г. № 436, от 18.08.2020г. № 475, от 22.08.2020г. № 482, от 26.08.2020г. № 508, от 02.09.2020г. № 548, от 16.09.2020г. № 585, от 30.09.2020г. № 611, от 15.10.2020г. № 627, от 29.10.2020г. № 688, от 12.11.2020г. № 716, от 20.11.2020г. № 752, от 30.11.2020г. № 779, от 14.12.2020г. № 837, от 30.12.2020г. № 926, от 12.01.2021г. № 3, от 15.01.2021г. № 4, от 28.01.2021г. № 20, от 11.02.2021г. № 66, от 26.02.2021г. № 102, от 12.03.2021г. № 120, от 18.03.2021г. № 141, от 26.03.2021г. № 161, от 08.04.2021г. № 202), изменяющих постановление от 13.03.2020 г. № 129.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определяются Федеральным законом от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Федеральный закон №68-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии с пунктами «а», «м», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона №68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пункт «а»);

- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт «м»);

- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (пункт «у»);

- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (пункт «ф»).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Согласно подпункту «а» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Постановление от 13.03.2020г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-n-CoV)» вынесено главой администрации (губернатора) Краснодарского края на основании подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».

Так, согласно подпункту "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

В силу статьи 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся в том числе, введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделены полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

Согласно пункту 8 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделены полномочиями вносить предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина).

В связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации вынесено постановление от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», которым постановлено: Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации): обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Предписанием главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 31 марта 2020 г. № 7, в целях противодействия COVID-2019, руководствуясь частью 2 статьи 50, статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Международными медико-санитарными правилами ММСП 2005, СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» администрации Краснодарского края предписано принять решение о введении необходимых дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Утвердить перечень профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий.

Учитывая вышеуказанные требования действующего законодательства, постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» и постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2020г. № 185 «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края» соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Доводы административного истца о нарушении его прав на охрану здоровья и на свободное использование имущества, не могут быть приняты судом на основании следующего.

Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а, следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства (Определение Конституционного суда РФ от 22 октября 2012 г. № 617-О-О, Постановление Конституционного суда РФ от 25 июня 2019 г. № 25-П и др.).

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации) как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод, и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из изложенного следует, что государство должно защищать права граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать их реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан (определение Верховного Суда РФ от 2 марта 2020 г. № 56-КГ19-26).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, не ионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся, в том числе, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственный стандарт Российской Федерации, утвержденный постановлением Госстандарта России от 25.01.1995г. № 16 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» (далее - ГОСТ Р 22.0.04-95), определяет понятие биолого-социальной чрезвычайной ситуации как состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайкой ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений. В качестве источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации указана особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация. Под особо опасной инфекцией понимается состояние зараженности организма людей или животных, проявляющееся в виде инфекционной болезни, прогрессирующей во времени и пространстве и вызывающей тяжелые последствия для здоровья людей и сельскохозяйственных животных либо летальные исходы.

В Рекомендациях Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVID-19) от 19 марта 2020 указано, что 30 января 2020 г. генеральный директор ВОЗ определил, что вспышка коронавирусной болезни (СOVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.

11 марта 2020 года распространение указанного вируса было признано ВОЗ пандемией, ВОЗ призвала страны к подготовке больниц, обеспечению защиты медицинских работников и к решению о необходимости принятия тех или иных мер социального дистанцирования (Coronavirus disease 2019 (COVID-19) Situation Report - 72.World Health Organization (1 апреля 2020).

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2020г. № 285 в связи с масштабным распространением новой коронавирусной инфекции в мире и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции образован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (далее - Координационный Совет). Координационный совет образован в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других органов и организаций при рассмотрении вопросов, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.

Новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является тяжелой острой респираторной инфекцией, которая Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020г. № 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. №715.

В связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главный государственный санитарный врач РФ постановил: высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации): обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). С учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (постановление от 02.03.2020г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»).

Таким образом, при введении режима повышенной готовности субъект РФ вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от наступления чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза ее возникновения, и вправе устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения.

В силу статьи 10 Закона № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В пункте 6 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» указано гражданам соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте.

В предписании Главного государственного санитарного врача Краснодарского края от 31.03.2020 г. № 7 в адрес администрации Краснодарского края также указано, на необходимость соблюдения лицами социального дистанцирования, в том числе в общественных местах и общественном транспорте.

Согласно письму Главного государственного санитарного врача Краснодарского края М.А. Потемкиной от 30.03.2020 №2300-07/5-5294-2020 администрации Краснодарского края было предложено приостановить деятельность парков культуры и отдыха, а также поименованных в письме объектов и организаций.

В предложении Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю М.А. Потемкиной «Об организации противоэпидемических мероприятий исходя из особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» от 28.04.2020 № 23-00-07/5-7208-2020 в адрес главы администрации (губернатора) Краснодарского края указано, что в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Краснодарского края в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в муниципальных образованиях Краснодарского края, руководствуясь частью 2 статьи 50, статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» необходимо введение на территории Краснодарского края с 29 апреля 2020 года усиленного масочного режима. Все сотрудники объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, в обязательном порядке должны находиться на рабочих местах в масках. Кроме того, граждане должны надевать маски при входе в магазины, общественный транспорт, здания вокзалов, а также в любые другие общественные места.

В последующем в письме Главного государственного санитарного врача Краснодарского края М.А. Потемкиной от 03.06.2020 года № 23-00-07/5-9472-2020 с учетом и в целях санитарно-эпидемиологического благополучия, с учетом ранее введенных ограничений, указано определить режим работы предприятий и организаций, посещения территорий общегородского значения, пляжей, парков и иных мест отдыха, вопросы регулирования работы общественного транспорта.

В связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» указано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

С учетом вышеизложенных требований законодательства Российской Федерации, а также соответствующих предложений Главного государственного санитарного врача Краснодарского края в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 №129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», вносились соответствующие изменения.

Довод административного истца о нарушении его конституционного права на свободу передвижения и выбора места пребывания, также не может быть принят судом, поскольку основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

При этом положения статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Положения статьи 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривают, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено, в том числе, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.

С учетом приведенных норм части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и положений статей 1 и 8 Закона РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статей 1 и 2, подпункта «а» пункта 10 статьи 4.1, подпункта «а.2» статьи 10, подпунктов «а, м, у, ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Правовое регулирование положений подпункта «а» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ направлено на ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Понятие «ограничения доступа» включает в себя и понятие «ограничение передвижения людей и транспортных средств на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации».

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 8 мая 2020 года утверждены Методические рекомендации МР 3.1.0178-20 по определению комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19 (далее – Методические рекомендации).

Подготовленные рекомендации по снятию ограничительных мер - это методический инструмент для этой работы, предусматривающий ее этапность. В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций предполагается поэтапное (три этапа) возобновление деятельности предприятий и организаций, деятельность которых непосредственно связана с потребителями, в Российской Федерации. Для каждого из этапов устанавливается свое значение показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19.

В силу п. 5 Методических рекомендаций решения о поэтапном снятии ограничений принимаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

Методика оценки готовности к выходу из ограничительных мероприятий включает в себя оценку таких параметров как коэффициент распространения инфекции, вычисляемый как среднее количество людей, которых инфицирует один больной до его изоляции, свободный коечный фонд и охват тестированием. Таким образом, для каждого региона период выхода из ограничительных мероприятий и его продолжительность будут индивидуальными.

В пункте 7 Методических рекомендаций указано, что на всех этапах соблюдаются следующие условия:

- режим самоизоляции для людей с высоким риском тяжелого заболевания (лиц старше 65, лиц с хроническими заболеваниями, в первую очередь - лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов дыхания, диабетом) и принятие дополнительных мер при вынужденном выходе из дома;

- сохранение работы в удаленном доступе, если это не нарушает функционирование учреждения/предприятия, или введение, где возможно, посменной работы, с нахождением на дистанционной работе контингентов из групп риска;

- использование гигиенических масок (в транспорте, в общественных местах, при любом выходе на улицу);

- соблюдение масочного режима всеми работающими на предприятиях и организациях любой организационно-правовой формы;

- соблюдение дезинфекционного режима;

- соблюдение социального дистанцирования (не менее 1,5 метров);

- проведение интенсивной информационной работы с населением;

- населению целесообразно использовать личный транспорт.

В свою очередь, в пункте 9 Методических рекомендаций указано высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на всех этапах, с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации, определяется:

- режим работы предприятий и организаций;

- режим посещения территорий общегородского значения, пляжей, парков и иных мест отдыха, кладбищ, мемориалов;

- вопросы регулирования работы общественного транспорта.

Именно данные положения включены в оспариваемый административным истцом абзац 2 подпункта 4 пункта 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-n-CoV)».

В п. 10 Методических рекомендаций указано, что решение о снятии всех ограничений и функционировании всех предприятий и организаций, проведении массовых мероприятий, принимается в каждом субъекте Российской Федерации отдельно, после стабилизации эпидемической ситуации с учетом оценки рисков ее возможного осложнения.

Впоследствии Главным государственным санитарным врачом РФ постановлением от 22.05.2020 № 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории РФ (далее - Правила).

В разделе IV Правил определен комплекс противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19.

В п. 4.4 раздела IV Правил мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:

- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;

- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;

- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;

- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;

- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;

- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;

- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

Первоочередной задачей при принятии оспариваемого нормативного акта являлось замедление распространения инфекции, недопущение резкого роста числа заболевших за счет ограничения передачи коронавируса на территории Краснодарского края, а также защита групп риска. Ограничительные меры постоянно корректировались с учетом анализа эпидемической ситуации. Установленные в оспариваемом правовом акте ограничения носят временный характер и направлены исключительно на защиту здоровья населения, проживающего на территории Краснодарского края.

Доводы административного истца о незаконности оспариваемого постановления в части установления режима работы предприятий (объектов) общественного питания в интервале с 7 часов до 24 часов по местному времени не могут быть приняты судом ввиду следующего.

В пункте 9 Методических рекомендаций указано, что высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на всех этапах, с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации, определяется в том числе режим работы предприятий и организаций.

Согласно пункту 10 Методических рекомендаций, решение о снятии всех ограничений и функционировании всех предприятий и организаций, проведении массовых мероприятий, принимается в каждом субъекте Российской Федерации отдельно, после стабилизации эпидемической ситуации с учетом оценки рисков ее возможного осложнения.

В письме Главного государственного санитарного врача Краснодарского края от 03.06.2020 г. №23-00-07/5-9472-2020 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, с учетом ранее введенных ограничений, указано определить режим работы предприятий и организаций.

В дальнейшем указанные положения нашли свое отражение в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 г. № 31, которым высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано запретить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, их проведение, оказание в период с 23.00 до 06.00 часов.

Согласно подпункту «б» пункта 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794, основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, в режиме повышенной готовности являются, в том числе, принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.

На основании приведенных норм федерального и регионального действующего законодательства к полномочиям главы администрации (губернатора) Краснодарского края, как высшего должностного лица Краснодарского края, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, отнесено: введение режима повышенной готовности; принятие нормативных правовых актов в области защиты населения; принятие решений, определяющих основные направления политики и организации защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; определение перечня мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

С учетом изложенного глава администрации (губернатор) Краснодарского края обладает достаточными полномочиями и компетенцией для принятия оспариваемого постановления от 13.03.2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-n-CoV)», в том числе, в последующих его редакциях. Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушена. Оспариваемое постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края соответствуют требованиям к форме и виду нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 417, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения и являются несостоятельными доводы административного истца относительно несоответствия оспариваемого постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе положениям статей 27, 28, 55, 56 Конституции Российской Федерации.

Утверждение административного истца о том, что наименование новой коронавирусной инфекции, введенное в период начала пандемии в конце 2019 года (2019-nCoV), которое включено в п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2020 г. № 285, не идентично наименованию указанного заболевания COVID-19, - ошибочно. Указанное наименование заболевания официально объявлено Всемирной организации здравоохранения и применяется как идентичное.

Давая оценку доводам представителя административных ответчиков главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И., администрации Краснодарского края о наличии оснований для прекращении производства по настоящему административному делу в части, суд считает их основанными на неправильном толковании процессуального закона. Административный истец в рассматриваемом иске оспаривает отдельные нормативные положения постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129, содержание которых изложено в новой редакции постановлений, принятых после вынесения Краснодарским краевым судом вступивших в законную силу решений. В связи с чем, предмет настоящего административного иска не тождественен предметам иска по ранее рассмотренным административным делам.

Таким образом, судом не установлено несоответствие оспариваемого постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушения порядка его принятия, опубликования а также нарушений конституционных прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом.

При указных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Тимченко Вячеслава Анатольевича к главе администрации (губернатору) Краснодарского края и администрации Краснодарского края о признании не действующим в части постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 апреля 2021 года.

Судья

Краснодарского краевого суда К.В. Лободенко

3а-403/2021 (3а-1721/2020;) ~ М-1450/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Краснодарского края
Тимченко Вячеслав Анатольевич
Ответчики
Администрация Краснодарского края
Глава Администрации Краснодарского края (Кондратьев В.И.)
Другие
Главный госудасрственный санитарный врач по Краснодарскому краю
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Лободенко Константин Владимирович
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
09.11.2020Регистрация административного искового заявления
10.11.2020Передача материалов судье
13.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.12.2020Предварительное судебное заседание
07.12.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.01.2021Предварительное судебное заседание
18.02.2021Предварительное судебное заседание
17.03.2021Предварительное судебное заседание
15.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2021Дело оформлено
27.04.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее