Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2018 года
Иланский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего Сасенко И.Е.,
при секретаре Буховцовой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутеповой Г.Ф. к КГКОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Иланский детский дом» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивировав свои требования тем, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком, где работает сторожем. Работодателем нарушаются права истца на получение заработной платы в полном объеме.
Размер начисленной работодателем заработной платы истца, если им в спорный период отработана полностью норма рабочего времени по одной ставке в месяц, не может быть ниже 15182,40 руб. в месяц, за период с 01.01.2018 года по 30.04.2018 года и за период с 01.05.2018 года не менее 17860,80 руб., с учетом районных коэффициентов установленных к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края.
В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с апреля 2018 года по август 2018 года в размере 22506,28 руб.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал согласно уменьшенных исковых требований.
Ответчик КГКОУ «Иланский детский дом» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Третье лицо - Управление образования Администрации Иланского района Красноярского края, КГКУ «Канский детский дом им. Ю.А.Гагарина», в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо Канский филиал КГСБУ «ТЦБ» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно с.2 ТК РФ, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый).
В соответствии со ст.132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В силу ч. 3 ст.133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым и коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Часть 1, ст.129 ТК РФ, определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 г. № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» (пункт 4.2) в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Кроме того, согласно ч.2 ст.48 ТК РФ срок действия соглашения не может превышать трех лет, а его содержание и структура определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (часть первая статьи 46 данного Кодекса). Из этого следует, что установленная в субъекте Российской Федерации минимальная заработная плата может быть отменена или ее размер может быть изменен в связи с изменением экономических условий.
Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно ч.11, ст.133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
По своему содержанию приведенное положение полностью совпадает с ч.3 ст.133 данного Кодекса, устанавливающей, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 07.12.2017 № 38-П) взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно п. 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П выявленный в нем конституционно-правовой смысл положений вышеуказанных статей является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
По смыслу ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Согласно ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы права.
Таким образом, приведенными нормами федерального законодательства допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны исчисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Оплата труда указанных работников должна осуществляться в повышенном размере путем применения районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Согласно ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В соответствии со ст.317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, секретариата всесоюзного центрального Советов профессиональных союзов от 21 октября 1969 г. № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент не был установлен, и о порядке его применения» к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае установлен районный коэффициент в размере 1,20.
Постановлением администрации Красноярского края от 13 ноября 1992 года № 393-п «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 ноября 1992 года установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края.
Постановлением Совета Министров СССР, Всесоюзного центрального Советов профессиональных союзов от 24 сентября 1989 г. № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края ведена выплата надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Красноярского края в размере до 30% заработка.
В соответствии со ст.1 Федерального закона 82-Ф3 от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года по 30.04.2018 года – 9 489 рублей, и с 01.05.2018 года не менее 11163 руб.
В соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства размер начисленной работодателем заработной платы истца, если им в спорный период отработана полностью норма рабочего времени по одной полной ставке в месяц, не может быть менее 15182,40 руб. в месяц - гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий - районного коэффициента (30%) и процентной (северной надбавки - максимально 30%) за период времени с - 01.01.2018 года по 30.04.2018 года, и не менее 17860,80 руб., за период с 01.05.2018 года.
Согласно исследованных материалов дела, истец, состоит в трудовых отношениях с КГКОУ «Иланский детский дом», где работает сторожем /л.д.4-20/,
Как следует из расчетных листков по заработной плате, Кутеповой Г.Ф., заработная плата за период с апреля 2018 года по август 2018 года включительно, начислялась менее установленного размера МРОТ с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий.
Таким образом, размер недоначисленной заработной платы истца, за период с 01.04.2018 года по 31.08.2018 года, составляет 22506,28 руб., что подтверждается расчетом представленного истцом и ответчиком не оспорен /л.д.3/. При этом расчет недоначисленной заработной платы является правильным.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, с ответчика не освобожденного от такой уплаты, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 875,19 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кутеповой Г.Ф. к КГКОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Иланский детский дом» о взыскании недоначисленной заработной платы - удовлетворить.
Взыскать с КГКОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Иланский детский дом» в пользу Кутеповой Г.Ф. недоначисленную заработную плату за период с 01.04.2018 года по 31.08.2018 года в размере 22506 руб. 28 коп.
Взыскать с КГКОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Иланский детский дом» в доход местного бюджета, государственную пошлину в сумме 875 руб. 19 коп.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд в месячный срок со дня его вынесения, с подачей жалобы через Иланский районный суд.
Судья И.Е.Сасенко