Дело № 12-76/2017 ...
РЕШЕНИЕ
г. Мелеуз 18 июля 2017 года
Судья Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан Насырова Л.И.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Ефремова А.П., его представителя – адвоката Исанбаева И.М.,
старшего государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды, председателя Мелеузовского территориального комитета Минэкологии РБ Атландеровой А.В.,
при секретаре Шульгиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Ефремова ФИО1 на постановление старшего инспектора РБ в области охраны окружающей среды, председателя Мелеузовского территориального комитета Минэкологии РБ Атландеровой А.В. <№> от <дата обезличена> о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего инспектора РБ в области охраны окружающей среды, председателя Мелеузовского территориального комитета Минэкологии РБ Атландеровой А.В. <№> от <дата обезличена> должностное лицо – директор МУП «Зеленое хозяйство» Ефремов А.П. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Ефремов А.П. подал жалобу, обосновав ее тем, что считает данное постановление незаконным, поскольку не были учтены следующие обстоятельства по делу. Так, в период времени с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а также с <дата обезличена> по <дата обезличена> он находился на лечении в ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ (как на стационарном, так и на амбулаторном). С <дата обезличена> и по настоящее время находится на амбулаторном лечении. На период его болезни, исполняющим обязанности МУП «Зеленое хозяйство» был назначен его заместитель ФИО2, который решал все вопросы, связанные с работой МУП «Зеленое хозяйство». О том, что он находился на лечении старший государственный инспектор РБ в области охраны окружающей среды, председатель Мелеузовского территориального комитета Минэкологии РБ Атландерова А.В. не могла не знать. Присутствовать в период расследования, давать какие-либо показания, или иным образом как-то повлиять на ход проводимых мероприятий, он не мог, так как находился на продолжительном лечении. Уведомления о том, что в отношении него проводится административное расследование, он не получал. С <дата обезличена> он находился на лечении в г. Москва в Центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им. ..., а также ООО «Медицинский центр «Доктор Боголюбов», где проходил обследование перед операцией. <дата обезличена> ему закрыли больничный лист. <дата обезличена> он уволился с МУП «Зеленое хозяйство». С <дата обезличена> по настоящее время он вновь находится на лечении. Исходя из изложенного, он не знал и физически не мог принимать участие в ходе проведения административного расследования.
Просит постановление <№> о назначении административного наказания от <дата обезличена> вынесенное старшим государственным инспектором Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателем Мелеузовского территориального комитета Минэкологии РБ Атландеровой А.В., о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере 20000 руб. – отменить, производство по делу прекратить по ст. 4.5 КоАП РФ по сроку давности.
Срок обжалования Ефремову А.П. восстановлен определением Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена>.
В судебном заседании Ефремов А.П. и его защитник – адвокат Исанбаев И.М. поддержали доводы жалобы, просили постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Мелеузовского территориального комитета Минэкологии РБ Атландеровой А.В. отменить, производство по делу прекратить по ст. 4.5 КоАП РФ, по сроку давности.
Старший государственный инспектор Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председатель Мелеузовского территориального комитета Минэкологии РБ Атландерова А.В. просила постановление оставить без изменения
Выслушав участников процесса, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствие с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация, зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статья 39 часть 1 этого закона предусматривает, что юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды.
В соответствие с ч. 2 ст. 11 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращении с отходами, в том числе обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствие с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Под отходами производства и потребления, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя ч.7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Согласно ч.6 ст.12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» № 792 от 30.09.2011г.
Пунктом 16 приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» № 792 от 30.09.2011г. установлено, что ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения и захоронения отходов, соответствующих требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Как следует из Акта проверки <№> от <дата обезличена>, МУП «Зеленхоз» по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, <адрес обезличен> нарушают требования Инструкции по проектированию, эксплуатации, рекультивации полигонов для бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от <дата обезличена>, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В связи с этим, <дата обезличена> в отношении должностного лица Ефремова А.П. составлен протокол об административном правонарушении <№>, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
При этом вина должностного лица Ефремова А.П. заключается в том, что им не обеспечено соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления, а именно эксплуатация полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: <адрес обезличен> нарушают требования Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации <дата обезличена>: на выезде из полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны для дезинфекции колес мусоровозов; отсутствует емкость с водой для пожаротушения; по периметру территории полигона частично отсутствует ограждение; не разработан специальный проект мониторинга, включающий разделы: контроль состояния по подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона, система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигона; не ведется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; учет принимаемых на полигоне ТБО не ведется; выгрузка мусоровозов и складирование отходов осуществляется беспорядочно, въезд на территорию полигона завален отходами, отходы выгружаются за пределами полигона, отходы не сдвигаются на рабочую карту, не уплотняются, не производится промежуточная изоляция уплотненного слоя ТБО грунтом, чем нарушены п.п. 1.23, 1.24, 1.25, 1.30, 1.31, 2.1, 2.2, 2.4, 2.8 Инструкции про проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996, ч.1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89 – ФЗ от 24.06.1998, п. 5 приказа Минприроды РБ от 04.03.2016 № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их взаимодействия на окружающую среду», ч.7 ст. 12, абз.8 ч.2 ст. 11. ч.3 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Предприятие не приняло все зависящие от него меры для соблюдения экологических требований при обращении с отходами.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у должностного лица Ефремова А.П. реальной возможности соблюдать требования законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Бездействие должностного лица Ефремова А.П., выразившееся в непринятии полных своевременных мер по соблюдению предприятием экологических требований при обращении с отходами, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу в том, что действия должностного лица Ефремова А.П. верно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, вина должностного лица в совершении административного правонарушения доказана.
Нарушения норм материального и процессуального закона, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении, судьей не установлены.
Доводы жалобы о том, что Ефремов А.П. не был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела, что повлекло его право на защиту, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Так, согласно определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении <№> от <дата обезличена>, Ефремову А.П. было направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела о административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, рассмотрение которого было назначено на <дата обезличена>, однако он не явился. Рассмотрение административного дела было отложено на <дата обезличена> в связи с отсутствием надлежащего извещения Ефремова А.П. <дата обезличена> Ефремову А.П. было направлено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено им <дата обезличена>, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением. Однако в указанное время и место Ефремов А.П. не явился, ходатайства об отложении процессуального действия лично либо через своего уполномоченного представителя не заявлял, об уважительных причинах неявки не сообщил, в связи с чем в отношении него было составлено обжалуемое постановление.
Постановление <№> от <дата обезличена> было направлено в адрес Ефремова А.П. в тот же день <дата обезличена>, что подтверждается кассовым чеком об отправке с почтовым идентификатором <№>. Указанное постановление Ефремовым А.П. не было получено, <дата обезличена> письмо с отметкой «срок хранения истек» выслано обратно отправителю, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с сайта «Почта Россия».
Указание Ефремова А.П. на то, что он, являясь директором МУП «Зеленое хозяйство» и приняв <дата обезличена> в хозяйственное ведение недвижимое имущество: полигон твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, большую часть времени с момента принятия полигона до своего увольнения - <дата обезличена>, находился на лечении, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что выявленные в рамках проверки, проведенной в отношении должностного лица МУП «Зеленое хозяйство» - директора Ефремова А.П. нарушения экологических требований при обращении с образующимися отходами производства и потребления носил длящийся характер.
Кроме того, согласно объяснениям водителей МУП «Зеленое хозяйство» ФИО3, ФИО4, имеющиеся в деле об административном правонарушении в отношении МУП «Зеленое хозяйство», вывоз мусора с <дата обезличена> года по <дата обезличена> года в с. Зирган был осуществлен по распоряжению директора Ефремова А.П., который находился на работе постоянно.
Следовательно, доводы Ефремова А.П. о том, что большую часть времени с момента принятия полигона – <дата обезличена> до своего увольнения - <дата обезличена>, он находился на лечении и при этом допущено бездействие по уважительной причине, не могут быть приняты во внимание и не исключают вины должностного лица в совершении административного правонарушения, поскольку правонарушение выявлено в ходе внеплановых проверок с <дата обезличена> по <дата обезличена>, в силу своих должностных обязанностей по осуществлению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> Ефремов А.П. имел возможность устранить выявленные нарушения требований в области охраны окружающей среды.
Порядок привлечения Ефремова А.П. к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено Ефремову А.П. в соответствии с санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Нарушения норм материального и процессуального закона, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении, старшим государственным инспектором РБ в области охраны окружающей среды, председателем Мелеузовского территориального комитета Минэкологии РБ Атландеровой А.В. не установлены.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение постановления по делу об административном правонарушении, в жалобе не приведено.
При указанных обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды, председателя Мелеузовского территориального комитета Минэкологии РБ Атландеровой А.В. является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды, председателя Мелеузовского территориального комитета Минэкологии РБ Атландеровой А.В. <№> от <дата обезличена> о назначении должностному лицу – директору МУП «Зеленое хозяйство» Ефремову ФИО1 административного наказания по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Ефремова ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток.
Судья ... Л.И. Насырова
...
...