Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-757/2018 (2-3826/2017;) ~ М-3324/2017 от 01.12.2017

№ 2-757/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«04» мая 2018 года                                                  г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Низамеевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наговицыной Л.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировала тем, что решением от -Дата- года ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, исключив из подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы воспитателем Центра ППМС помощи безнадзорным детям, периоды нахождения в ученических отпусках, периоды, за которые работодателем не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Просит признать незаконным решение ответчика, обязать досрочно назначить страховую пенсию, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 11 300 рублей.

В ходе рассмотрения дела истец заявил дополнительные требования, в окончательном варианте просил признать незаконными решения ответчика от -Дата- и от -Дата-, обязать досрочно назначить пенсию со дня возникновения права, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 11 300 рублей.

В судебное заседание истица не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца Замостьянова Т.С действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенному в иске. Уточнила первый спорный период с -Дата- по -Дата-.

Представитель ответчика Гарипова Н.И., действующая на основании доверенности, представила в суд письменные возражения на иск, в которых указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решении Управления об отказе в назначении пенсии истцу, просила уменьшить размер судебных расходов при вынесении решения удовлетворяющего исковые требования.

    Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:

-Дата- истица обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.

-Дата- решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики истице на основании п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от -Дата- №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности. Из содержания решения следует, что ответчиком не включены в стаж истца следующие периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком и по типу и виду, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, поскольку работодателем не предоставлены сведения персонифицированного учета с кодом льготы.

Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 19 лет 04 месяца 09 дней.

-Дата- истица вновь обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.

04 декабря года решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики истице на основании п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от -Дата- №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности. Из содержания решения следует, что ответчиком не включены в стаж истца следующие периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком и по типу и виду. Периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- включены в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии 20 лет 09 месяца 00 дней. Из содержания отказных решений усматривается, что ответчиком не включены в специальный стаж истца следующие периоды:

- работа в должности воспитателя Центра ППМС помощи безнадзорным детям с -Дата- по -Дата-, -Дата- по -Дата-;

- нахождения в ученических отпусках с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-;

- периоды, за которые работодателем не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета с -Дата- по -Дата-.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу -Дата-, (далее - Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 возраста, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от -Дата- «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до -Дата-, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

С учетом изложенного, обязательными условиями для досрочного назначения страховой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального страхового стажа), в данном случае - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтвержденной соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлениями о досрочном назначении пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -Дата- и -Дата-.

Период работы истицы в должности воспитателя Центра ППМС помощи безнадзорным детям с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- подлежит включению в педагогический стаж, истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку в указанный период истица фактически работала в должности воспитателя в социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Данные выводы суда основаны на следующих нормативно- правовых актах и анализе представленных истцом доказательствах.

Согласно трудовой книжке серии АТ-VI , Наговицыной Л.М., -Дата- года рождения:

- -Дата- принята на должность воспитателя детского сада ;

- -Дата- переведена на туже должность в Городской приют для детей в связи реорганизацией детского сада ;

- -Дата- уволена, в связи с переводов в детский сад ;

- -Дата- принята на должность воспитателя Городского социального приюта для детей;

- -Дата- внесена запись «в соответствии с приказом от -Дата- Комитета по делам семьи и женщины г. Ижевска Городской социальный приют для детей переименован в Центр ППМС помощи безнадзорным детям»;

- -Дата- внесена запись « в соответствии с Приказом от -Дата- Комитета по делам семьи, женщин и детей Администрации г. Ижевска Центр ППМС помощи безнадзорным детям переименован в Муниципальное учреждение «Городской социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»;

- -Дата- внесена запись « на основании приказа п от -Дата- Администрации г. Ижевска МУ «Городской социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» переименован в Муниципальное учреждение «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска»;

- приказом -ОД от -Дата- МУ «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска» с -Дата- переименован в муниципальное казенное учреждение «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска»;

- приказом -ОД от -Дата- Муниципальное казенное учреждение «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска» с -Дата- переименовано в казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска».

Между сторонами имеется спор об относимости учреждения, в котором работал истец в спорные периоды (с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-) к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии. При этом ответчиком не оспаривается наименование должности и занятость истца на ставку заработной платы в указанные периоды.

Основанием исковых требований по указанным периодам истец заявляет о неправильном наименовании учреждения Муниципальное специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи безнадзорным детям», которое в дальнейшем было переименовано в соответствии с действующим законодательством, работа в данном учреждении дает право на льготное назначение пенсии по старости, поскольку после переименования не изменились характер труда и заработная плата работников, цели, задачи данного центра.

Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (п.1 п.п. «м») установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с -Дата- (далее Список ).

Вышеуказанным Списком N 781, предусмотрены в наименовании должностей "воспитатель" (пункт 1), в наименовании учреждений - учреждения социального обслуживания: "социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних" (пункт 1.13).

При этом в Списке не содержится такое наименование учреждения как Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

Согласно справки без номера и без даты, выданной Казенным учреждением социального обслуживания УР «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска», Наговицына Л.М. работает в должности воспитателя Казенного учреждения социального обслуживания УР «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска» с -Дата- по настоящее время с нормой педагогической выработки на одну.

Согласно справки отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц от -Дата- в наблюдательном деле Казенного учреждения социального обслуживания УР «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска» имеется следующая информация: -Дата- Городской социальный приют для детей переименован в Муниципальное специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи безнадзорным детям» (Центр ППМС помощи безнадзорным детям), с -Дата- переименован в муниципальное учреждение «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», с -Дата- переименован в муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска», с -Дата- переименован в муниципальное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска», с -Дата- переименован в казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска».

Положением Муниципального специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи безнадзорным детям», утвержденного -Дата-, предусмотрено:

- п.1.1. Центр является муниципальным социальным учреждением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в своей деятельности руководствуется Примерным положением о специализированных учреждениях, нуждающихся в социальной реабилитации безнадзорных, несовершеннолетних и осуществляет комплекс мер по их социальной и лечебно- профилактической реабилитации,

- п.2.1. целями и задачами Центра являются: оказание детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию квалифицированной лечебно-профилактической, медико-социальной и педагогической помощи, организация их временного проживания в семьях и Центре, обеспечение социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению, труда, и т.д.,

- п.2.2. основными задачами центра являются разработка индивидуальных программ социальной реабилитации детей, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности,

- п.5.1. в центре одновременно могут проходить курс психо- физического оздоровления и социальной реабилитации до 120 детей и подростков в возрасте от 2 до 18 лет, с формированием их в группы в количестве 7-8 детей в каждой,

- в разделе 5 «условия приема детей» указана следующая структура подразделений социального обслуживания: приемное отделение, стационарное отделение, отделение социально- правовой помощи, др.

В соответствии с приказом Администрации г. Ижевска от -Дата- МУ «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи безнадзорным детям» переименован в «Муниципальное городское специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», в связи с приведением учредительных документов в соответствие с действующим законодательством.

Приказом Администрации г. Ижевска от -Дата- «Муниципальное городское специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» переименовано в МУ «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Уставом МУ «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», утвержденным -Дата-, предусмотрено:

- п.1.1. учреждение осуществляет профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении,

- п. 1.8. основными задачами центра являются профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также социальная реабилитация детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,

- п. 2.1. целями и задачами центра являются: оказание детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию квалифицированной психологической и социально- педагогической помощи, организация их временного проживания в Центре, оказание правовой помощи и дальнейшее жизнеустройство, обеспечение социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению, труду, и т.д.,

- п.2.2. основными задачами центра являются разработка индивидуальных программ социальной реабилитации детей, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности,

- п. 5.1. в центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте 3-18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством РФ,

- в разделе 7 «кадровое обеспечение» указано на структурные подразделения, такие как приемное отделение, отделение социальной диагностики, отделение социальной реабилитации, стационарное отделение, отделение социально- правовой помощи, социальная гостиница, группа длительного пребывания, группа дневного пребывания и социального патронажа и др.

Анализ Положения Муниципального специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи безнадзорным детям» и Устава МУ «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» позволяет сделать вывод о том, что порядок создания и ликвидации, финансирования, цели и задачи, основы деятельности, условия приема детей и подростков для оказания социальной реабилитации и виды социальной реабилитации указанных организаций идентичны. Наименование Муниципального специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи безнадзорным детям», в котором работала истец в спорные периоды, приведено в соответствие с действующим законодательством без изменения характера труда и функциональных обязанностей работников.

Согласно представленным в материалы дела штатным расписаниям Центра ППМС помощи безнадзорным детям на -Дата- год, по Городскому социальному приюту для детей на -Дата- год, Муниципального городского специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации на -Дата- год, тарификационным сеткам Центра ППМС помощи безнадзорным детям на -Дата- год, на -Дата- год, Муниципального городского специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся с социальной реабилитации на -Дата-. в штате учреждения имелись одни и те же должности, в том числе, педагогические, которые не изменились с изменением наименования учреждения.

Из представленных истцом карточек-справок за -Дата--Дата- годы видно, что Наговицына Л.М. занимала должность воспитателя, за указанные периоды ей начислялась и выплачивалась соответствующая заработная плата, при этом при переименовании учреждения в -Дата- году она продолжила работать в должности воспитателя 12 разряда.

Поскольку истец в периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- работала в должности воспитателя в учреждении, отвечающем требованиям пункта 1.13 Списка учреждений , данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Доводы ответчика о том, что истец просит установить тождественность наименования учреждения, в котором работал истец, наименованию, предусмотренному Списком , суд считает несостоятельными.

Действительно в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Однако в рассматриваемом судом случае в декабре 2003 года имело место переименование организации, в которой истец работал, приведение наименования в соответствие с принятыми нормативными правовыми актами без изменения статуса учреждения, его целей и вида деятельности, а также характера профессиональной деятельности истца.

Так, до -Дата- действовало Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 1092. Настоящее Примерное положение регулировало деятельность учреждения социальной защиты несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей и других), создаваемого в системе органов, осуществляющих социальную защиту населения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании настоящего Примерного положения. Основными задачами учреждения являются: профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье; предоставление несовершеннолетним временного проживания до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм его жизнеустройства; обеспечение несовершеннолетних квалифицированной медико - социальной помощью. В учреждении могут быть образованы приемное отделение, отделение диагностики и реализации программ социальной реабилитации, социальная гостиница, семейная группа, подразделение социально-правовой помощи и другие.

С 16 декабря 2000 года постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 утверждены Примерные положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" вместе с "Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних", "Примерным положением о социальном приюте для детей", "Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей". Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних регулируется деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.

Однако с момента вступления законную силу постановления Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 наименование учреждения не было приведено в соответствие с требованиями постановления, данная ошибка была устранена лишь в -Дата- года.

Несвоевременная смена наименования учреждения, которое фактически являлось по своим целям и задачам социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних в спорный период работы истца, не может ограничивать конституционные права истца на социальное обеспечение, так как в данном случае нарушится предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

    Кроме того, в соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

    В соответствии с п.43 Правил периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

    Поскольку спорные периоды деятельности истца протекали после регистрации в системе государственного пенсионного страхования, стаж должен подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

    Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица Наговицыной Л.М., отчетов по форме СЗВ-1 страхователь - работодатель отчитался в Пенсионный фонд за истца за периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- с кодом льготы «ЗП80ПД», «28-ПД» и работой на ставку заработной платы, подтвердив право истца на досрочное пенсионное обеспечение как педагогического работника.

В периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- истец находился в ученических отпусках, с сохранением заработной платы, что подтверждается карточками- справками, дипломом и ответчиком не оспаривалось.

Периоды ученических отпусков подлежат включению в педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, по следующим основаниям.

В п. 21 Рекомендации Международной Организации Труда от -Дата- «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Действующими в спорные периоды КЗоТ РФ и Трудовым кодексом РФ (глава 26) работникам, совмещающим труд с обучением, гарантируются такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

На время нахождения работника в учебных отпусках трудовые отношения с ним также не прекращаются, ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, во время которого сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Кроме того, согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от -Дата- N 516, в стаж работы по специальности включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Таким образом, нахождение в ученическом отпуске законодателем приравнивается к выполнению работником своих трудовых обязанностей.

Истица находилась в ученическом отпуске во время работы в должности и учреждении, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в указанные периода за ней сохранялось место работы и выплачивалась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

За периоды деятельности истца с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- страхователь- работодатель отчитался с кодом льготы для досрочного пенсионного обеспечения, что позволяет включить указанные периоды в педагогический стаж.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат включению:

- периоды, работы в должности воспитателя Центра ППМС помощи безнадзорным детям с -Дата- по -Дата- (2 месяца 18 дней), с -Дата- по -Дата- (4 года 1 месяц 29 дней);

- периоды нахождения в ученических отпусках с -Дата- по -Дата- (10 дней), с -Дата- по -Дата- (10 дней), с -Дата- по -Дата- (23 дня), с -Дата- по -Дата- (5 месяцев 5 дней);

- периоды, за которые не предоставлены ведения индивидуального (персонифицированного) учета с -Дата- по -Дата- (6 месяцев 14 дней)

При включении в специальный стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составляющий на -Дата- по подсчетам ответчика 20 лет 05 месяцев 07 дней (включая периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-), спорных периодов сроком 04 года 04 месяца 17 дней, стаж истца составит 24 года 09 месяцев 24 дня, что недостаточно для назначения пенсии досрочно со дня первого обращения с заявлением, то есть с -Дата-.

При включении в специальный стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составляющий на -Дата- по подсчетам ответчика 20 лет 09 месяцев 00 дней (включая периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-), спорных периодов сроком 04 года 04 месяца 17 дней, стаж истца составит 25 лет 01 месяц 17 дней, что достаточно для назначения пенсии со второго обращения, то есть с -Дата-.

Поскольку вынесенное ответчиком решение от -Дата- об отказе в назначении пенсии не соответствуют требованиям пенсионного законодательства, при расчете стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости ответчиком неверно исчислен стаж истца на день обращения в пенсионный орган и неверно определена дата возникновения права истца на назначение пенсии, данные решения подлежат отмене.

Расходы истицы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подтверждаются чеком-ордером от -Дата-, выданным ОАО «Сбербанк России».

Расходы истца по оплате госпошлины за удостоверение нотариальной доверенности в размере 1000 рублей подтверждаются доверенностью серии , удостоверенной нотариусом г. Ижевска Бобровой И.П.

В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 рублей по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд и 1000 рублей за удостоверение нотариальной доверенности, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела, при этом исковые требования истца удовлетворены частично судом.

Расходы истца по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей подтверждаются Договором поручения от -Дата-, заключенным между Наговицыной Л.М. и ООО Агентство «Правовая защита», квитанцией к приходному кассовому ордеру от -Дата-.

При определении размера расходов по оплате услуг представителя, суд учитывает разумность и соразмерность расходов объему работ, выполненных представителем по гражданскому делу: консультации, написание искового заявления, сбор доказательств, участие в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и при разбирательстве дела в судебном заседании. Кроме того, суд учитывает подготовленность представителя к судебному разбирательству, категорию сложности рассматриваемого дела и результат рассмотрения гражданского дела, решением по которому исковые требования удовлетворены частично. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика пользу истца подлежат расходы по оплате услуг представителя в общем размере 10 000 рублей.

Общий размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца составляет 11 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Наговицыной Л.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики от -Дата- об отказе Наговицыной Л.М. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части не включения в стаж:

периодов, работы в должности воспитателя Центра ППМС помощи безнадзорным детям с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-;

периодов ученических отпусков с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-;

периодов, за которые не предоставлены сведения (персонифицированного) учета с -Дата- по -Дата-;

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики от -Дата- об отказе Наговицыной Л.М. в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Наговицыной Л.М. страховую пенсию по старости, как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с -Дата-, бессрочно.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Наговицыной Л.М. судебные расходы в размере 11 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

    Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме -Дата-.

Судья                            Сентякова Н.А.

2-757/2018 (2-3826/2017;) ~ М-3324/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Наговицына Любовь Михайловна
Ответчики
УПФ РФ
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Александровна
Дело на странице суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
01.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2017Передача материалов судье
05.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2017Подготовка дела (собеседование)
28.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.01.2018Предварительное судебное заседание
29.03.2018Предварительное судебное заседание
04.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Дело оформлено
12.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее