П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
По делу об административном правонарушении
28 марта 2022 года город Самара
Судья Кировского районного суда города Самары Градусова С.Ю., при секретаре Евдашковой Е.А., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Жарова А.А., защитника – адвоката Попова А.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-1455/2022, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Жарова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего: <адрес>, не работающего,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении 22 № 3720491 от 27.02.2022г., 27.02.2022г. в период времени с 14:00 до 15:30 часов, Жаров А.А., являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме (митинг, шествие) по маршруту от сквера «Шанхай» ( ул.Молодогвардейская, 209) – ул.Молодогвардейская – ул.Полевая- пр.Ленина – ул.Первомайская – ул.Мичурина – ул.Осипенко – пр.Ленина – ул.Первомайская - - пр.Ленина - площадь Героев 21 Армии в г.Самара, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в орган местного самоуправления, не выполнил законные требования сотрудников полиции, предусмотренные п.1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и требования сотрудников Администрации г. Самара о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушил установленный п.1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «Порядок проведения публичного мероприятия», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Жаров А.А. вину не признал, отказался от дачи объяснений в соответствии со ст. 51 Конституции РФ.
Защитник – адвокат Попов А.Ю.: 27 февраля было проведено шествие, согласованное с органами государственной власти или нет, не известно. Согласно исследованным материалам дела получен ответ, что данное уведомление не поступало. Согласно ФЗ № 54 это уведомление может быть подано не только в органы государственной власти, но и в администрацию местного самоуправления. Так как ответ не поступал, считать, что шествие было не законным нельзя. При осмотре видеозаписи установлено, что группа людей идет, сотрудники выступают с требованиями разойтись. Группа лиц, осуществляющих охрану правопорядка, значительно превышает, количество простых граждан. Так же видно, что на месте имеется спец. техника, которая предназначена для перевозки людей, следовательно органы исполнительной власти и местного самоуправления предприняли все необходимые меры, которые должны принять при поступлении уведомления о проведении митинга. Граждане высказывают то, что им не предусмотрена ст. 31 Конституции РФ. Данное шествие проводится в мирных целях, общественный порядок не нарушается. Что касается совершения административного правонарушения Жаровым, данный административный материал был собран с нарушением, а именно просим считать недопустимым доказательством компактный диск, природа происхождения которого не известна. На записи видно, что она монтирована, т.е. обрезана, на какой предмет велась фиксация видео - не известно, в каком месте и время проводилась видеосъемка - не известно. Указал, что видео отличается от скриншота, имеющийся в материалах дела из акта осмотра видеозаписи, в связи с этим просит признать недопустимым доказательством акт осмотра видеозаписи, а также исключить рапорт сотрудника полиции, в котором написано, что Жаров ею был задержан, т.к. в ходе судебного заседания сотрудник подтвердила, что Жаров ею не задерживался, и она составила рапорт формальною. Не может признаваться доказательством для установления вины протокол об административном правонарушении, который составлен с нарушениями: время совершения правонарушения Жаровым на протяжении с 14:00 до 15:30, в материалах дела отсутствуют сведения, каким образом было установлено это время. На месте совершения правонарушения он не находился. Сотрудник составлял протокол об административном правонарушении на основании видео и рапорта сотрудника. На самом деле установить время не представляется возможным. Рапорт не соответствует действительности, поэтому должностное лицо Филипенко руководствовался недостоверными документами, в связи с этим протокол не соответствует реальным событиям. Просил прекратить производство, в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
Свидетель Филипенко С.Н. в судебном заседании пояснил, что 27 февраля 2022 Жаров А.А. был доставлен в Отдел Полиции № 1, после 16:00, точное время не помнит, в связи с совершением правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ; сотрудниками ППС был составлен рапорт, о том, что он был задержан и участвовал в митинге в центре города, пл. Героев 21 Армии – ул. Первомайская. После получения документов, им был составлен протокол об административном правонарушении, отобраны объяснения, сделана распечатка с БД РЕГИОН, составлен акт об осмотре видео; на видеозаписи видно как Жаров А.А. шел с другими гражданами; видео прислали сотрудники полиции. Протокол об административном правонарушении был составлен в ОП №1 по адресу: г.Самара, пр.Кирова, 223.
Свидетель Никифорова в судебном заседании пояснила, что работает в должности полицейского водителя 3 мобильной группы ППСП УМВД России по г. Самаре, Жарова А.А. лично не помнит, 27.02.2022 она находилась на службе, была в группе документирования - документировали людей, которых задерживали, сажали в автобус и доставляли в ОП № 1; сама лично участия в задержании не принимала. Рапорт и протокол о доставлении составлены ею.
Выслушав объяснения Жарова А.А., его защитника, свидетелей Филипенко С.Н., Никифоровой К.А., исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определяет публичное мероприятие как открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19.06.2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ гласит, что организатор публичного мероприятия обязан подать уведомление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого компетентному органу в порядке, установленном федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (часть 7 статьи 2).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, установлено судом, что 27.02.2022г. в период времени с 14:00 до 15:30 часов, Жаров А.А., являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме (митинг, шествие) по маршруту от сквера «Шанхай» ( ул.Молодогвардейская, 209) – ул.Молодогвардейская – ул.Полевая- пр.Ленина – ул.Первомайская – ул.Мичурина – ул.Осипенко – пр.Ленина – ул.Первомайская - - пр.Ленина - площадь Героев 21 Армии в г.Самара, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в орган местного самоуправления, не выполнил законные требования сотрудников полиции, предусмотренные п.1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и требования сотрудников Администрации г. Самара о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушил установленный п.1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «Порядок проведения публичного мероприятия».
Протокол об административном правонарушении 22 № 3720491 от 27.02.2022г. составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности, установленных и изложенных в нем нарушений у суда нет оснований.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вина Жарова А.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ подтверждается:
- протоколом 22 № 3720491 от 27.02.2022г. составленным УУП ОП № 1 МВД России по г. Самара Филипенко С.Н., согласно которому 27.02.2022г. в период времени с 14:00 до 15:30 часов, Жаров А.А., являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме (митинг, шествие) по маршруту от сквера «Шанхай» ( ул.Молодогвардейская, 209) – ул.Молодогвардейская – ул.Полевая- пр.Ленина – ул.Первомайская – ул.Мичурина – ул.Осипенко – пр.Ленина – ул.Первомайская - - пр.Ленина - площадь Героев 21 Армии в г.Самара, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в орган местного самоуправления, не выполнил законные требования сотрудников полиции, предусмотренные п.1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и требования сотрудников Администрации г. Самара о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушил установленный п.1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «Порядок проведения публичного мероприятия». С протоколом Жаров А.А. фактически не согласился;
- протоколом о доставлении от 27.02.2022г., составленным полицейским полка ППСП У МВД России по г.Самаре Никифоровой К.А.;
- актом осмотра видео от 27.02.2022г., из которого усматривается событие 27.02.2022 публичного мероприятия в форме шествия, запечатлены люди, участвующие в данном шествии, а также действия сотрудников правоохранительных органов по пресечению данного противоправного мероприятия, в том числе, предупреждения по громкоговорителю, требования разойтись;
- письменными показаниями свидетеля Куликовой Я.В., данными 27.02.2022, предупрежденной об административной ответственности, установленной ст.17.9 КоАП РФ, из которых следует, что 27.02.2022г. ею при помощи устройства усиления речи, электромегафона «Мегафон», в адрес мимо проходящих граждан, были вынесены предупреждения, о том что, проведение публичного мероприятия без согласования с органом местного самоуправления запрещено Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ; Вынесено предупреждение о том, что дальнейшие действия, направленные на организацию, проведение и участие в незаконном публичном мероприятии образуют состав административного правонарушения. Высказано требование прекратить противоправное действие, разойтись;
- протоколом опроса свидетеля Тетекина А.А. от 27.02.2022, Филиппенко В.И. от 27.02.2022, из которых следует, что они были очевидцами несанкционированного шествия, митинга, имевшего место быть 27.02.2022, проходившего по маршруту от сквера «Шанхай» (ул.Молодогвардейская, 209) – ул.Молодогвардейская – ул.Полевая- пр.Ленина – ул.Первомайская – ул.Мичурина – ул.Осипенко – пр.Ленина – ул.Первомайская - - пр.Ленина - площадь Героев 21 Армии в г.Самаре; на требования прекратить противоправные действия и разойтись данные лица не реагировали;
- письмом Администрации городского округа Самара от 28.02.2022г. за №1-04/00-02-03/1332;
- а также выше изложенными показаниями свидетелей Филипенко С.Н. и Никифоровой К.А., данными ими в ходе рассмотрения дела.
Оценивая показания данных свидетелей, предупрежденных об ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, суд принимает во внимание, что каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции, составивших протоколы, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Жаровым А.А. правонарушения.
Письменные объяснения сотрудников полиции, предупрежденных об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, отвечают требованиям ст. 26.3 КоАП РФ, поскольку указанные сотрудники полиции ранее не знакомы с Жаровым А.А., какие-либо данные о наличии причин для оговора последнего с их стороны отсутствуют, показания полностью согласуются между собой и с другими представленными в дело доказательствами.
Показания указанных свидетелей, в силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ являются доказательствами по делу об административном правонарушении, которые в совокупности с другими, названными ранее доказательствами, не ставят под сомнение доказанность вины Жарова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Несогласие Жарова А.А. с вменяемым ему административным правонарушением, а также доводы защитника о недопустимости представленных суду доказательств ( рапорт от 27.02.2022, протокол об административном правонарушении), суд не принимает во внимание, поскольку материалы дела не содержат доказательств, которые не отвечают требованиям достоверности и допустимости; каждое из доказательств, так и их совокупность, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и свидетельствуют о наличии в действиях Жарова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Также, как следует из исследованных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении доказательств, Жаров А.А. был осведомлен и проинформирован о незаконности названного выше публичного мероприятия, установлен судом исходя из представленных в материалах дела доказательств, в том числе, рапортов сотрудников полиции и их письменных объяснений, согласно которым сотрудники полиции неоднократно предупреждали участников публичного мероприятия о его незаконности, необходимости прекращении и отказа от участия в данном мероприятии.
Непризнание вины Жаровым А.А. в совершении административного правонарушения суд расценивает, как избранный им способ защиты, поскольку обстоятельства дела и его вина подтверждается совокупностью исследованных доказательств.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, его имущественного положения, в связи с тем, что смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено, суд считает возможным назначение Жарову А.А. наказания в виде штрафа в пределах, предусмотренных санкцией ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.4-29.11, ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать Жаров А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса с представлением судье копии документа, свидетельствующего об уплате штрафа.
Исходя из положений ч.1 ст.20.25, ч.5 ст.32.2 КоАП РФ отсутствие документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, влечет привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по Самарской области (ОП № 1 по Кировскому району по г. Самаре), КПП 631601001, ИНН 6317021970, ОП № 1 по Кировскому району по г. Самаре, код ОКТМО 36701310, номер счета получателя платежа 03100643000000014200 в Отделение Самара Банка России/ УФК по Самарской области г.Самара, БИК 013601205, наименование платежа штраф, КБК 18811601201019000140, плательщик Жарова А.А., УИН 18880463222237204910.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд города Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Вводная и резолютивная части постановления вынесены и оглашены 24.03.2022г. Мотивированное постановление вынесено 28.03.2022г.
Судья С.Ю. Градусова