Дело № 12-1-118/2018
РЕШЕНИЕ
г. Козьмодемьянск 4 октября 2018 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Малышев И.М., рассмотрев жалобу Сеюшова В.С. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО4 № от 06.08.2018 года, которым должностное лицо - глава муниципального образования «Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Сеюшов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО4 от 06.08.2018 года установлено, что муниципальным учреждением «Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» проводился электронный аукцион на водоснабжение д. <адрес> (номер извещения на официальном сайте № от ДД.ММ.ГГГГ). Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация размещены на официальном сайте 11.09.2017 г. В п. 8.3 проекта контракта заказчиком установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа составляет 2,5% от цены контракта. В п. 8.4 проекта контракта заказчиком установлено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа составляет 10% от цены контракта. Таким образом, заказчиком неправомерно, в нарушение частей 5, 8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг», в проекте контракта установлены размеры штрафов.
Документация об электронном аукционе № на водоснабжение д. <адрес> утверждена приказом главы администрации муниципального района Сеюшова В.С. №-р от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ.
Должностное лицо Марийского УФАС России не нашло оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, указав, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям. В данном случае административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного Сеюшовым В.С.
Должностное лицо Сеюшов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Горнормарийский районный суд Республики Марий Эл, Сеюшов В.С. просит отменить указанное выше постановление от 06.08.2018, вынесенное в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконным.
Заявитель Сеюшов В.С. указывает, решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.08.2018 по делу № А38-4877/2018 решение Комиссии по контролю в сфере закупок Управления ФАС по Республике Марий Эл от 21.02.2018 по делу № признано недействительным и не соответствующим Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг». Решение Комиссии по контролю в сфере закупок УФАС по Республике Марий Эл касается обстоятельств, выявленных антимонопольным органом при рассмотрении анонимного заявления.
Представитель должностного лица Сеюшова В.С. - Ванюков А.Л. (доверенность от ) в судебном заседании полностью поддержал жалобу.
И.о. заместителя руководителя Марийского УФАС России ФИО10 в отзыве на жалобу просит рассмотреть дело без участия представителя УФАС по Республике Марий Эл и отказать в удовлетворении жалобы Сеюшова В.С. В отзыве на жалобу указано, что доказательством является информация, направленная Горномарийской межрайонной прокуратурой. У должностного лица не было оснований для отказа в рассмотрении материалов прокуратуры. Ссылка на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл несостоятельна. Арбитражный суд не рассматривал жалобу с точки зрения наличия административного правонарушения. Считает, что в действиях должностного лица Сеюшова В.С. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и поддерживает выводы, изложенные в обжалуемом постановлении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Основанием для привлечения заместителем руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл к административной ответственности Сеюшова В.С. послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 12.07.2018 выводы о том, что Сеюшов В.С., являясь должностным лицом заказчика, заключил контракт на выполнение работ по реконструкции водонапорной башни в <адрес> Республики Марий Эл № (ДД.ММ.ГГГГ - дата утверждения документации электронного аукциона на водоснабжение д. <адрес>) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно: ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, то есть заказчиком неправомерно в проекте контракта установлены размеры штрафов.
Судья учитывает следующее.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, Горномарийской межрайонной прокуратурой Республики Марий Эл начальнику УФАС по Республике Марий Эл, направлен материал для возбуждения административного производства. Заместитель Горномарийского межрайонного прокурора указал, что в рамках надзорных мероприятий выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок работ для обеспечения муниципальных нужд при заключении контракта № на выполнение работ по реконструкции водонапорной башни в д. <адрес> Республики Марий Эл.
Вместе с тем вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 09.08.2018 по делу № А38-4877/2018 решение Комиссии по контролю в сфере закупок Управления ФАС по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ по делу № признано недействительным и не соответствующим Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг».
Арбитражным судом Республики Марий Эл, в частности, сделан вывод о том, что антимонопольным органом неправомерно принято к рассмотрению анонимное обращение, что свидетельствует об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки в отношении администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в результате которой выявлены нарушения данного Закона.
Вышеназванное решение Комиссии по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл касается обстоятельств, выявленных из анонимной жалобы, в которой сообщалось об осуществлении Администрацией Горномарийского района закупок в конце 2017 года с нарушением действующего законодательства, в том числе закупка у единственного поставщика на реконструкцию водонапорной башни в д. и послуживших основанием для привлечения должностного лица Сеюшова В.С. к административной ответственности по настоящему делу. Судебными инстанциями арбитражного суда, в частности, сделан вывод о том, что антимонопольным органом неправомерно принята к рассмотрению анонимная жалоба, что свидетельствует об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки в отношении администрации муниципального образования "Горномарийский муниципальный район". Проведение внеплановой проверки на основании анонимного сообщения противоречит принципам прозрачности и открытости контрактной системы в сфере закупок. Антимонопольный орган неправомерно провел внеплановую проверку в отношении заказчика, по итогам которой принято решение, которое является незаконным, вынесенным с превышением полномочий, установленных ст. 99 Закона о контрактной системе, и нарушающим права заказчика.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица администрации муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" Сеюшова В.С., изложенное свидетельствует о том, что обстоятельства, на основании которых были вынесены обжалуемые акты о привлечении названного лица к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 указанного Кодекса, в рассматриваемом случае были выявлены в рамках проверки, проведенной антимонопольным органом с нарушением требований части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Соответствующие доводы приводились лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в ходе его рассмотрения, однако не получили надлежащей правовой оценки. Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.03.2015 N 697-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баринова Сергея Валентиновича на нарушение его конституционных прав статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях непосредственно содержит процессуальное требование допустимости доказательств, без соблюдения которого не может быть обеспечено правильное рассмотрение дела об административном правонарушении.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО4 от 06.08.2018 года, которым должностное лицо - глава муниципального образования «Администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Сеюшов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Горномарийском районном суде жалобы Сеюшова В.С. срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья <данные изъяты> постановил:
жалобу Сеюшова В.С. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО4 от 06.08.2018 года, вынесенное в отношении главы администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл Сеюшова В.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья И.М.Малышев