Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Андронова С.В.,
с участием представителя заявителя – помощника прокурора <адрес> Республики Мордовия ФИО4,,
представителя органа, бездействие которого оспаривается – главы администрации Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия ФИО5,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокуратуры <адрес> Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении на администрацию Шадымо-Рыскинского сельского поселения обязанности обратиться в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – водозаборного узла
установил:
<адрес> Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении на администрацию Шадымо-Рыскинского сельского поселения обязанности обратиться в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – водозаборного узла, указывая, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> Республики Мордовия проверки соблюдения жилищного законодательства, на территории Шадымо-Рыскинского сельского поселения <адрес> Республики Мордовия выявлен бесхозяйный объект недвижимости - водозаборный узел, расположенный в 500 м. южнее села Шадымо-Рыскино Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Статьей 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их значению невозможно, в том числе сооружения. В соответствии со статьей 212 ГК РФ их собственником могут быть ФИО1, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы. В силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Считает, что данный водозаборный узел является объектом недвижимого имущества, который связан с землей так, что его перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно, то есть отвечает признакам недвижимого имущества.
Собственника указанный водонапорный узел не имеет и в силу статьи 225 ГК РФ является бесхозяйной недвижимой вещью.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу пунктов 1,3,4 Приказа министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется территориальным орган Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляйся на основании представляемого в едином экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В соответствии с Законом Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ муниципальных образований Инсарского муниципального района, Инсарского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района» водозаборный узел расположен в административных границах Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района.
Согласно требованиям ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» уполномоченные органы власти обязаны утвердить программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений в шестимесячный срок с даты принятия генеральных планов соответствующих муниципальных образований, схемы водоснабжения и водоотведения.
Реализация данных мероприятий призвана обеспечить модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, повысив надежность и эффективность функционирования его объектов. Наличие указанных схем является обязательным условием принятия и осуществления инвестиционных программ организаций ЖКХ (ч. 2 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ, п.п. 6 и 26 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 410).
Неудовлетворительная работа по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных объектов ЖКХ, в целях их последующего концессионного использования препятствует реализации пп. 13(1)-14(1) Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1493-р).
Считает, что бездействие органов местного самоуправления в решении названных вопросов напрямую влияет на техническое состояние водоснабжающих объектов, иных инженерных систем, а также качество коммунального обслуживания населения.
Кроме того, отсутствие собственника у данного объекта недвижимости влечет невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта, но и жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне его влияния. Сложившаяся ситуация создает угрозу использования данного объекта в террористических целях, поскольку способствует совершению террористического акта, в свою очередь противоречит основному принципу борьбы с терроризмом -предупреждению терроризма путем устранения причин и условий, способствующих совершению подобных актов (статья 3 Федерального закона от 06.03.2006. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Считает, что администрация Шадымо-Рыскинского сельского поселения псарского муниципального района обязана обратиться в Управление Росреестра Республики Мордовия с заявлением о постановке на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества — указанного водозаборного узла.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению с заявлением в Управление Росреестра по <адрес> о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - водонапорного узла, расположенного в 500 метрах южнее от <адрес> Инсарского муниципального района; обязать администрацию Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем обращения в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - водонапорного узла, расположенного в 500 метрах южнее <адрес> Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Мордовия ФИО4 заявление поддержал по указанным выше основаниям, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме, поскольку полномочия по водоснабжению указанного сельского поселения переданы администрации Шадымо-Рыскинского сельского поселения Соглашением, утвержденного решением сессии Инсарского муниципального района 25.02.2015г. № и решением совета депутатов Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района от 06.03.2015г. №10.
Представитель ответчика – глава администрации Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия ФИО5 не возражала против удовлетворения заявленных требований, суду объяснила, что спорный водонапорный узел в муниципальной собственности не находится, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не принадлежит, однако в бюджете поселения отсутствуют денежные средства на выполнения указанных мероприятий.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по <адрес>, извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился и не сообщил о причинах неявки, не просил суд об отложении рассмотрения дела.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003г.Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.50 указанного выше федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления своими действиями в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 указанной статьи, от имени муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом министерства экономического развития Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Шадымо-Рыскинского сельского поселения имеется водозаборный узел, расположенный на расстоянии 500 м. от села Шадымо-Рыскино. Объект не оформлен и не зарегистрирован. В Росреестр по поводу оформления не обращалась (л.д.5).
В соответствии с Законом Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ №119-З «Об установлении границ муниципальных образований Инсарского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района» земельный участок, на котором расположен водозаборный узел, находится в административных границах Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Установив данные обстоятельства, проанализировав вышеприведенное законодательство, суд приходит к выводу о том, что спорный объект подлежит постановке на учет, поскольку отсутствие собственника данного участка водопроводной сети может привести к возникновению аварийных ситуаций, несвоевременному их устранению, прекращению водоснабжения для граждан, проживающих на территории Шадымо-Рыскинского сельского поселения, создает угрозу использования данного объекта в террористических целях.
Невыполнение действий по постановке водонапорного узла на учет как бесхозяйных безусловно препятствует и дальнейшему определению их балансовой принадлежности, и надлежащему содержанию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокуратуры <адрес> Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении на администрацию Шадымо-Рыскинского сельского поселения обязанности обратиться в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – водозаборного узла - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению с заявлением в Управление Росреестра по <адрес> о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - водонапорного узла, расположенного в 500 метрах южнее <адрес> Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Обязать администрацию Шадымо-Рыскинского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем обращения в установленном законом порядке в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - водонапорного узла, расположенного в 500 метрах южнее <адрес> Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца с момента вынесения решения через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий С.В.Андронов