Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5391/2016 ~ М-4422/2016 от 04.07.2016

РЕШЕНИЕ

                                                       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.07.2016 года                                                       г. Самара
    Судья Кировского районного суда г.Самары Андрианова О.Н., при секретаре Абдукаликовой Е.Б.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-5391/16 по административному исковому заявлению Клейменовой Татьяны И к Отделу судебных приставов Кировского района УФССП России по Самарской области о признании незаконнымидействий судебного пристава-исполнителя ОСП Кировского района УФССП России по наложению ареста на имущество,

УСТАНОВИЛ:



       Клейменова Т.И. обратилась в суд с административным иском мотивируя свои требования следующим: ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ШЕС, рассмотрев исполнительный документ - исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Кировским райсудом <адрес> по предмету исполнения: задолженность 2300 000 рублей, произвел следующие исполнительные действия: наложил запрет должнику Клейменовой Т.И. совершать любые сделки по передаче, отчуждению, дарению и регистрации права собственности на принадлежащее ей имущество, а именно квартиру, площадью 41,1 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый . Считает указанные действия судебного пристава -исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ШЕС являются незаконными, поскольку истец иной жилой площади не имеет, в указанной квартире она зарегистрирована и проживает.
      Согласно ч.З ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушениях их прав, свобод и законных интересов.
     В судебное заседание административный истец Клейменова Т.И. не явилась, была надлежащим образом извещена о месте и времени судебногозаседания.
      Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ШЕС иск не признала, сообщив, что ДД.ММ.ГГГГ ею было вынесено постановление о запрете отчуждения имущества - квартиры, принадлежащей Клейменовой Т.и. на праве собственности, а не об аресте. Указанные действия произведены приставом -исполнителем на законных основаниях в рамках исполнения решения суда. Наличие иного имущества в собственности у истца, в том числе недвижимого, в настоящее время уточняется.
     Заинтересованные лица: УФГРКиК <адрес> и ГКГ в судебное заседание не явились, извещены правильно и своевременно.                   

      Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению. Делая такой вывод, суд исходит из следующего.
     В соответствии с требованиями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя как должностного лица служит нарушение прав и свобод заявителя.
      Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителей, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
      Таким образом, наличие двух условий при признании решений, действий (бездействия), в данном случае судебного пристава -исполнителя незаконными, должны учитываться в совокупности, отсутствие одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
     В соответствии с ч.1 ст.441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава -исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
      Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст. 121 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой постановления судебного пристава исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы стороной исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
      Согласно ч.1 ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия: проводить проверку по исполнению исполнительных документов; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
     В соответствии с п.п.25 и 28 ПостановленияПленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконностипринятых решений, совершенных действий (бездействия).
      Судом установлено, что на принудительном исполнении в ОСП <адрес> находится исполнительный лист № по делу , выданного Кировским районным судом <адрес> о взыскании с Клейменовой ТИ в пользу ГКГ суммы неосновательного обогащения в размере 2 300 000 рублей. (исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ);
    В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем направлены запросы в коммерческие банки, в налоговые службы, в регистрирующие органы г.о. Самара с целью установления имущественного положения должника. Согласно полученным ответам из коммерческих банков <адрес> за должником отсутствуют зарегистрированные расчетные счета.
     Согласно свидетельства о государственной регистрации права, Клейменова ТИ является собственником <адрес>,1 кв.м. по адресу: <адрес>.
    ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете действий по передаче, отчуждению, дарению в отношении недвижимого имущества - квартиры, принадлежащей Клейменовой Т.И.

     В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, 16 КАС РФ закреплено, что вступившие в законную силу судебное постановление, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание…

    Согласно статье 2 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
     При этом действия судебного пристава-исполнителя должны соответствовать федеральному законодательству, так как нарушение закона влечет нарушение прав и законных интересов сторон исполнительного производства, а в соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ « О судебных приставах » (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ) судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
      Положениями статьи 12 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебныйпристав -исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
      В силу статьи 64 Закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав -исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе, проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава(а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим ФЗ; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим ФЗ; устанавливать временные ограничения на выезд должника из РФ; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.
     При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 ФЗ «Об исполнительном производстве», обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
     Анализ положений названного законодательства позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее правоотношения в области исполнительного производства, предоставляет судебному приставу-исполнителю большой спектр полномочий по осуществлению исполнительных действий с целью принудительного исполнения судебногорешения.
    Вместе с тем выбор необходимых исполнительных действий осуществляется исходя из конкретных обстоятельств дела, наличия должника, ведения им хозяйственной деятельности или уклонения от исполнения судебного акта и сокрытием имущества.
     Положения Федерального закона «Об исполнительном производстве» не определяют последовательность конкретных действий, которые судебный пристав -исполнитель обязан совершить после возбуждения исполнительного производства.
    Закон устанавливает, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, с учетом обстоятельств конкретного исполнительного производства, какие исполнительные действия будут наиболее эффективны.
В соответствии со ст. 84 Закона № 229-ФЗ изъятие имущества должника для дальнейшей реализации либо передачи взыскателю производится в порядке, установленном статьей 80 настоящего Федерального закона.
    В силу ч. 1 ст. 80 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
    В соответствии ч.5 ст.80 Закона № 229-ФЗ Арест имущества должника производится судебным приставом -исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества), в котором должны быть указаны: 1. фамилии, имена, отчества лиц, присутствовавших при аресте имущества; 2. наименования каждых занесенных в акт вещи или имущественного права, отличительные признаки вещи или документы, подтверждающие наличие имущественного права; 3. предварительная оценка стоимости каждых занесенных в акт вещи или имущественного права и общей стоимости всего имущества, на которое наложен арест; 4. вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом; 5. отметка об изъятии имущества; б.лицо, которому судебным приставом -исполнителем передано под охрану или на хранение имущество, адрес указанного лица; 6. отметка о разъяснении лицу, которому судебным приставом -исполнителем; 7. передано под охрану или на хранение арестованное имущество, его обязанностей и предупреждении его об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества, а также подпись указанного лица; 8.замечания и заявления лиц, присутствовавших при аресте имущества.

Таким образом, судебным приставом- исполнителем правомерно вынесено постановление о запрете отчуждения с целью обеспечения сохранности имущества должника.

Как установлено судом из пояснений судебного-пристава исполнителя, указанная обеспечительная мера установлена до выяснения наличия иного имущества должника, в том числе недвижимого.
    В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
    Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
    Суд учитывает, что заявитель не доказал того обстоятельства, что оспариваемые акты судебного пристава-исполнителя нарушают его права и охраняемые законные интересы. Оспариваемые действия осуществлены во исполнение решения суда.
    Таким образом, доводы заявителя, изложенные в заявлении, являются необоснованными, так как доказательств, в нарушение ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ подтверждающих указанные обстоятельства истец не представил.
     В связи с изложенным, оснований для удовлетворения административного иска Клейменовой Т.И. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление Клейменовой ТИ признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ШЕС по запрещению сделок по передаче, отчуждению, дарению и регистрации права собственности на принадлежащее Клейменовой Т.И. имущество - квартиру площадью 41,1 кв.м. по адресу: <адрес> - оставить без удовлетворения, отказав в иске в полном объеме заявленных требований.
     Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.        

     Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.


Председательствующий судья                            О.Н. Андрианова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-5391/2016 ~ М-4422/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Клейменова Т.И.
Ответчики
Отдел судебных приставов Кировского района г.Самара УФССП по Самарской области
Другие
Управление федеральной государственной регистрации кадастра и картографии
Григорян К.Г.
Суд
Кировский районный суд г. Самары
Судья
Андрианова О. Н.
Дело на странице суда
kirovsky--sam.sudrf.ru
04.07.2016Регистрация административного искового заявления
04.07.2016Передача материалов судье
04.07.2016Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2016Подготовка дела (собеседование)
12.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2016Судебное заседание
17.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2017Дело оформлено
30.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее