Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-62/2021 ~ М-787/2020 от 29.12.2020

Дело № 2-62/2021

УИД: 28RS0021-01-2021-000002-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сковородино 17 февраля 2021 г.

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

судьи Петрашко С.Ю.,

при секретаре Самохваловой М.В.,

с участием истца Масалкиной Я.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Масалкиной ФИО9 к Администрации Сковородинского района Амурской области о признании права на переселение из аварийного жилищного фонда,

установил:

Масалкина Я.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации Сковородинского района Амурской области о признании права на переселение из аварийного жилищного фонда.

В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> «А», <адрес> 8 ноября 2012 года. 5 лет назад узнала, что их дом признан аварийным. Администрацией Сковородинского района ей было отказано в предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного по региональной программе, в связи с тем, что дом признан аварийным 30 августа 2005 года, а она стала собственником позже указанного срока и разъяснено право на выплату за изымаемое жилое помещение.

Обосновывая отказ, администрация города Сковородимо ссылается на ч.8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой «Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются».

Согласно приведенным нормам закона, она имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ и размер которого не может превышать стоимость приобретенного ею жилого помещения в аварийном доме.

Считает, что данный отказ нарушает ее жилищные права. Право на переселение из аварийного жилого помещения у нее возникло до вступления в силу закона (ч.8.2 ст.32 ЖК РФ), до настоящего времени это право не было реализовано.

Приобретая в собственность жилое помещение, она не знала, что дом находится в аварийном состоянии. Данное жилое помещение является для нее единственным местом жительства. Получив предусмотренные законом выплаты, она не сможет в дальнейшем реализовать свое право на приобретение другого жилья. Она является инвалидом детства 2 группы и не может остаться без жилья.

Просит суд признать за Масалкиной ФИО9 право на предоставление ей другого жилого помещения, равнозначного по общей площади, в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области за период 2019-2025 г.г.» утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> «<адрес>», <адрес>.

Истец Масалкина Я.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Сковородинского района извещенный надлежащим образом о месте и времени в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.

В отзыве представитель администрации Сковородинского района указал, что согласно Приложению №2 к Постановлению Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов» участником программы переселения на территории Сковородинского района является Администрация города Сковородино и Администрация Сковородинского района. Согласно сведениям о гражданах, подлежащих переселению на территории Неверского сельсовета, Масалкина Я.А. приобрела право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> «<адрес>», <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> <адрес>» признано аварийным 30 августа 2005 г., право собственности было зарегистрировано гражданами в 2012г. Просит отказать в удовлетворении требований Масалкиной Я.А.

Представитель третьего лица администрации Неверского сельсовета извещенный надлежащим образом о месте и времени в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.

В отзыве представитель администрации Неверского сельсовета указал, что многоквартирный <адрес>А по <адрес> признан аварийным межведомственной комиссией 30.08.2005 г. Указанный дом включен в региональную программу по переселению из аварийного жилищного фонда утверждённую постановлением Правительства Амурской области № 152 от 29.03.2019 г. Администрация Неверского сельсовета подтверждает, что Масалкина Я.А. продолжительное время проживает в <адрес>, квартира у истца находится в собственности. Сообщает, что Масалкина Я.А. в администрации Неверского сельсовета не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области извещенный надлежащим образом о месте и времени в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.

В отзыве представитель Министерства указал, в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21.07.2007 №185- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон №185). который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013- 2020 годах», утверждена постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 №157. Указанная программа была разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 №185 - ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее Федеральный закон №185).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона №185 региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (в редакции от 23.04.2018).

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона №185 региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до завершения срока деятельности Фонда (в редакции от 23.04.2018).

Исходя из положений ч. 6 ст. 3 Федерального закона №4 185 фонд действует до 1января 2019 (в редакции от 23.04.2018).

При этом Федеральным законом от 28.11.2018 №436-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в Федеральный закон №185 внесено ряд изменений, в том числе, в положения статьи 16, которыми регулируются адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищною фонда.

Согласно действующей редакции Федерального закона № 185, срок действия фонда продлен до 1 января 2026 года (ч.6 ст. 3 Федерального закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона №185 региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

В связи с данными изменениями на территории Амурской области была разработана и утверждена постановлением правительства Амурской области от 29.03.2019 г. №452 новая региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов».

Необходимо отметить, что, в связи с дотационностью и отсутствием дополнительных доходных источников бюджета, Амурской области не удалось обеспечить расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2012г. несмотря на то, что начиная с 2013 года субъектом систематически на самом высоком уровне поднимался вопрос предоставления дополнительной финансовой помощи.

В соответствии докладом Правительства Российской Федерации от 19.09.2018 №7634п-П9 о ходе выполнения указания Президента Российской Федерации от 03.08.2017 № Пр-1537 по вопросу оказания бюджету Амурской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета на реализацию мероприятий но переселению граждан из аварийного жилищного фонда и письму Минстроя России от 23.10.2018 № 43044-АЧ/06 аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 01.01.2012 и не обеспеченный финансированием по состоянию на 01.01.2019, включен в реестр аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017, для получения финансовой поддержки на его расселение по Программе в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».

На сегодняшний день в региональную адресную программу, утвержденной постановлением Правительства Амурской области №152, включены жилые помещения многоквартирных домов, признанных аварийными в период с 2001 по 2011 год (включительно), расселение которых не было завершено в рамках региональной адресной программы переселения граждан, действующей с 2013 года. В целях эффективной реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗвнесены существенные изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральный закон от 21.07.2007 № 185- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунальною хозяйства» (далее Федеральный закон № 185-ФЗ), предусматривающие внедрение новых механизмов переселения из аварийного жилищного фонда и возможность предоставления дополнительных мер поддержки переселяемым гражданам.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ в статью 32 ЖК РФ введена часть 8.2 из которой следует, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания ею в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 статьи 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.

Исходя из норм части 8.2 статьи 32 ЖК РФ следует, что в рамках Программы собственнику жилого помещения, у которого право собственности возникло после признания дома аварийным и подлежащим сносу, невозможно предоставление иного благоустроенного жилого помещения взамен занимаемого.

Данная норма вступила в силу 28.12.2019г. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения, осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, с учетом положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ (письмо Минстроя России от 17.04.2020 № 15026-МЕ/06). На основании изложенного министерство полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии ответчика и третьих лиц.

Суд, выслушав истца, изучив позиции ответчика, третьих лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации

Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в настоящее время признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

На основании постановления Правительства Амурской области № 152 от 29 марта 2019 года утверждена региональная адресная «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов».

Как следует из программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 года», в ее основные цели входит обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в благоустроенные жилые помещения; ликвидация существующего ветхого и аварийного жилищного фонда». Срок реализации подпрограммы 2019-2025 годы.

Согласно приложению № 2 к постановлению Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> «<адрес>» включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению.

Судом установлено, что в собственности Масалкиной Я.А. находится квартира, общей площадью 60,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, Неверский сельсовет, <адрес> <адрес>», <адрес>, на основании договора дарения квартиры от 22 октября 2012 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 ноября 2012 года №.

Также судом установлено, что Масалкина Я.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> «<адрес> <адрес>, с 28 ноября 2012 года.

Из акта обследования жилого многоквартирного дома от 30 августа 2005 года следует, что межведомственной комиссией был обследован многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Комиссия пришла к выводу о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным и непригодным для дальнейшего постоянного проживания. Требуется переселение жителей ветхого дома.

На основании заключения о признании жилого многоквартирного дома непригодным для проживания № 5 от 30 мая 2020 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> непригоден для постоянного проживания.

13.11.2020 года Масалкина Я.А. обратилась в администрацию Сковородинского района с заявлением о предоставлении ей другого жилого помещения взамен аварийного по региональной программе.

Из ответа администрации Сковородинского района от 13 ноября 2020 года следует, учитывая, что дата признания дома <адрес> аварийным 30 августа 2005 года, а собственником жилого помещения заявитель стала 8 ноября 2012 года, то заявитель имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанную в порядке, установленном частью 7 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Согласно ч.8.2 ст.32 ЖК РФ, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Из письма Минстроя России от 17.04.2020 N 15026-МЕ/06 «О переселении граждан из аварийного жилищного фонд» следует, что статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Данная норма вступила в силу 28.12.2019 года. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

В судебном заседании установлено, что <адрес> «<адрес>» по <адрес> признан аварийным 30 августа 2005 года и включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152. Жилое помещение № , где собственником <адрес> является Масалкина Я.В., включено в Программу.

Как было ранее установлено в судебном заседании, истец Масалкина Я.А. приобрела жилое помещение в аварийном <адрес> «А» по <адрес>, в 2012 году, что позже ДД.ММ.ГГГГ - признания <адрес> «А» по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, Масалкиной Я.А, как собственнику жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, не может быть предоставлено другое жилое помещение взамен изымаемого.

Вместе с тем, Масалкина Я.А., как собственник жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитываемого в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения.

Довод истца о том, что она обладает правом на предоставление жилого помещения как лицо являющееся инвалидом судом откланяется по следующим основаниям.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Как следует из информации предоставленной Неверским сельсоветом Сковородинского района Амурской области от 17.02.2021 года, Масалкина Я.А. не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что не оспаривается истцом.

При таких обстоятельствах, судом не усматриваются основания для удовлетворения исковых требований Масалкиной Я.А. о признании права на переселение из аварийного жилья.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Масалкиной ФИО9 к Администрации Сковородинского района Амурской области о признании права на переселение из аварийного жилищного фонда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья С.Ю. Петрашко

Решение в окончательной форме принято – 24.02.2021 г.

2-62/2021 ~ М-787/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Масалкина Яна Андреевна
Ответчики
Администрация Сковородинского района
Другие
Министерство финансов Амурской области
Масалкина Вера Владимировна
Администрация Неверского сельсовета
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
Суд
Сковородинский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
skovorodinskiy--amr.sudrf.ru
29.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2021Передача материалов судье
12.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2021Подготовка дела (собеседование)
25.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее