№2-4372/2021
24RS0002-01-2021-008165-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г.Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Большевых Е.В.,
при секретаре Шлушните С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Лапшихинского сельсовета <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект культурного наследия. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образование Лапшихинский сельсовет <адрес> в лице администрации Лапшихинского сельсовета <адрес> обратилось в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества: объект культурного наследия «<данные изъяты> Герою С. С. Ивченко М. Л.» с кадастровым номером - <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес>А. 18.12.2020г. Ачинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, внесена запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества «Памятник Герою С. С. Ивченко М. Л.». Наличие прав иных лиц на указанный объект недвижимости проверялось заявителем посредством направления запросов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти <адрес> органы местного самоуправления <адрес>, осуществляющие управление соответствующе имуществом. Спор о праве отсутствует. С целью надлежащего учета данного объекта недвижимости, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением, в котором просит признать указанный объект бесхозяйным, а также признать право собственности на данный объект за заявителем (л.д.2-3).
Представитель заявителя администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания (л.д.27), в суд не явился.
Представители заинтересованных лиц администрации Ачинского района, Управления Росреестра по Красноярскому краю, будучи надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания, в суд не явились. От представителя администрации Ачинского района поступил письменный отзыв, в котором против исковых требований не возражает, просит дело рассматривать в отсутствие представителя (л.д.28-29).
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям в следующем объеме.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 названного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В ч. 3 названной федеральной нормы оговорено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.
В собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
Обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, возложена на органы местного самоуправления, на территориях которых они находятся (ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества").
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Ачинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, внесена запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - объект культурного наследия «Памятник Герою С. С. Ивченко М. Л.» с кадастровым номером - <данные изъяты>. Номер записи <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 18.12.2020г. <адрес> сооружения составляет 51,8 кв.м. (л.д.9-11).
По истечении года Администрация Лапшихинского сельсовета <адрес> в пределах предоставленных полномочий обратилась в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект недвижимого имущества.
Данный объект культурного наследия не включен в реестры объектов муниципальной собственности <адрес> и Лапшихинского сельсовета, объектов государственной собственности <адрес>, объектов федерального имущества, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорный объект (л.д.18, 20, 22, 23, 24).
Изложенное свидетельствует о том, что спорные объекты обладают всеми признаками бесхозяйной вещи.
Согласно п.2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законом.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Принимая во внимание, что указанные объекты недвижимого имущества не приняты во владение, пользование и распоряжение иными лицами, учет недвижимого имущества произведен с соблюдением требований ст. ст. 131, 225 ГК РФ, суд считает необходимым требования Администрации Лапшихинского сельсовета <адрес> удовлетворить частично, признав право собственности за муниципальным образованием за ним.
При этом оснований для призвания данного объекта бесхозяйным не имеется, поскольку учет его в качестве такового был произведен должным образом 18.12.2020г. органом государственной регистрации, кадастра и картографии.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за муниципальным образованием Лапшихинский сельсовет <адрес> право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества как бесхозяйный: объект культурного наследия «Памятник Герою С. С. Ивченко М. Л.» с кадастровым номером - <данные изъяты>, расположенное по адресу <адрес>А. общей площадью 51,8 кв.м.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.В. Большевых
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.