Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1050/2019 ~ М-563/2019 от 26.03.2019

Гражданское дело № 2-1050/2019

24RS0016-01-2019-000663-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2019 года                     гор. Железногорск Красноярский край

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Черенковой Е.В., при секретаре Окуневой Н.В., с участием представителя истца Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Деменченок С.Г., представителя ответчика МП «Гортеплоэнерго» Леонтьева И.А., представителя третьего лица Администрации ЗАТО г. Железногорск Шумановой Т.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к муниципальному предприятию ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

УСТАНОВИЛ:

Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Межрегиональное управление, истец) обратилось в Железногорский городской суд с иском к Муниципальному предприятию ЗАТО Железногорск «Гортеплоэнерго» (далее МП «Гортеплоэнерго», ответчик) о признании незаконными действий муниципального предприятия, выразившихся в сбросе загрязняющих веществ в составе промывных (сточных) вод на землю (водосборную площадь <адрес>) с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; обязании муниципального предприятия в определенный судом срок, после вступления решения в законную силу, возместить вред, причиненный окружающей среде, в форме прекращения сброса промывных (сточных) вод на землю (водосборную площадь <адрес>).

Свои требования истец мотивирует следующим. Ответчик на праве хозяйственного ведения осуществляет эксплуатацию городских водозаборных сооружений (ГВС), расположенных по адресу: <адрес> С ГБС промывные (сточные) воды от установок обезжелезивания, промывки фильтров, отстойников, резервуаров сбрасываются на землю (водосборную площадь реки Тартат). В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной истцом, в отношении МП «Гортеплоэнерго» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт сброса сточных вод на землю (водосборную площадь реки Тартат). Результаты проверки оформлены актом от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. Подобный факт неоднократно ранее фиксировался истцом в ходе контрольно-надзорных мероприятий, по результатам которых выдавались предписания об устранении указанного нарушения законодательства. Однако нарушение не устранено до настоящего времени. Ответчиком в течение нескольких лет не соблюдаются требования природоохранного законодательства при сбросе сточных вод на землю - водосборную площадь <адрес>, не прекращается незаконная деятельность по сбросу на нее загрязняющих веществ в составе промывных (сточных) вод. Наличие в составе промывных (сточных) вод, сбрасываемых с ГВС на землю (водосборную площадь <адрес>), загрязняющих веществ подтверждается протоколами лабораторных исследований сточной воды. Так, в составе сбрасываемых промывных (сточных) вод присутствуют следующие компоненты: алюминий, аммоний-ион, нефтепродукты, свинец и другие. Ссылаясь на положения Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ВК РФ, истец обратился за судебной защитой, заявив указанные требования.

В судебном заседании представитель истца Деменченок С.Г. (полномочия по доверенности) заявленные требования поддержала сославшись на доводы, изложенные в иске.

В судебном заседании представитель ответчика МП «Гортеплоэнерго» Леонтьев И.А. (полномочия по доверенности) исковые требования не признал. В обоснование своих возражений привел следующие доводы. Спор о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, напрямую связан и вытекает из хозяйственной (экономической) деятельности по эксплуатации головных водозаборных сооружений, поскольку промывные (сточные) воды от установок обезжелезивания, промывки фильтров, отстойников, резервуаров головных водозаборных сооружений, сбрасываемые на рельеф, образуются в результате производственной деятельности МП «Гортеплоэнерго» по водоснабжению (поставке коммунального ресурса - холодной (питьевой) воды) потребителей <адрес> ЗАТО <адрес> (юридических и физических лиц). Установки обезжелезивания, фильтры, отстойники городских водозаборных сооружений являются сооружениями, неразрывно технологически связанными и непрерывно участвующими в процессе водоснабжения потребителей, поскольку через указанные установки осуществляется обезжелезивание (очистка) природной воды, поступающей из водозаборных скважин, перед поступлением указанной природной воды в разводящую водопроводную сеть. Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. В связи с чем, представитель ответчика просил суд освободить МП «Гортеплоэнерго» от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как причиненного в состоянии крайней необходимости, полагая, что в данном случае имеются все условия для квалификации действий МП «Гортеплоэнерго» в состоянии крайней необходимости, а именно:

а) наличие опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства. Предметом деятельности предприятия установленного учредителем в пункте 2.2. Устава является, в том числе, своевременное и качественное обеспечение ЗАТО Железногорск услугами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Обеспечение услугами теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод населения ЗАТО Железногорск является социально значимой функцией и действия МП «Гортеплоэнерго» направлены, в первую очередь, на выполнение возложенных на предприятие задач своевременного и качественного обеспечения граждан услугами водоотведения и очистки сточных вод. В связи с чем, предприятие вынуждено было допустить сброс стоков на рельеф, при оказании услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, с тем, чтобы предотвратить наступление неблагоприятных последствий, вызванных отсутствием услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, поскольку в современных условиях жизнедеятельности отсутствие услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод создает реальную угрозу жизни и здоровью людей либо делает невозможным осуществление дальнейшей хозяйственной деятельности;

б) невозможность устранения опасности иными средствами в отсутствие иного источника очистки загрязняющих веществ в составе промывных вод от установок обезжелезивания на ГВС МП «Гортеплоэнерго» отказ от осуществления деятельности ГВС МП «Гортеплоэнерго» был объективно невозможен;

в) причинение вреда менее значительного, чем предотвращенного. МП «Гортеплоэнерго» осуществило сброс загрязняющих веществ на рельеф, при оказании услуг по водоснабжению, с целью предотвращения более тяжких последствий - оставления без услуги водоснабжения жителей ЗА ТО Железногорск, чем последствия сброса загрязняющих веществ на рельеф.

Согласно постановлениям Администрации ЗАТО г.Железногорск от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории ЗАТО Железногорск МП «Гортеплоэнерго» с ДД.ММ.ГГГГ не является ни единой теплоснабжающей организацией, ни гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ комплекс имущества передан в аренду ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. по условиям договора Арендатор обязан предоставлять потребителям услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием переданного ему в аренду по настоящему договору имущества, соответственно, МП «Гортеплоэнерго», с ДД.ММ.ГГГГ, не предоставляет услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием имущества установки обезжелезивания ГВС, переданного в аренду по указанному договору аренды. В случае же удовлетворения требований, решение суда об обязании ответчика возместить вред, причиняемый окружающей среде в форме прекращения сброса промывных (сточных) вод от установок обезжелезивания, промывки фильтров, отстойников, резервуаров головных водозаборных сооружений на рельеф местности в отношении МП «Гортеплоэнерго» будет являться неисполнимым, поскольку МП «Гортеплоэнерго» не осуществляет указанный сброс промывных вод.

Представитель третьего лица Администрации ЗАТО г. Железногорск Шуманова Т.Н. (полномочия по доверенности) в судебном заседании возражений относительно заявленных требований не представила, при принятии судом решения по делу просила учесть следующее. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а согласно пунктом 4 части 1 статьи 16 данного закона к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа тепло-, водоснабжения и водоотведения. Для реализации органом местного самоуправления возложенных на него указанным федеральным законом функций, было учреждено Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» предметом деятельности которого установленным учредителем в пункте 2.2. Устава МП «Гортеплоэнерго», утвержденного Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск от 03.06.2009 г. № 910п, является, в том числе, своевременное и качественное обеспечение ЗАТО Железногорск тепловой энергией, услугами водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Полномочия Администрации ЗАТО г. Железногорск в отношении МП «Гортеплоэнерго» включают контроль за производственной и финансовой деятельностью предприятия, регулирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия, связанной с выполнением функций по жизнеобеспечению населения ЗАТО Железногорск и использованию бюджетных средств. Согласно частям 1 и 4 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета городского округа составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый года и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации, не определен срок, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы в Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иными договорами соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. Пунктом 5.1 решения Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 20.07.2010 г. № 6-35Р «Об утверждении Положения «О бюджетном процессе в ЗАТО Железногорск» установлено, что проект бюджета составляется и утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и плановый период). Таким образом, для выполнения требований необходимы денежные средства, которые в бюджет не были заложены.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО», будучи уведомленным надлежащим образом о дате, месте и времени слушания дела, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, об отложении дела слушанием, рассмотрении дела в отсутствие представителя не ходатайствовал, свою позицию по заявленным требованиям не выразил.

В судебное заседание не явился третье лицо временный управляющий МП «Гортеплоэнерго» Савин Н.Е., будучи уведомленным надлежащим образом о дате, месте и времени слушания дела. В своем заявлении, адресованном суду, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании определения суда, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица временного управляющего МП «Гортеплоэнерго» и представителя третьего лица ООО «КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.

В судебном заседании и материалами дела установлено, что ответчик на праве хозяйственного ведения осуществляет эксплуатацию ГВС, расположенных по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на нежилое здание от ДД.ММ.ГГГГ

С ГВС промывные (сточные) воды от установок обезжелезивания, промывки фильтров, отстойников, резервуаров сбрасываются на землю (водосборную площадь реки Тартат).

В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва в отношении МП «Гортеплоэнерго» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт сброса сточных вод на землю (водосборную площадь реки Тартат).

Результаты проверки оформлены актом от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, факт сброса сточных вод на землю (водосборную площадь реки Тартат) неоднократно фиксировался Межрегиональным управлением в ходе контрольно-надзорных мероприятий, по результатам которых ответчику выдавались предписания об устранении указанного нарушения законодательства.

Так, основанием выдачи первичного предписания от ДД.ММ.ГГГГ , явились результаты плановой выездной проверки ответчика (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ , акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ ).

Актами внеплановых выездных и документарных проверок МП «Гортеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ ), от ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ установлены факты неисполнения предписания, в связи с чем выданы предписания от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ

Однако нарушение не устранено до настоящего времени, что ответчиком не оспорено, доказательств обратному в материалы дела не представлено.

Таким образом, судом установлено, что МП «Гортеплоэнерго» в течение нескольких лет не соблюдаются требования природоохранного законодательства при сбросе сточных вод на землю – водосборную площадку <адрес>.

Наличие в составе промывных (сточных) вод, сбрасываемых с ГВС на землю водосборную площадь <адрес>, загрязняющих веществ подтверждается протоколами лабораторных исследований сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате проведенных исследований в составе сбрасываемых промывных (сточных) вод присутствуют следующие компоненты: алюминий, аммоний-ион, нефтепродукты, свинец и другие.

В ходе судебного заседания представитель ответчика неоднократно указывал на невозможность прекратить сброс промывочных вод, т.к. это приведет к невозможности поставки воды на территории города и как следствие к чрезвычайной ситуации.

Возражая против доводов ответчика, представитель Межрегионального управления пояснила, что доводы иска ответчиком неверно истолкованы, они не содержат ссылки на прекращение подачи воды городу, что в действительности могло привести к чрезвычайной ситуации. Обращаясь с заявленными требованиями, ссылаясь на положения закона «Об охране окружающей среды» истец просит найти техническое решение выявленного нарушения, в том числе путем постройки системы водоотведения и возможности заведения воды в систему канализации, с последующей очисткой и сбросом в очистные сооружения.

Согласно статье 1 Модельного водного кодекса для государств-участников, содержащей основные понятия, водосборной площадью является территория, сток с которой формирует водный объект.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», содержащей основные понятия: окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; компоненты природной среды - земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды и т.д..

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 7 -ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются, в том числе компоненты природной среды.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйственной основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.. .

Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ определено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 12 Кодекса в качестве одной из целей охраны земель указано предотвращение их загрязнения.

В настоящее время природоохранным законодательством урегулирован сброс сточных вод в водный объект (Водный кодекс РФ) или сброс в централизованную систему водоотведения (Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Сброс сточных вод на землю (водосборную площадь) не предусмотрен.

В соответствии с положениями части 4 статьи 23 Федерального закона № 7-ФЗ допускается производить сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов, на основании разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов на водосборные площади в настоящее время не разработаны. В связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.

Согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде: «п. 7.. . в случае превышения юридическими лицами.. . установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред».

Таким образом, действия ответчика по сбросу с ГВС промывных (сточных) вод на землю (водосборную площадь реки Тартат), содержащих загрязняющие вещества, при отсутствии установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ), являются нарушением требований природоохранного законодательства, причиняют вред окружающей среды (земле).

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды».

Статьей 75 Федерального закона № 7-ФЗ установлена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно статье 77 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством».

Частью 3 статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Частью 2 статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (статья 126 Конституции РФ, пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ).

Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.

Субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды") (п. 31).

Согласно статьям 5 и 66 Федерального закона № 7-ФЗ должностные лица органов государственного экологического надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в установленном законодательством порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований.

Таким образом, исковые требовании заявлены Межрегиональным управлением в рамках предоставленных полномочий.

Учитывая, что сброс сточных вод на землю (водосборную площадь реки Тартат) не предусмотрен действующим законодательством в области охраны окружающей среды и осуществляется ответчиком при отсутствии установленных нормативов допустимого воздействия, рассчитать размер вреда в денежном выражении невозможно.

По смыслу п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 г. № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде; равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 г. № 49).

Возражений относительно доводов истца о незаконности действий, выразившихся в сбросе загрязняющих веществ в составе промывных (сточных) вод ответчиком не представлено, указано лишь на невозможность избежать этого в настоящее время.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворению, и установлении срока для исполнения решения суда в три года с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворить.

Признать незаконными действия Муниципального предприятия ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго», выразившееся в сбросе загрязняющих веществ в состав промывных (сточных) вод на землю (водосборную площадь реки Тартат) с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Обязать ответчика Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края «Гортеплоэнерго» возместить вред, причиненный окружающей среде, в форме прекращения сброса промывных (сточных) вод на землю (водосборную площадь реки Тартат) в срок не позднее трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 18 октября 2019 г., путем подачи жалобы через Железногорский городской суд

Судья Железногорского городского суда

Красноярского края                                     Е.В.Черенкова

2-1050/2019 ~ М-563/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю
Ответчики
МП Гортеплоэнерго
Другие
ООО "КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО"
Администрация ЗАТО г. Железногорск
Савин Николай Евгеньевич
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Черенкова Елена Вячеславовна
Дело на странице суда
gelgor--krk.sudrf.ru
26.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2019Передача материалов судье
29.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2019Предварительное судебное заседание
03.06.2019Предварительное судебное заседание
02.08.2019Предварительное судебное заседание
10.09.2019Предварительное судебное заседание
14.10.2019Судебное заседание
18.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2021Дело оформлено
23.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее