Дело № 2-1028/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ28 марта 2013 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Э.Р.Кузнецовой,
при секретаре О.Б.Сабуровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Хлопиной С.В., Константиновой Е.П. , Ураевой С.Ш. , Мадышевой З.В., Старовойтовой Г.Г., Советкиной В.М., Органовой Т.А., Андреевой М.Т., Титовой Г.А,, Кузнецова О.Е., Садковой Н.Т., Тепляковой Л.Л., Кувшиновой Н.В., Поляковой Л.В., Власовой Ю.П., Долговой З.В., Ивановой А.В. к администрации города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, трубопроводов системы канализации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к администрации города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, трубопроводов системы канализации в доме.
В обоснование иска указывают, что являются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Дом был сдан в эксплуатацию в 1989 году. С 01 ноября 2006 года по 31.12.2012 года дом обслуживался управляющей компанией ООО «МегаЛинк» на основании Договора управления многоквартирным домом от 01.11.2006 года № 0236. На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение о выборе способа управления – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме с 01.01.2013 года. Собственниками помещений в данном доме на общем собрании также были приняты следующие решения: заключить с 01.01.2013 года договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с управляющей компанией ООО «УК МегаЛинк». За 24 года эксплуатации внутридомовые инженерные сети и конструктивные элементы дома износились, давно превышены сроки эксплуатации основных внутридомовых инженерных сетей и конструктивных элементов здания. В настоящее время требуется капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, трубопроводов системы канализации в подвале. Необходимость ремонта подтверждается актом осеннего осмотра здания, составленным управляющей организацией ООО «МегаЛинк». ООО «МегаЛинк» за время управления многоквартирным домом выполняло работы по текущему ремонту дома, но должного результата работы не дали, поскольку кровля, межпанельные швы и система канализации нуждаются именно в капитальном ремонте. В отношении каждого из истцов за администрацией города Ульяновска сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт дома. До вступления в силу действующего Жилищного кодекса РФ, то есть до 2005 года, с каждого, равно как и с других жителей многоквартирного дома, взималась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе согласно статьи 141 Жилищного кодекса РСФСР лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования. Однако до настоящего времени капитальный ремонт бывшим наймодателем — администрацией города Ульяновска — так и не был произведен. В соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Некоторые жилые помещения в многоквартирном доме по-прежнему находятся в муниципальной собственности, следовательно, муниципальное образование «Город Ульяновск» обязано нести расходы на капитальный ремонт.
Просят суд обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, трубопроводов системы канализации в подвале в доме <адрес>
ИстцыХлопина С.В.,Константинова Е.П.,Ураева С.Ш.,Мадышева С.В.,Старовойтова Г.Г., Советкина В.М., Органова Т.А., Андреева М.Т., Кузнецов О.Е., Садкова Н.Т., Теплякова Л.Д., Кувшинова Н.В., Полякова Л.В., Власова Ю.П., Долгова З.В., Иванова А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В заявлениях просят рассмотреть дело без их участия.
Истица Титова Г.А., представляющая также на основании доверенностей интересы истцов Хлопиной С.В.,Константиновой Е.П.,Ураевой С.Ш.,Мадышевой С.В.,Старовойтовой Г.Г., Советкиной В.М., Органовой Т.А., Андреевой М.Т., Кузнецова О.Е., Садковой Н.Т., Тепляковой Л.Д., Кувшиновой Н.В., Поляковой Л.В., Власовой Ю.П., Долговой З.В., Ивановой А.В., в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала.
Представитель ответчика администрации города Ульяновска Макарочкина С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. В отзыве на иск указывает, что администрация города в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия администрации города не входит. В соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск», администрация города является исполнительно-распорядительным органом. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают. Собственники помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом Российской Федерации, о выборе способа управления многоквартирным домом. Управление данным домом осуществляет ООО «УК МегаЛинк». Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истца. В соответствии с п. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Согласно п.2 ст. 158 ЖК РФ все вопросы организации капитального ремонта решает только общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Непосредственно перед потребителем услуги ответственность несут управляющая организация, не исполнившая надлежащим образом услугу по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Просят в иск отказать, дело рассмотреть без участия представителя администрации.
Представитель третьих лиц ООО «УК МегаЛинк», ООО «УК МегаЛинк» Пономарева А.С. в судебном заседании исковые требования истцов поддержала. Поясняла, что дом <адрес> сдан в эксплуатацию в 1989 году. В управление ООО «МегаЛинк» передан 01.11.2006 на основании акта приема-передачи №162 от 01.11.2006 и договора управления многоквартирным домом от 01.11.2006. С 1 ноября 2006 года по 31.12.2012 года дом обслуживался управляющей организацией ООО «МегаЛинк». На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение о выборе способа управления — непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме с 01.01.2013 года. Собственниками помещений в данном доме на общем собрании также были приняты следующие решения: заключить с 01.01.2013 года договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с управляющей организацией ООО «УК «МегаЛинк». Администрация (мэрия) г. Ульяновска при передаче дома в управление ООО «МегаЛинк» не исполнила свою обязанность по капитальному ремонту дома. Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. ООО «МегаЛинк» за время управления многоквартирным домом <адрес> выполнило работы по текущему ремонту дома, но должного результата данные работы не дали, поскольку многоквартирному дому требуется капитальный ремонт.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истицу Титову Г.А., представителя третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что дом <адрес> представляет собой многоквартирный 9-ти этажный панельный жилой дом, состоящий из 12 подъездов, 432 квартир; истцы Титова Г.А., Хлопина С.В.,Константинова Е.П.,Ураева С.Ш.,Мадышева С.В.,Старовойтова Г.Г., Советкина В.М., Органова Т.А., Андреева М.Т., Кузнецов О.Е., Садкова Н.Т., Теплякова Л.Д., Кувшинова Н.В., Полякова Л.В., Власова Ю.П., Долгова З.В., Иванова А.В., проживают в каждом из 12 подъездов дома(л.д.167) и являются собственниками квартир.Право собственности истцов на жилые помещения в указанном доме подтверждается имеющимися в материалах дела копиями свидетельств о государственной регистрации права (лд.д.11-27).
Ряд квартир в жилом доме <адрес> находится в муниципальной собственности (л.д.169).
Согласно акту от 01.11.2006 года многоквартирный жилой дом <адрес> был передан от МУП ЖКЖ «Новый город» в управление ООО «МегаЛинк», на основании договора №0236 от 01.11.2006 года домв соответствии со ст.162 ЖК РФ находился в управлении ООО «МегаЛинк» (л.д.94). С 01.01.2013 года управляющей организацией дома является ООО «УК МегаЛинк» (л.д.80).
Установлено, что жилой дом <адрес> сдан в эксплуатацию в 1989 году; с момента сдачи дома в эксплуатацию капитальный ремонт межпанельных швов, кровли, системы канализации дома не производился.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из положения статьи 16 Закона следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону от 1 февраля 2010 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до 1 марта 2013 года.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст.158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно Уставу муниципального образования «Город Ульяновск» администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области (ст.38.1 Глава 7).
В силу ст.14 ЖК РФ, на орган местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Таким образом, анализируя изложенные выше нормы, суд полагает, что в силу норм статьи 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность по производству капитального ремонта многоквартирного жилого дома, возникшая у бывшего наймодателя (в данном случае, у органа местного самоуправления – администрации города Ульяновска) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства, а после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в силу ст.158 ЖК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
По ранее действующему законодательству (ст.141 ЖК РСФСР), с жильцов удерживалась плата на капитальный ремонт дома, а на наймодателе - собственнике жилья лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов и жилых помещений, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования.
До момента передачи дома в управление управляющей компании жильцы дома производили оплату расходов на капитальный ремонт дома, однако ни администрация г.Ульяновска (наймодатель), ни созданные по ее решению жилищно-коммунальные хозяйства капитальный ремонт в доме не производили, хотя плата за него взималась. Кроме того, при передаче муниципалитетом в собственность истцам жилого помещения в порядке приватизации, капитальный ремонт дома не производился.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что еще до передачи жилого помещения в собственность истцам, многоквартирный жилой дом, а именно, отдельные его системы, нуждались в проведении ремонтных работ капитального характера.
Так, согласно акту технического состояния жилого дома, составленному комиссией МУП ЖКХ «Новый город» и ООО «МегаЛинк» от 2006 года при передаче дома из муниципального управления требовался ремонт кровли 100%, требовался ремонт межпанельных швов 70%, в первом подъезде требовалось восстановление канализации 24 метра, шестой подъезд – требуется зачеканка ревизии (л.д.77).
В соответствии с пунктом 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления; примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении №8.
Согласно пунктам 5.1,5.2 ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 №312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий; при этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории; при необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Приложением №3 к данному Положению установлена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации отдельных элементов жилого дома(покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3 - 4 слоя) до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет, панелей наружных стен мастиками – 8 лет, трубопроводы канализации – 30 лет).
Согласно актам общего технического осмотра здания – дома <адрес> за 2007-2012 зафиксировано неудовлетворительное состояние межпанельных швов, кровли, канализации.
Из акта обследования жилого дома <адрес> от 05.03.2012 года, составленного главным специалистом-экспертом инспекторского отдела Государственной жилищной инспекции Ульяновской области ФИО26, следует, что при визуальном обследовании многоквартирного дома установлено: проведено обследование квартир и лестничных клеток на последнем 9м этаже в подъездах №1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 по факту наличия следов протечки кровли. Установлено наличие следов протечки в квартирах №. Наличие следов протечки кровли на лестничных клетках 9 этажа локальные участки (сухие желтые разводы, пятна) в подъездах № При визуальном осмотре выявлено выкраивание цементного раствора из межпанельных швов локально по периметру дома. При визуальном осмотре системы канализации в подвальном помещении выявлено нарушение герметичности, наличие утечек (подтопление) под подъездом №1. На трубопроводе системы канализации наличие ржавчины, в местах соединения труб наличие глубокой коррозии, ветхость, разрушение (л.д.137).
Сведения, установленные в результате обследования и содержание данного акта, в судебном заседании сторонами не оспаривались.
В период управления домом ООО «МегаЛинк» в 2007-2012 были выполнены текущие работы по кровле в процентном соотношении на 24,7%, по межпанельным швам на 13,10%, по канализации – 1,40% (л.д.168).
Несмотря на то, что управляющей организацией выполнялись работы по текущему ремонту, согласно журналам заявок происходят проливы в квартирах с кровли и поступают жалобы на неисправность системы канализации, что свидетельствует о необходимости производства работ капитального характера.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд полагает установленным тот факт, что имелась необходимость капитального ремонта отдельных элементов жилого дома, как по срокам эксплуатации, так и по техническому состоянию, до передачи из муниципалитета в собственность, поэтому считает, что у бывшего наймодателя возникла обязанность проведения капитального ремонта дома.
Таким образом, требования истцов к администрации города Ульяновска об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного дома, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12,56,45, 167,194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░