ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии административного искового заявления
13 сентября 2020 года судья Жигулевского городского суда Самарской области Перцева Ю.В., рассмотрев административное исковое заявление Романова П. В. к Участковой избирательной комиссии №<адрес> о признании незаконным бездействия Участковой избирательной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Романов П.В. обратился в Жигулевский городской суд <адрес> с настоящим административным исковым заявлением, требуя признать незаконным бездействие Участковой избирательной комиссии №<адрес>, выразившееся в нарушении п.п. «г» п.23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (отказ члену окружной избирательной комиссии одномандатного округа № по выборам депутатов Думы г.о. Жигулевск седьмого созыва РЕВ в выдаче копии ведомости выдачи избирательных бюллетеней), обязать административного ответчика выдать РЕВ копию ведомости выдачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего глосса для проведения досрочного голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и акта о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф- пакета ДД.ММ.ГГГГ, обратив решение суда к немедленному исполнению. Также заявлены требования о вынесении частного определения и направлении его копии в ТИК г.о. <адрес> для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.6 КоАП РФ.
В обоснование заявленных исковых требований Романов П.В. указал следующее.
Решением Думы городского округа <адрес> от «23» июня 2020 года № на «13» сентября 2020 года назначены выборы депутатов Думы городского округа <адрес> седьмого созыва.
Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № от ДД.ММ.ГГГГ № Романов П.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы городского округа <адрес> седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Согласно пп. «г» п.23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
ДД.ММ.ГГГГ член Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № с правом совещательного глосса РЕВ письменно обратилась в УИК №<адрес> с требованием предоставить ей копии ведомости выдачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего глосса для проведения досрочного голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ УИК №<адрес> и акта о проведении досрочного голосования с использованием переносного (стационарного) ящика и сейф- пакета ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ РЕВ вручено решение УИК №<адрес> об отказе в выдаче копий запрашиваемых документов.
Таким образом, административный истец Романов П.В. полагает, что УИК №<адрес> нарушены требования п.п. «г» п.23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а следовательно его права на честность, открытость и гласность деятельности избирательной комиссии.
С учетом изложенного заявлены настоящие требования.
Изучив административное исковое заявление и проложенные к нему документы, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.1 КАС РФ Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что для возбуждения административного дела на момент обращения административного истца в суд должно существовать такое действие (бездействие) или решение, которым нарушаются права и законные интересы административного истца.
В соответствии с этим п.4 ч.1 ст. 125 КАС РФ определено, что в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
Согласно ч.4 ст. 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Из содержания административного искового заявления Романова П.В. следует, что он просит признать незаконными бездействия административного ответчика, выразившиеся в отношении члена Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № с правом совещательного голоса РЕВ, а именно выразившиеся в непредставлении ей копии запрашиваемых документов, а также Романов П.В. просит выдать запрашиваемые документы РЕВ, поскольку такие полномочия РЕВ, как члена избирательной комиссии, предусмотрены пп. «г» п.23 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленные в административном исковом заявлении требования, направлены на защиту прав и законных интересов РЕВ
Вместе с тем, суду не представлено доказательств того, что РЕВ наделила Романова П.В. полномочиями на право защиты своих интересов в суде в рамках административного судопроизводства.
Учитывая изложенное, по рассматриваемому административному иску Романов П.В. без надлежащих на то полномочий не имеет права на обращение в суд с административным иском в защиту прав законных интересов РЕВ, в связи с чем у суда отсутствуют основания для принятия его административного искового заявления к своему производству.
Кроме того, как следует из разъяснений, данных в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 1 ст. 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому суд соответствующего уровня не вправе отказать в принятии заявления на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежит применению в совокупности с нормами, содержащимися в статьях 3, 4, 134, 259 ГПК РФ. Так, если заявление подано лицом, не имеющим права на такое обращение, то в принятии этого заявления должно быть отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ (например, в случае, когда в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются решение, действие (бездействие), не затрагивающие избирательные права заявителя или его право на участие в референдуме).
Данные в п. 20 указанного Постановления разъяснения, во взаимосвязи с положения ч. 4 ст. 239 КАС РФ, определяющими порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ, позволяют прийти к выводу о том, что в принятии административного искового заявления следует отказать, поскольку оспариваемые решения и действия (бездействия) непосредственно не затрагивают прав административного истца, не имеющего, в том числе, права на обращение в суд с заявленными требованиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 128 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать Романову П. В. в принятии административного искового заявления к Участковой избирательной комиссии №<адрес> о признании незаконным бездействия Участковой избирательной комиссии,
Уплаченную при подаче административного искового заявления государственную пошлину в размере 300,00 руб. возвратить Романову П. В. (чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ, плательщик- Романов П. В.).
Разъяснить Романову П. В., что отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
На определение суда об отказе в принятии административного искового заявления может быть подана частная жалоба.
Судья: Ю.В. Перцева