РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 сентября 2021 года Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи Багровой А.А.,
при помощнике судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1 к ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>, УФССП по <адрес>, Судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> ФИО3, Начальнику ОСП <адрес>, Судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> ФИО4 об отмене постановления о взыскании исполнительного сбора,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ОСП <адрес> УФССП Росси по <адрес> об отмене постановления о запрете на регистрационные действия.
В обоснование требований указав, что судебным приставом –исполнителем ОСП <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб.
Административный истец считает, что данное постановление неправомерным, поскольку задолженность по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное судебным приставом –исполнителем ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> в размере 1099,77 рублей, была оплачена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в установленный 5-ти дневный срок для добровольно исполнения.
Административный истец, ссылаясь на указанные обстоятельства просит административное исковое заявление удовлетворить.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие. На удовлетворении административного иска настаивал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился извещен.
В ходе рассмотрения дела к участию в дело в качестве соответчиков были привлечены УФССП по <адрес>, Судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> ФИО3, Начальник ОСП <адрес>, Судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> ФИО4 в качестве заинтересованного лица МРИ ФНС № по <адрес> которые в судебное заседание не явились, извещены.
Судебный пристав-исполнитель отделения судебных приставов <адрес> ФИО4, предоставила письменный отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что административный ответчик просит рассмотреть дело в ее отсутствие, возражает против удовлетворения административного иска, предоставила постановление о прекращении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, считает, административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Вопросы взыскания исполнительского сбора регламентированы положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), в части 1 которой определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в вышеназванном Постановлении Пленума, а также следует из позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда <адрес>, Арбитражного суда <адрес> и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит целью создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.
Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.
Судом установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> ФИО3 возбуждено исполнительное производство №, на основании исполнительного документа: Исполнительный лист № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом, предмет исполнения: Госпошлина, присужденная судом, в размере: 1 099,77 руб., в отношении должника: ФИО1 в пользу МРИ ФНС № по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» № ФЗ постановление о возбуждении исполнительного производства направлены сторонам исполнительного производства, должнику — для исполнения, взыскателю — для сведения.
ДД.ММ.ГГГГ на депозитный счет ОСП <адрес> поступили денежные средства в размере 1 099,77 рублей в рамках исполнительного производства №.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> ФИО3 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении ФИО1 в рамках исполнительного производства №.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> ФИО3 вынесено постановление об окончании исполнительного производства № в соответствии со ст. 47 п. 1, ч. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве».
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> возбуждено исполнительное производство №, на основании исполнительного документа: постановление СПИ 63030/21/332372 от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ОСП <адрес>, предмет исполнения: Исполнительский сбор, в размере 1000 рублей в отношении ФИО1 в пользу ОСП <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> ФИО4 направлена служебная записка в УФССП России по <адрес> с макетом постановления об отмене исполнительского сбора в отношении ФИО1 для подписания руководителем УФССП России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФФСП по <адрес> ФИО4 исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП прекращено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> отменено и исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП прекращено, требование ФИО1 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении уточненного административного искового заявления ФИО1 к ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>, УФССП по <адрес>, Судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> ФИО3, Начальнику ОСП <адрес>, Судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> ФИО4 об отмене постановления о взыскании исполнительного сбора, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Багрова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.А. Багрова