РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2013 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Шайдулиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3454/13 по заявлению Момат Е.В. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Момат Е.В. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что дата она обратилась в министерство с заявлением о предоставлении в собственность под садоводство земельного участка, расположенного по адресу: адрес площадью *** кв.м. При этом к заявлению были приложены все документы, подтверждающие её право на получение земельного участка, и выполнены все необходимые запросы в министерства и ведомства. Заявлению был присвоен регистрационный номер №... Для получения дополнительной информации Министерством направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара с просьбой сообщить о том, к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, и соответствует ли использование под садоводство видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны, соответствии с градостроительной документацией, в соответствии с Картой правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от дата №..., использование земельных участков под установку временного павильона не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков, а также сведений о том, находятся ли указанные выше земельные участки в красных линиях, о наличии обременений и ограничений в использовании названных земельных участков. В ответ на указанное обращение в министерство поступило письмо Департамента от дата №... согласно которому Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от дата №..., градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории не определены. Считает решение от дата №...-с об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, участок №...», площадью *** кв.м незаконным. На момент подачи заявки на предоставление земельного участка на территории г.о. Самара действовали Правила землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденные Решением Думы г.о. Самара от дата №... «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Самара», которые предусматривали садоводство и огородничество как один из видом разрешенного использования земельного участка. В последующем данное Решение Думы городского округа Самара было признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда по гражданскому делу №... от дата. В связи с этим действовать начали ранее действовавшие Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от дата №... «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре», которыми зонирование на данной территории не предусматривается. Просит признать незаконным Решение Министерства имущественных отношений Самарской области №...-с от дата об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес», площадью *** кв.м. и возврате предоставленного пакета документов; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по поданной ею заявке.
В судебном заседании представитель заявителя Момат Е.В. – Корсун Р.В., действующий по доверенности №... от дата, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области – Колебирова Е.А., действующая по доверенности №... от дата, возражала против удовлетворения требований заявления по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать, дело рассмотреть в отсутствии представителя (л.д. 46-50).
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Постановлением Правительства Самарской области от дата №... «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с дата возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
В судебном заседании установлено, что дата Момат Е.В. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес для ведения садоводства (л.д. 25).
Уведомлением от дата министерство отказало Момат Е.В. в предоставлении земельного участка, ссылаясь то, что на их обращение поступило письмо департамента от дата №... согласно которому Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от дата №..., градостроительные регламенты, устанавливающие цель использования испрашиваемого земельного участка в качестве вида разрешенного использования, в пределах рассматриваемой территории не определены (л.д. 14-9).
Момат Е.В. в обоснование своих требований ссылается на то, что на момент подачи заявки на предоставление земельного участка на территории г.о. Самара действовали Правила землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденные Решением Думы г.о. Самара от 15.07.2010 № 951 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Самара», которые предусматривали садоводство и огородничество как один из видов разрешенного использования земельного участка. В последующем данное Решение Думы городского округа Самара было признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда по гражданскому делу №... от дата. В связи с этим действовать начали ранее действовавшие Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от дата №... «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре», которыми зонирование на данной территории не предусматривается. Поэтому полагает, что заявка была подана в надлежащем порядке и в точном соответствии с действующими на тот момент правилами.
Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в том числе: для садоводства.
Вышеназванная норма Закона также устанавливает, что до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в случаях, предусмотренных настоящей частью, без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством.
Согласно данной статье земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Таким образом, статья 9 Закона Самарской области «О земле» носит отсылочный характер и не может применяться в отрыве от норм Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п.6 ст.1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Как следует из п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом в первую очередь устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.
Вследствие чего, вывод о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительному зонированию может быть сделан при условии буквального соответствия цели использования, определенной заявлением о его предоставлении (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса), конкретному виду разрешенного использования, определенному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с п.п.6 п.3 ст.8, п.4 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ, п.п. «б» и «з» п.3 ст.28 Устава г.о. Самара от 10.07.2006 № 294, ведение информационных систем, включающих сведения о принадлежности земельных участков в городском округе Самара к той или иной территориальной зоне, а также о соответствующих видах разрешенного использования земельных участков, отнесено к компетенции Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары.
В соответствии с ответом Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от дата №... земельный участок, площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес в соответствии с Законом Самарской области «Об установлении границ г.о. Самара и Самарской области» от дата №... указанный объект недвижимости расположен в границах г.о. Самара на территории Куйбышевского района. По Карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от дата №... градостроительные регламенты на указанный земельный участок не установлены (л.д. 17).
Суд полагает, ссылку заявителя на вышеназванную норму закона необоснованной, поскольку она подлежит применению только в тех случаях, когда градостроительное зонирование не проведено, то есть Правила землепользования и застройки в административном округе отсутствуют.
В случае наличия же такого документа, земельный участок может быть предоставлен в соответствии с ч.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле» только при условии соответствия заявленной цели использования градостроительному регламенту (п.4 ст.85 ЗК РФ).
Таким образом, положения абз.3 ч.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле», устанавливающие возможность предоставления земельных участков без учета зонирования территории до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, Правил землепользования и застройки, не применяется в данном случае, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок является территорией г.о. Самара, в котором утверждены Правила застройки и землепользования Постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 № 61, включение испрашиваемого земельного участка в границы территории г.о.Самары после утверждения вышеназванных Правил явилось следствием того, что зонирование испрашиваемого земельного участка не произведено.
Суд приходит к выводу, что при таких обстоятельствах министерство не может принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.
Согласно пункту 2.4 Порядка при выявлении на основании дополнительной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности.
Вследствие чего, суд полагает, что Министерством имущественных отношений Самарской области обоснованно принято решение об отказе в предоставлении земельного участка Момат Е.В. от дата в соответствии с его полномочиями и действующим законодательством РФ.
Суд учитывает, что Момат Е.В. имеет право на повторное обращение в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность после утверждения в установленном порядке градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны (корректировки Правил застройки землепользования в г.Самаре) согласно вышеназванному Генеральному плану г.о.Самара.
Согласно пункту 6 разъяснений Высшего Арбитражного и Верховного судов Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ссылка заявителя на то, что она обратилась в Министерство в период, когда действовали Правила застройки от дата, суд не принимает во внимание, поскольку указанные Правила на момент принятия Министерством решения об отказе в предоставлении участка были отменены решением Самарского областного суда дата.
Таким образом, Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, в удовлетворении заявления Момат Е.В. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области №...-с от дата об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требования Момат Е.В. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области №...-с от дата об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, не подлежит удовлетворению требование заявителя об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области принять решение по поданной заявке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Момат Е.В., отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято дата
Судья подпись Курмаева А.Х.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья:
Секретарь: