Дело № 5-335/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
город Елизово Камчатского края 30 июня 2017 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Буткин Н.Д., изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КРФоАП, в отношении ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
30 июня 2017 года в Елизовский районный суд Камчатского края поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КРФоАП, в отношении ФИО2
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, о том, что протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы подлежат возвращению должностному лицу, их составившему, по следующим основаниям.
Согласно положений п.4 ч.1 ст.29.4 КРФоАП, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с ч. 2, ч. 3, ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Вместе с тем, в представленных материалах дела отсутствуют копия паспорта потерпевшей и лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем, не ясно, каким образом должностным лицом устанавливалась личность указанных лиц.
Диспозиция ст. 6.1.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Однако в протоколе об административном правонарушении не указано, в чём конкретно выразились действия ФИО2, действовал ли он при этом, умышленно, либо его действия носили неосторожный характер, влекут ли они, или нет последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, и содержат они, или нет уголовно наказуемое деяние. Кроме того, не указано в результате чего (произошедшего конфликта или иное), ФИО2 нанес телесные повреждения потерпевшей; при этом протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2 полностью дублирует заключение эксперта; кроме того протокол об административном правонарушении не содержит ни номера, ни даты его составления.
Определение о передаче материалов дела судье также не содержит ни номера, ни даты его составления, кроме того, в указанном определении, в его описательной части имеется ссылка на протокол об административном правонарушении без номера от 31 марта 2016 года в отношении ФИО2, таким образом, непонятно, что именно рассмотрело должностное лицо, перед направлением материалов судье.
Объяснения от лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении, потерпевшей и свидетеля отобраны в порядке уголовного производства без разъяснения ответственности за дачу ложных показаний предусмотренной ст. 17.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также ряд объяснений представлен в виде плохо читаемых ксерокопий.
На основании ч. 4 ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до направления определения о назначении экспертизы для исполнения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Вместе с тем, представленные материалы не содержат копии определения о назначении экспертизы, в связи с чем суд лишен возможности проверить указанные обстоятельства, равно как невозможно проверить разъяснение прав и обязанностей эксперту, предусмотренных ст. 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его предупреждение об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на что должно быть указание в определении о назначении экспертизы, подписка эксперта об этом в деле отсутствует.
В силу части 2 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 названного Кодекса, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
В статье 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок проведения административного расследования, который предусматривает, что процессуальные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическая квалификация и процессуальное оформление должны проводиться в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, должностным лицом ОМВД России по Елизовскому району при производстве административного расследования по настоящему делу требования процессуальных норм не выполнялись.
Так, в соответствии со ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении (ч. 3), копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1).
Вместе с тем, сведения о разъяснении потерпевшей прав отсутствуют, имеется рукописная надпись о направлении копии определения, однако, кому оно направлено установить невозможно.
Статья 6.1.1 КоАП РФ за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -предусматривает возможность назначения наказания в виде административного арест на срок до пятнадцати суток.
КоАП РФ предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются судом в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
С поступившими материалами дела об административном правонарушении явка лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должностным лицом, составившим протокол, не обеспечена, при этом какие-либо документы, свидетельствующие о том, что ФИО2 в силу ч. 2 ст.3.9 КоАП РФ относиться к категории лиц, в отношении которых не может быть применен административных арест, материалы дела не содержат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол № без номера от «отсутствие даты» июня 2017 года, об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КРФоАП, в отношении ФИО2, и приложенные материалы - участковому уполномоченному полиции ОМВД ПП №7 России по Елизовскому району майору полиции ФИО1, для организации устранения недостатков протокола, и иных материалов, в срок, установленный ст. 28.8 КРФоАП.
Судья Н.Д. Буткин