Судья < Ф.И.О. >5 Дело № 12-2392/2015
РЕШЕНИЕ23 июля 2015 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда < Ф.И.О. >4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <...> < Ф.И.О. >2 на решение судьи Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от <...> по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <...> < Ф.И.О. >2 от <...> ОАО «Птицефабрика «Приморская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Обжалуемым решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от <...> указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В жалобе на решение суда старший государственный инспектор управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <...> < Ф.И.О. >2 ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным. Одновременно заявитель просит восстановить процессуальный срок обжалования судебного акта.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, копия обжалуемого постановления поступила в административный орган <...>, жалоба на постановления направлен в адрес районного суда почтовым отправлением <...>, то есть в срок, установленный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, следовательно, необходимость в восстановлении процессуального срока отсутствует.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.
Статьёй 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении от <...>, Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой, по заявлению < Ф.И.О. >3 с <...> по <...> г., с привлечением специалистов управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <...>, проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Птицефабрика «Приморская».
В процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО «Птицефабрика «Приморская» образуются отходы производства и потребления, в том числе представляющие опасность для окружающей природной среды, что подтверждается материалами проверки.
При осмотре производственной площадки ООО «Птицефабрика «Приморская» <...> в период времени с 13 часов 30 минут по 17 часов 30 минут, установлено, что на предприятии раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности не организован, места временного накопления отходов, соответствующие требованиям СанПин 2.1.7.1322-03 отсутствуют.
Имеют место факты размещения, на открытых площадках предприятия, не имеющих твердого покрытия и не защищенных от воздействия атмосферных осадков, таких отходов как: покрышки автомобильные отработанные, полиэтилен, пластиковая тара, металлолом, картон, потерявшая потребительские свойства древесина, пищевые отходы.
ООО «Птицефабрика Приморская» ведется сброс жидких производственных отходов в собственный пруд накопитель, представляющий собой земельный участок без твердого покрытия, обвалованный земляным грунтом.
При обследовании участка балки, непосредственно проходящей вблизи от вышеуказанного пруда, установлено, что он заполнен водой с характерным красным оттенком.
В ходе проведения проверочных мероприятий, специалистом произведен отбор проб в трех местах: сточной воды на сбросе в пруд-накопитель после канализационной насосной станции (проба № 7771); сточной воды из пруда накопителя с юго-западной стороны (проба № 7772); воды из балки ниже сброса, у автодороги <...> 63 км (проба № 7773), что подтверждается протоколом отбора (измерения) проб воды от <...> №1/885
Согласно протоколу испытаний (измерений) воды от <...> № 885, пробы сточной воды отобранные на сбросе в пруд-накопитель после КНС, сточной воды из пруда-накопителя с юго-западной стороны имеют практически идентичные показатели качества воды, с пробами отобранными из балки ниже сброса, у автодороги <...> 63 км.
Вышеуказанный факт свидетельствует о проникновении сточных вод за пределы пруда накопителя и их сбросе на рельеф местности, что является недопустимым.
Постановлением старшего государственного инспектора управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и <...> < Ф.И.О. >2 ООО «Птицефабрика «Приморская» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ст.26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать, в том числе, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ.
На основании частей 1, 4, 7, 8, 9 статьи 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, осуществляется в присутствии двух понятых. Копия протокола об изъятии вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. Пробы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. При ведении фотосъемки делается соответствующая запись в указанном протоколе, результаты фотосъемки прилагаются к протоколу изъятия.
Согласно подпункту 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 28.5 КоАП РФ предусмотрено, что в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Согласно ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
Пунктом 3 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
В силу ч.5 ст.28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца.
В соответствии с ч.ч. 2, 6 ст. 28.7 КоАП РФ, решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения нарушения правонарушения. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении (или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении при проведении административного расследования прокурором) либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, с момента возбуждения дела об административном правонарушении до даты вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прошло более 1 месяца. При этом в рамках административного производства были получены пробы воды, осуществлялось их длительное исследование, фактически проводилась экспертиза.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В нарушение вышеназванных норм, отборы проб воды производились в отсутствие двух понятых, сведения об опечатывании проб отсутствуют, копия протокола отбора проб ООО «Птицефабрика «Приморская» не вручалась, сведения о применении фотосъемки в процессуальных документах не отражены, все доказательства получены при проведении административного расследования, в рамках которого осуществлена экспертиза, при этом процедура оформления административного расследования и проведения экспертизы, предусмотренная КоАП РФ, не соблюдена, необходимые постановления и определения не составлялись, права и обязанности эксперту не разъяснялись, об ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт не предупрежден.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о грубых нарушениях административного законодательства, свидетельствующих о незаконности полученных по делу доказательств, несоблюдении прав ООО «Птицефабрика «Приморская», предоставленных КоАП РФ, и неправомерности привлечения ООО «Птицефабрика «Приморская» к административной ответственности.
Кроме того, место сброса сточных вод не установлено, выводы о совершении обществом правонарушения носят предположительный характер.
Согласно названию СанПин 2.1.7.1322-03 - «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а также пунктам 1.2-1.6, разделам 4, 5 СанПин 2.1.7.1322-03, действие данного правового распространяется на размещение и обезвреживание отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <...> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»): отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Статья 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению и обезвреживанию отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
О специализированном характере названной деятельности также свидетельствует подпункт 30 статьи 12 Федерального закона от <...> №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», требующий наличие лицензии для организаций, осуществляющих обезвреживание и размещение отходов.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор отходов» прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
ООО «Птицефабрика «Приморская» является организацией, осуществляющей производство сельскохозяйственной продукции, не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается сбором, размещением и обезвреживанием отходов в смысле, придаваемом этой деятельности статьями 1, 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Доказательства, полученные в соответствии с требованиями КоАП РФ, подтверждающие факты ненадлежащего обращения ООО «Птицефабрика «Приморская» с отходами производства и потребления, не представлены.
В соответствии с ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Таким образом, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
РЕШИЛ:
Решение судьи Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от <...> оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья