Дело № 2-1332/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 сентября 2012 года г.Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска
в составе председательствующего судьи Е.Ю.Якубанец,
при секретаре Д.Н.Кузиной,
с участием старшего помощника прокурора Кировского района г.Хабаровска Хромовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог» о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства транспортной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес>, в порядке ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга ли с иском к КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о транспортной безопасности на территории Комсомольского муниципального района.
В обоснование иска указал, что при проведении проверки обеспечения транспортной безопасности при эксплуатации транспортной инфраструктуры- автомобильного моста через <адрес>, выявлены нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно, не назначены сотрудники, ответственные за обеспечение транспортной безопасности; не разработана номенклатура должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; не разработано положение инструкция) о внутриобъектовом режиме на объекте; порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ; порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта; не созданы и не оснащены посты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи; не установлены конфигурации и границы территории ОТИ; единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и технологический сектор зоны, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев.
В силу ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. Нарушение законодательства о транспортной безопасности при эксплуатации автомобильного моста через <данные изъяты> представляет угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, причинение материального ущерба.
В судебном заседании старший пом. прокурора Хромова Е.В. суду пояснила, что истцом представлено заявление об уменьшении заявленных требований, в связи с добровольным удовлетворением части требований. Исковые требования в части возложения обязанности разработать положение (инструкцию) о внутриобъектовом режиме на объекте транспортной инфраструктуры; создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие в КГКУ «Хабаровскуправтодор»; установлению конфигурации и границ ОТИ; установлению единых видов пропусков, действительных для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев, поддерживает по изложенным в иске основаниям.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о месте и времени слушания дела извещен, причины неявки суду не сообщил. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика. Ранее опрошенный в судебном заседании представитель ответчика Гусляков И.В. с иском не согласился. Пояснил, что субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ. В силу п.п.5.7, 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение 3 месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение 3 месяцев и реализовать его в течение 6 месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ. В соответствии с п.1 ст.9 Закона №16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Все что зависело от ответчика, исполнено. Оставшиеся требования исполнить не представляется возможным, поскольку объект не категорирован, ответчик не может оснастить его пропускной системой. Письмо о проведении категорирования объекта направлено в Министерство промышленности и транспорта в 2011г. До настоящего времени уведомление о присвоении категории мосту через <адрес> не поступало. В связи с чем, обязанности по проведению оценки уязвимости ОТИ у ответчика не возникало, как и обязанность разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в отношении КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДВО проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой составлен Акт №№. В ходе проверки, согласно названного акта, выявлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами, а именно, Федерального закона РФ От ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности», приказ Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».:
- не назначены сотрудники ответственные за обеспечение транспортной безопасности;
- не разработана номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ;
- не разработано положение (инструкция) о внутриобъектовом режиме в ОТИ;
- не разработан порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности на подготовку совершения или совершения АНВ в отношении ОТИ;
- не разработан порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельности ОТИ;
- не создан и не оснащен пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи обеспечивающими взаимодействие между силами обеспечения транспортной безопасности, так и с силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие в КГКУ «Хабаровскуправтодор»;
- не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурации и границы территории ОТИ;
- не установлены единые образцы пропусков, действительные для прохода, проезда или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или критические элементы ОТИ, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев;- не разработан порядок информирования субъектом транспортной инфраструктуры об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
<адрес> обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о транспорте. В ходе рассмотрения дела, поступило заявление от ДД.ММ.ГГГГ № об уменьшении заявленных требований, в связи с выполнением ответчиком части заявленных требований, а именно: о назначении сотрудников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности; о разработке номенклатуры (перечня) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; о разработке порядка реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ; о разработке порядка информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ. Оставшиеся требования поддерживает.
Как следует из Устава КГКУ «Хабаровскуправтодор» Учреждение выполняет в том числе функции по обеспечению сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и относящегося к ним имущества; безопасности и бесперебойного движения автомобильного транспорта, повышения пропускной способности автодорог регионального и межмуниципального значения, благоустройства и экологической безопасности. При реализации возложенных на него функций проводит оценку технического состояния автодорог регионального или межмуниципального значения в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям технических регламентов (п.ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно перечню мостовых сооружений, ответчик обеспечивает безопасное использование объекта транспортной инфраструктуры- автомобильного моста через <адрес> (л.д.82).
Ответчиком представлены документы, подтверждающие выполнение требований в части (л.д.63-128): издан приказ о назначении ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности; утверждены форма предоставления информации об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ; утвержден порядок информирования субъектов транспортной инфраструктуры об угрозах совершения АНВ.
Законом РФ №16-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Указанным Законом определены основные понятия для целей обеспечения транспортной безопасности в сфере транспортного комплекса.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В силу названных требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Пунктами 5.7, 5.8 Требований обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ возложена на субъект транспортной инфраструктуры, в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ, и о присвоенной категории ОТИ.
Согласно ст.5 Закона РФ №16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств утвержден приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов разрабатываются субъектами транспортной инфраструктуры на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, что предусмотрено п.1 ст.9 Закона №16-ФЗ.
Ответчиком- субъектом транспортной инфраструктуры- автодорога через мост <адрес>, была представлена необходимая информация в Министерство промышленности и транспорта <адрес>, которое в свою очередь направила её в Федеральное дорожное агентство для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры (л.д.93,94).
До настоящего времени сведений о проведении категорирования объекта ответчику не поступало, доказательств этого истцом не представлено, в связи с чем, в силу вышеперечисленных норм, возлагающих на КГКУ «Хабаровскуправтодор» обязанности по проведению мероприятий, направленных на разработку, утверждение и выполнение плана обеспечения безопасности ОТИ, не возникло. Разработка положения о внутриобъектовом режиме ОТИ; создание и оснащение постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи; установление конфигурации и границы территории ОТИ; установление единых видов пропусков, а также правила их применения, уничтожения и допуска владельцев, возможна только после присвоения категории ОТИ и включении объекта в соответствующий реестр.
Следовательно, оснований для возложения на ответчика указанных обязанностей, не имеется, исковые требования в данной части не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог» о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства транспортной безопасности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03 сентября 2012г.
Судья /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю.Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-1332/2012 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь Д.Н.Кузина