Решение по делу № 2-1105/2015 ~ М-394/2015 от 17.03.2015

Дело № 2-1105/2015

РЕШЕНИЕ

резолютивная часть

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2015 года                             г. Ломоносов

Ломоносовский районный суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Романовой В.П.,

при секретаре Панферовой С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению М** к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области, администрации и КУМИ муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, о восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

……………………………..

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковое заявление М** удовлетворить частично.

Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером //* площадью 1626 кв.м, расположенном по адресу: */ за исключением сведений о категории земель.

В удовлетворении иска в оставшейся части отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:                             Романова В.П.

Решение в окончательной форме будет принято /*.

Судья:                            Романова В.П.

Дело № 2-1105/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2015 года                             г. Ломоносов

Ломоносовский районный суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Романовой В.П.,

при секретаре Панферовой С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению М** к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области, администрации и КУМИ муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, о восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

М** обратился в суд с иском об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по */ восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке, указав в обоснование, что /*. он подал в администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области заявление о приватизации земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности зданием склада. /*. администрация вынесла постановление //* о предоставлении истцу земельного участка с кадастровым номером //* площадью 1626 кв.м в собственность. /*. с истцом заключен договор //* купли-продажи указанного земельного участка, выкупная цена участка оплачена истцом полностью, подписан акт приема-передачи участка.

/*. Ломоносовским отделом Росреестра было принято решение об отказе в проведении регистрационных действий в отношении указанного объекта недвижимости, поскольку сведения о земельном участке с кадастровым номером //* отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, поскольку аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости /*.

Истец предпринял действия для повторной постановки указанного земельного участка на кадастровый учет путем обращения в адрес администрации с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Однако /*. получил ответ из администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о том, что не представляется возможным утвердить схему расположения указанного участка в связи с тем, что участок уже продан.

/*. истец подал в администрацию заявление с просьбой разрешить создавшуюся ситуацию, но вопрос так и не был решен.

В связи с изложенным, истец просил суд обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером //* площадью 1626 кв.м, расположенном по адресу: */ а также просил обязать администрацию МО Ломоносовский муниципальный район совершить действия, необходимые для государственной регистрации за истцом права собственности на земельный участок с кадастровым номером //* площадью 1626 кв.м на основании договора купли-продажи //* от /*.

В судебном заседании истец М** поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске и пояснил, что начал приватизацию спорного земельного участка в /* году, однако, администрация требовала предоставления не предусмотренных законом документов. Права истца на приобретение участка были реализованы только в /* году, к этому моменту администрация Горбунковского сельского поселения еще не утвердила границы населенных пунктов. М** также пояснил, что владеет двумя земельными участками, в отношении одного из них он зарегистрировал право собственности, а в отношении второго регистрация невозможна ввиду снятия земельного участка с учета. Истец также пояснил, что договор купли-продажи земельного участка с администрацией заключил, стоимость участка оплатил, но не подавал документы на регистрацию права около полугода.

Представитель ответчика – КУМИ администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела в суде, представил отзыв на иск, в котором сообщил о несогласии с заявленными требованиями истца и указал, что спорный земельный участок был передан истцу /*., в Ломоносовский территориальный отдел Управления Росреестра он обратился /*., то есть по истечении 6 месяцев с момента подписания акта приема-передачи, а снят с государственного учета земельный участок /*. в рамках действующего законодательства (что истцом не оспаривается), в связи с чем, в сложившейся ситуации имеется вина только самого истца. Заявленное истцом требование об обязании администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области совершить действия, необходимые для государственной регистрации права собственности истца на спорный земельный участок не соответствует требованиям действующего законодательства, так как такой обязанности за ответчиком законодательством не закреплено (л.д. 22).

Ответчик – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Ленинградской области в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела в суде, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором просил удовлетворение требований истца оставить на усмотрение суда и указал, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении спорного земельного участка. Срок действия «временного» статуса сведений государственного кадастра недвижимости указанного участка истек /*., в связи с чем, орган кадастрового учета принял решение //* от /*. об аннулировании объекта недвижности, земельному участку был присвоен статус «аннулированный». Ответчик в отзыве указал, что законом и Порядком ведения государственного кадастра недвижимости не предусмотрена обязанность органа, осуществляющего кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, уведомлять заинтересованных лиц об аннулировании объекта недвижимости. Нарушений действующего федерального законодательства в области ведения государственного кадастра недвижимости при аннулировании сведений о спорном земельном участке филиалом не допущено (л.д. 33-35).

Представитель ответчика – администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области К**, действующая на основании доверенности от /*., сроком действия до /*. (л.д. 20), в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска, указала, что нельзя восстановить сведения об участке с указанием прежней категории – категории земель сельскохозяйственного назначения, поскольку спорный земельный участок относится уже к землям поселений, в настоящее время землей распоряжается местная администрация поселения.

Представитель третьего лица – администрации МО Горбунковское сельское поселение А**, действующая на основании доверенности от /*, сроком действия один год (л.д.64), в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, пояснив суду, что в августе /*. были приняты генеральный план поселения и правила землепользования и застройки; в зоне, где находится спорный земельный участок, была изменена категория земель. В связи с принятием генерального плана завершена процедура перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений. Земли сельскохозяйственного назначения не могут находиться в составе земель населенных пунктов, в случае удовлетворения иска с указанием прежних сведений об участке это будет противоречить генеральному плану и правилам землепользования и застройки. Администрация будет готова заключить дополнительное соглашение к договору и тогда истец сможет зарегистрировать право собственности на земельный участок. По мнению представителя местной администрации, при заключении договора купли-продажи с истцом использовались устаревшие сведения.

С учетом надлежащего извещения и мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства ответчиков КУМИ администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из положений ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Из буквального толкования указанной нормы следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных названным законом сведений о недвижимом имуществе.

Судом установлено, что истец, являясь собственником объекта недвижимости – здания склада, расположенного в д.*/, обратился в адрес администрации Ломоносовского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1626 кв.м., необходимого для использования принадлежащего ему объекта недвижимости. Спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет /*. (л.д. 14).

Постановлением Главы администрации МО Ломоносовский муниципальный район от 12.11.2012г. № 1509 спорный земельный участок на основании заявления от /*. предоставлен истцу за плату, равную 10-тикратной ставке земельного налога (л.д. 10).

/*. между администрацией и истцом заключен договор купли-продажи спорного участка и подписан акт приема-передачи (л.д. 11-13).

Уведомлением от /*. Управление Росреестра по Ленинградской области отказало истцу в регистрации права собственности на спорный участок, указав на исключение сведений о спорном участке из государственного кадастра недвижимости и невозможность осуществления регистрационных действий, поскольку решением //* от /*. ФГБУ «ФКП Росреестра» аннулировало сведения об объекте недвижимости, земельному участку был присвоен статус «аннулированный» (л.д. 7).

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости органом кадастрового учета устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Министерством экономического развития Российской Федерации (как соответствующим уполномоченным органом) при осуществления функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии Приказом от 04 февраля 2010 года № 42, утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

В силу требований пункта 4 вышеназванного Порядка ведения государственного кадастра недвижимости при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости; учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости); снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре); исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

При этом выполнение кадастровых процедур, перечисленных в пункте 4 Порядка, согласно пункту 18 указанного Порядка, сопровождается принятием решения о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); о снятии с учета объекта недвижимости; о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

В соответствии с п. 4 ст. 24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация прав на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

Согласно п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости внесение в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости (далее - АИС ГКН) сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «внесенные», который изменяется на «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные» в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.

«Временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае: истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременение) права; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют «временный» статус; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют «временный» статус.

Вместе с тем, суд отмечает следующее.

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» не содержит норм, допускающих изменение срока, по истечении которого сведения об объекте недвижимости, имеющие статус временных, подлежат аннулированию.

Из содержания постановления Главы администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области следует, что указанное постановление принято 12.11.2012г. на основании заявления истца от /*. На дату обращения истца с заявлением сведения о спорном земельном участке не были исключены из государственного кадастра недвижимости.

Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату обращения истца в адрес администрации с заявлением о предоставлении спорного участка в собственность), в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, постановление о предоставлении спорного участка в собственность должно было быть издано не позднее 08.11.2011г., а соответствующий проект договора должен был быть направлен в адрес истца не позднее 08.12.2011г., тогда как указанные действия совершены администрацией за пределами установленного срока.

Из указанного следует, что длительность осуществления администрацией процедуры предоставления спорного земельного участка в собственность следует рассматривать, как одно из обстоятельств, препятствовавших истцу в завершении процедуры приватизации спорного участка.

Кроме того, суд учитывает, что приведенные положения Закона о кадастре в части процедуры аннулирования сведений об объекте недвижимости не устанавливают срок, в течение которого орган кадастрового учета обязан принять такое решение, при этом, из приведенных положений следует, что сведения об объекте недвижимости не аннулируются автоматически при истечении двухлетнего срока.

Учитывая, что на момент обращения истца в адрес администрации (07.10.2011г.) установленный законом двухлетний срок, по истечении которого сведения об объекте недвижимости подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости, истек (02.10.2011г.), своевременное принятие органом кадастрового учета решения об аннулировании сведений должно было привести к урегулированию взаимоотношений истца и администрации до совершения ими юридически значимых действий по выкупу спорного участка.

Указанное обстоятельство также оценивается судом, как фактор, не зависящий от воли истца и способствовавший возникновению настоящего спора.

По мнению суда, на гражданина, исполнившего надлежащим образом обязанности, обусловленные намерением реализовать принадлежащее ему право, не могут быть возложены неблагоприятные последствия выполнения административных процедур, не зависящие от его воли.

Поскольку исключение сведений о спорном земельном участке из государственного кадастра недвижимости нарушает права истца в отношении спорного земельного участка, а именно права по пользованию, владению и распоряжению данным участком, нарушенные права истца подлежат восстановлению путем восстановления сведений о принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

Вместе с тем, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Согласно п.п. 3 п.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В соответствии со статьей 84 ЗК РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Согласно пункту 3 названной статьи, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Согласно представленным в материалы дела выписке из генерального плана Горбунковского сельского поселения (л.д. 45), заключению об отнесении участка к территориальной зоне (л.д. 46-47), иным документам территориального планирования, территория, в границах которой расположен спорный участок, отнесена к категории земель населенных пунктов; сведения об этом направлены в адрес ФГБУ «ФКП Росреестра» в декабре 2013г.

В этой связи, учитывая расположение спорного земельного участка в границах населенного пункта, требование истца в части восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о категории спорного земельного участка, указанной на момент аннулирования сведений о нем, не соответствует приведенным правовым нормам и не подлежит удовлетворению.

В отношении требований истца к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об обязании совершить действия, необходимые для государственной регистрации за истцом права собственности на земельный участок с кадастровым номером //* площадью 1626 кв.м на основании договора купли-продажи //* от /*. суд приходит в выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку из материалов дела не следует, что администрация уклонилась от выполнения каких-либо, принятых на себя в соответствии с договором или возложенных законом обязанностей. Кроме того, при наличии доказательств уклонения администрации от государственной регистрации сделки, истец не лишен возможности требовать защиты нарушенного справа в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 165 ГК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление М** удовлетворить частично.

Обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером //* площадью 1626 кв.м, расположенном по адресу: */ за исключением сведений о категории земель.

В удовлетворении иска в оставшейся части отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:                             Романова В.П.

Решение в окончательной форме принято /*.

Судья:                            Романова В.П.

2-1105/2015 ~ М-394/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фокин Максим Валерьевич
Ответчики
КУМИ Администрации МО Ломоносовский район
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области
Администрация МО Ломоносовский район
Другие
Администрация МО Горбунковское сельское поселение
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Романова Валентина Павловна
Дело на сайте суда
lomonosovsky--lo.sudrf.ru
17.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2015Передача материалов судье
20.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.04.2015Предварительное судебное заседание
01.06.2015Предварительное судебное заседание
21.07.2015Судебное заседание
25.08.2015Судебное заседание
23.09.2015Судебное заседание
30.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2016Дело оформлено
13.10.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее