Решение по делу № 2-881/2014 ~ М-401/2014 от 03.02.2014

Дело №2-881/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Климиной К.Р.,

с участием прокурора Иткуловой Н.У.,

представителя ответчика – директора МБОУ ДОД <данные изъяты>» М.А.Ф

при секретаре Сабирове Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей <данные изъяты>», Администрации городского округа <адрес> о признании незаконной образовательной деятельности, об обязании получить лицензию на образовательную деятельность, об обязании организовать предоставление дополнительного образования детям,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей <данные изъяты> Администрации городского округа <адрес> о признании незаконной образовательной деятельности, об обязании получить лицензию на образовательную деятельность, об обязании организовать предоставление дополнительного образования детям.

Уточненные в ходе рассмотрения дела исковые требования мотивированы следующим. Прокуратурой Орджоникидзевского района г.Уфы проведена проверка по обращению Г.Н.Н., поступившему из прокуратуры Республики Башкортостан о нарушениях законодательства об образовании в деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей <данные изъяты> выразившихся в незаконных сборах денежных средств и другим вопросам. В ходе проверки установлено что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей <данные изъяты> <адрес> создано в соответствии с постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Пунктом Устава МОУ ДОД <данные изъяты>, утвержденного постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с Уставом, лицензией, локальными актами учреждения. Пунктом Устава установлен юридический адрес образовательного учреждения: <адрес>. Фактическое местонахождение образовательного учреждения: <адрес>.

Однако, в ходе выездной проверки установлено, что МОУ ДОД <данные изъяты>» фактически осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей по следующим адресам: <адрес> (<данные изъяты> корпус), <адрес> (<данные изъяты> корпус).

Документов, устанавливающих право МБОУ ДОД <данные изъяты> на оперативное управление помещением, расположенным по адресу: <адрес> у учреждения не имеется. При проверке в здании по адресу: <адрес> установлено, что в классах для проведения обучения проводились занятия с детьми, классы оборудованы мебелью, музыкальными инструментами, однако, образовательная деятельность по программам дополнительного образования детей МБОУ ДОД <данные изъяты> осуществляется без наличия лицензии на образовательную деятельность по данному адресу.

Проверкой установлено, что МБОУ ДОД <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время так же осуществляется образовательная деятельность по адресу: <адрес> без наличия лицензии. Выявленные факты являются грубым нарушением требований законодательства, предъявляемого к образовательному процессу. Истец просит признать незаконным осуществление без лицензии образовательной деятельности Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей <данные изъяты>» <адрес>, расположенным по адресам: <адрес> (<данные изъяты> корпус), <адрес> (<данные изъяты> корпус). Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей <данные изъяты> <адрес>, расположенное по адресам: <адрес> <данные изъяты> корпус), <адрес> (<данные изъяты> корпус) получить лицензию на образовательную деятельность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Администрацию городского <адрес> организовать предоставление дополнительного образования детям путем надлежащего финансирования мероприятий по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей <данные изъяты>» <адрес>.

В судебном заседании принимавший участие прокурор исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МБОУ ДОД <данные изъяты> <адрес> иск не признал, представил письменный отзыв, в котором указал следующее. Для получения лицензии учреждение должно представить согласование всех надзорных служб, в том числе Государственного пожарного надзора. Управление надзорной деятельности Главного управления <данные изъяты> провело обследование помещения школы по адресу: <адрес>, и выдало отрицательное заключение с выводом по результатам обследования: «Объект не соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности», в числе перечисленных несоответствий указаны отсутствие изоляции помещения школы от жилой части здания и отсутствие второго эвакуационного выхода с этажа. На реконструкцию помещения, устройство автономного входа и выхода требуются капитальные вложения, однако, финансирование не производилось ни в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГг., ни предыдущие <данные изъяты> года существования школы в этом помещении. Таким образом, учреждение не могло произвести соответствующие реконструкции помещения ввиду отсутствия финансирования, для приведения помещения в соответствие необходимо не менее <данные изъяты>. Финансирование учреждения производится на основании Муниципального задания учредителя, которым является <данные изъяты>, учредитель же устанавливает нормативы финансового обеспечения выполнения муниципального задания. Ввиду отсутствия собственных средств учреждение неоднократно обращалось в <данные изъяты> Администрации городского округа <адрес> с обоснованием необходимости целевого финансирования капитальных работ, в ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ в очередной раз указано, что по отрасли «Культура» в бюджете городского округа <адрес> расходы на проведение капитального ремонта музыкальным, художественным школам и школам искусств в ДД.ММ.ГГГГг. не предусмотрены.

Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением.

На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Администрации ГО <адрес>.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

           Согласно Уставу Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей <данные изъяты> <адрес> является юридическим лицом и создано постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., для осуществления образовательной деятельности по программе дополнительного образования, пунктом Устава установлен юридический адрес образовательный адрес учреждения: <адрес>.

Вместе с тем, учреждение фактически находится по адресам: <адрес> <данные изъяты> корпус), <адрес> <данные изъяты> корпус), документов, устанавливающих право учреждения на оперативное управление помещением, расположенным по адресу: <адрес>, суду не представлено.

Факт осуществления Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей <данные изъяты> <адрес> образовательной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ без наличия лицензии не оспаривался ответчиками.

Указанный факт является грубым нарушением требований законодательства, предъявляемого к образовательному процессу.

В силу ч.1 ст.49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

На основании ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Подпунктом 8 пункта 4 статьи 12 Закона установлено, что к образовательным относятся учреждения дополнительного образования детей.

В соответствии со статьей 26 Закона дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

Кроме того, пунктом 5 статьи 12 Закона установлено, что деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Статьей 33.1. Закона установлено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Помимо прочего, из пункта 13 Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №233 следует, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.04.2010 № 792 «Об утверждении форм бланков лицензии на право ведения образовательной деятельности и приложения к ней» утверждён бланк лицензии на право ведения образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Примечания к Приказу Рособрнадзора от 06.04.2010 № 792, в приложении к лицензии на право ведения образовательной деятельности указываются перечни образовательных программ и программ профессиональной подготовки (таблицы), право реализации которых предоставлено лицензиату. Соответственно, деятельность по предоставлению услуг дополнительного образования детей подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством.

В нарушение указанных норм действующего законодательства, МОУ ДОД <данные изъяты> осуществляет образовательную деятельность без соответствующей лицензии.

Вместе с тем, в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных для получения лицензии, Государственным инспектором <данные изъяты> акты по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ (помещение <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>), и ДД.ММ.ГГГГ (помещение <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>), по результатам которых выданы отрицательные заключения с выводами: помещения Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей <данные изъяты> <адрес> не соответствуют требованиям пожарной безопасности».

Для устранения всех нарушений и получения положительного заключения необходимо выполнить ряд мероприятий, выполнение которых не обеспечено ввиду ненадлежащего финансирования МОУ ДОД <данные изъяты>. Для выполнения работ в целях получения лицензии необходимы денежные средства в размере <данные изъяты>рублей. В настоящее время в связи с не финансированием МОУ ДОД «<данные изъяты> необходимые работы не выполнены.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 15 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) на территории муниципального района. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения).

Согласно подпункта пункта статьи Устава <данные изъяты>, в редакции решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения относится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В силу статьи 37 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 указанного Федерального Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления района относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Администрация городского округа <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным, согласно Уставу <данные изъяты>, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан, и не входящий в систему органов государственной власти (п. Положения об Администрации городского округа <адрес>). Таким образом, организация предоставления дополнительного образования детей и обеспечение финансирования муниципального образовательного учреждения относится к компетенции органов местного самоуправления - Администрации городского округа <адрес>.

На основании пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации; другое. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (пункт 3 статьи 32 Закона).

Бездействием руководства МОУ ДОД <данные изъяты> г.Уфы, Администрации городского округа <адрес> нарушаются права и законные интересы граждан, закрепленные в части 1 статьи 43 Конституции РФ, провозгласившей право каждого гражданина на образование, а также в статье 50 Закона РФ «Об образовании», в т.ч. право на получение дополнительного образования. Так, отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности может привести к некачественному оказанию образовательных услуг. Положениями ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность защиты гражданских прав в судебном порядке, в данном случае для пресечения бездействия, нарушающего права граждан.

В соответствии сост. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в заявлением в защиту прав и законных интересов субъекта муниципальных образований, неопределенного круга лиц.

Статьей 23 Закона РФ «Об образовании» предусмотрен перечень типов образовательных организаций, в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, к которым относятся организация дополнительного образования.

Деятельность детских музыкальных школ регулируется Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно ч.1 ст. 91 Закона РФ «Об образовании», п.14 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, пп.40 п.1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом, образовательная деятельность по программам дополнительного образования детей, осуществляемая Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей <данные изъяты>, расположенным по адресам: <адрес> (<данные изъяты> корпус), <адрес> <данные изъяты> корпус) без лицензии на образовательную деятельность является незаконной и нарушает конституционные права и свободы обучающихся.

По результатам проведенных проверок Управлением <данные изъяты> постановлением мирового судьи судебного участка по <адрес> г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ ДОД «<данные изъяты> М.А.Ф привлечен к административной ответственности по ч. ст. КоАП РФ в виде предупреждения, постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ ДОД <данные изъяты>» как юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч ст. КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности сроком на 15 суток.

По результатам проведенного обследования были выявлены несоответствия требованиям Правил пожарной безопасности. Для устранения всех нарушений и получения положительного заключения необходимо выполнить ряд мероприятий, выполнение которых не обеспечено ввиду ненадлежащего финансирования образовательного учреждения. Для выполнения работ в целях получения лицензии необходимы денежные средства в размере около 6 млн. рублей. В настоящее время в связи с отсутствием финансирования необходимые работы не выполнены.

В соответствии с ч.2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи.

На основании ч.3 т. 18 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и индивидуальной коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Однако, в соответствии с ч.1 п.2 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Аналогичная норма содержится в пп.11 п.1 ст. 15 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) на территории муниципального района.

Администрация городского округа <адрес> как учредитель и орган местного самоуправления не осуществила финансирование мероприятий по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности. Следовательно, дальнейшее предоставление дополнительного образования детям без лицензии не представляется возможным.

Исследовав доводы ответчика об отсутствии его вины в неполучении лицензии на ведение образовательной деятельности, суд считает эти доводы не имеющимиправового значения для рассматриваемого дела, поскольку ведение образовательной деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без лицензии является незаконной вне зависимости от причин отсутствия лицензии.

При данных обстоятельствах суд считает требования прокурора о признании незаконной образовательной деятельности, осуществляемой без лицензии, обязании получить лицензию и обязании организовать предоставление дополнительного образования путем надлежащего финансирования мероприятий по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности подлежащими удовлетворению как основанные на законе и подтвержденные представленными доказательствами.

            На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей <данные изъяты> <адрес>, Администрации городского округа <адрес> о признании незаконной образовательной деятельности, осуществляемой без лицензии, обязании получить лицензию и обязании организовать предоставление дополнительного образования путем надлежащего финансирования мероприятий по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности удовлетворить.

1.Признать незаконным осуществление без лицензии образовательной деятельности Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей <данные изъяты> <адрес>, расположенным по адресам: <адрес> (<данные изъяты> корпус), <адрес> <данные изъяты> корпус).

            2.Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей <данные изъяты> <адрес>, расположенное по адресам: <адрес> (<данные изъяты> корпус), <адрес> (<данные изъяты> корпус) получить лицензию на образовательную деятельность в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

3. Обязать Администрацию городского округа <адрес> организовать предоставление дополнительного образования детям путем надлежащего финансирования мероприятий по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей <данные изъяты> <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья К.Р. Климина

2-881/2014 ~ М-401/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Орджоникидзевского р-на г.Уфы
Ответчики
МБОУ дополнительное образование детей "Детская музыкальная школа №10"
Другие
Комитет по культуре молодежи Администрации Орджоникидзевского р-на г.Уфы
Администрация ГО г.Уфы
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Климина К.Р.
Дело на сайте суда
ordjonikidzovsky--bkr.sudrf.ru
03.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2014Передача материалов судье
03.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2014Предварительное судебное заседание
13.03.2014Предварительное судебное заседание
17.03.2014Судебное заседание
31.03.2014Судебное заседание
04.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2015Дело оформлено
23.06.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее