№ 2-2923/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2016 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., при секретаре Малыгиной Е.И.,
с участием представителя Волостниковой В.Д., действующей по ордеру от 16.06.2016., представителя третьего лица МУП «Ачинский транспорт» Соловьевой Т.С., действующей по доверенности от 19.07.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимонова Ю.И. к Администрации г.Ачинска о выдаче разрешения на перезахоронение родственника,
У С Т А Н О В И Л:
Тимонов Ю.И. обратился в суд с иском к Администрации Ачинского района о возложении обязанности выдать разрешение на перезахоронение сестры ФИО, умершей «***» г., мотивируя тем, что о смерти сестры ему стало известно только в апреле 2016 года, поэтому она была похоронена в общей могиле, совместно с другими умершими гражданами, не имеющими родственников. В связи с этим, он обратился к ответчику с просьбой разрешить ему перезахоронить сестру в отдельную могилу, но получил отказ без объяснения причин (л.д.3).
Определением суда от 16.06.2016 г. на основании заявления истца произведена замена ответчика на Администрацию г.Ачинска (л.д.18,22).
Определением суда от 11.07.2016 г. в качестве третьих лиц привлечены МУП «Ачинский транспорт» и ИП Самсонов Д.А. (л.д.30).
В судебное заседание истец Тимонов Ю.И. не явился по неизвестной суду причине, извещен надлежащим образом СМС - извещением (л.д.73).
Представитель истца Волостникова В.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г.Ачинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.74,76), в ранее представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по исковым требованиям возражает, мотивируя тем, что истцом не представлено сведений о воле умершей ФИО о месте захоронения (л.д.34). Ранее в судебном заседании представитель Администрации г.Ачинска Андрианова Н.В. суду поясняла, что действующим законодательством не предусмотрен порядок перезахоронения умерших граждан, не имеющих родственников. (л.д.28-оборот).
Представитель третьего лица МУП «Ачинский транспорт» Соловьева Т.С. в судебном заседании по исковым требованиям не возражала.
Третье лицо ИП Самсонов Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом телефонограммой, просил рассмотреть дело в его отсутствие, по заявленным требованиям не возражает (л.д.75).
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, допросив свидетеля, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О погребении и похоронном деле" регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
Согласно ст. 2 указанного закона законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 указанного закона погребением являются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно ст. 4 указанного закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших (п.1).
Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Согласно ст. 5 указанного закона, при отсутствии волеизъявления умершего лица быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими, право на разрешение указанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Согласно п.2 ст. 25 указанного закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно ст. 29 указанного закона, органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (п.1). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (п.2).
В соответствии с п.п. 22 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих вопросах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из материалов дела следует, что «***» года умерла ФИО, проживающая по адресу «***», труп которой был обнаружен по указанному адресу и направлен в Ачинского отделения СМЭ (л.д.5).
На основании Постановления администрации г. Ачинска от 03.12.2009 г. № 312-п специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Ачинске является МУП «Ачинский транспорт» (л.д.48).
Согласно муниципальному контракту на выполнение работ для муниципальных нужд от 29.02.2016 г., содержание и благоустройство мест захоронений (кладбищ) в г. Ачинске осуществляет ИП Самсонов Д.А. (л.д.50-60).
Поскольку умершая ФИО не была востребована родственниками, 11.08.2015 г. труп ФИО был направлен из Ачинского отделения СМЭ МУП «Ачинский транспорт» для захоронения. Из сопроводительного листа следует, что ФИО поступила в СМЭ 09.07.2015 г., вскрытие трупа произведено на основании акта № 795 (л.д.80).
Согласно акту №8 от 11.08.2015 г. ФИО была захоронена на Салырском кладбище г.Ачинска под регистрационным номером № в общей могиле, как не востребованная родственниками (л.д. 81).
Из объяснений представителя МУП «Ачинский транспорт» установлено, что над местом захоронения ФИО установлена регистрационная табличка с номером №№ (л.д.67).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, Салырское кладбище находится на территории г. Ачинска (л.д.61).
Истец Тимонов Ю.И., являющийся родным братом ФИО, узнав о смерти сестры, обратился в Администрацию г.Ачинска за получением разрешения на перезахоронение Тимоновой Л.И. в отдельную могилу.
Из ответа администрации г. Ачинска от 05.07.2016 г. следует, что порядок перезахоронения останков гражданского лица с братской могилы не установлен действующим законодательством (л.д.27).
Постановлением администрации г. Ачинска от 08.07.2016 г. № 248-п, вступившим в силу 14.07.2016 г., утвержден «Порядок организации похоронного дела на общественных муниципальных кладбищах, расположенных на территории муниципального образования г.Ачинск», в соответствии с которым место захоронения умершего отводится уполномоченным органом с учетом волеизъявления умершего, наличия свободного участка земли. Захоронение умершего производится в соответствии с санитарными нормами и правилами. Уполномоченный орган предоставляет места захоронений, осуществляет учет захоронений. Супруг, близкий родственник, иной родственник, законный представитель, иное лицо, взявшее на себя обязанности осуществить захоронение умершего, обращаются в уполномоченный орган для отвода места захоронения умершего на кладбищах (п.3.1., 3.2.,3.3) (л.д.39-42). Положений, устанавливающих порядок перезахоронения умерших граждан из общей в отдельную могилу, указанный Порядок не содержит.
Действующее законодательство предусматривает следующие случаи перезахоронения:
- перезахоронение погибших при защите отечества в порядке, определенном ст. 4 Закона РФ от 14.01.1993 г. N 4292-1 (ред. от 18.07.2011 г. "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества";
- при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.г.) "О погребении и похоронном деле";
- при необходимости извлечения трупа из места захоронения в соответствии со ст. 178 УПК РФ;
- волеизъявление умершего лица быть погребенным на том или ином месте.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 утвержден СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", согласно п. 3.13. которого изъятие урн, эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
Вместе с тем, действующим законодательством не установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможно перезахоронение умерших, а также запрет на перезахоронение умерших. Однако, отсутствие на законодательном уровне утвержденного порядка перезахоронения умерших граждан, похороненных по каким-либо причинам в общей могиле с другими умершими, не может являться препятствием для перезахоронения умершего гражданина его родственниками в отдельную могилу.
Согласно Заключению Территориального отдела в г.Ачинске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 08.07.2016 г. об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний для эксгумации и перезахоронения останков умерших, эксгумация и перезахоронение останков ФИО возможна (л.д.77).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию г. Ачинска выдать Тимонову Ю.И. разрешение на перезахоронение из общей в отдельную могилу ФИО, умершей «***» года, похороненной на Салырском кладбище города Ачинска под регистрационным номером №№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2016 года.
Судья Т.Н. Настенко