Дело № 2-415/2016.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Калач 12 мая 2016 года
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Соляной И.В.,
при секретаре Шапошниковой Т.В.,
с участием представителя истца Стукаловой Т.И. по доверенности Баландина А.Т.,
представителя ответчика КУ ВО «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» по доверенности Стешенко Л.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области гражданское дело по иску Стукаловой Тамары Ивановны к КУВО «Управление социальной защиты Калачеевского района» и Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании права на присвоении звания «Ветеран труда»,
установил:
Истец Стукалова Т.И. обратилась в суд с иском о признании отказа КУВО «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о возложении обязанности на КУВО «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» принять документы на присвоение звания «Ветеран труда», а также присвоить ей звание «Ветеран труда».
В обоснование своих требований истец указал на следующие обстоятельства, полагая их достаточными для удовлетворения своих требований:
В ДД.ММ.ГГГГ за успехи в осуществлении государственного социального страхования Стукалова Т.И. награждена благодарностью председателем Фонда социального страхования РФ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, а также была награждена почетной грамотой за заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования РФ в ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Стукалова Т.И. обратилась в КУВО «Управления социальной защиты населения Калачеевского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
В письменном виде от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что представленные документы на присвоение звания «Ветерана труда» не соответствуют требованиям ст. 2 Закона Воронежской области «О присвоении звания ветерана труда», т. к. в соответствии с вышеназванным законом к ведомственным знакам отличия в труде относятся почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомств), если награждение производилось Президиумом Центрального исполнительного Комитета бывшего СССР, совета Министров бывших СССР и РСФСР, министерствами и ведомствами бывшего СССР РСФСР, в том числе с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Решение о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть приняты (подписаны) руководителями (заместителями руководителей) органов перечисленных в данном пункте, при условии, что имеется ссылка на то, что вручение производилось от имени органа государственной власти СССР, РСФСР. Истица считает, отказ филиала «Управления социальной защиты населения Воронежской области» по Калачеевскому району о присвоении ей звания «Ветеран труда», незаконным и необоснованным. Исковые требования истец основывает на ст.ст. 2, 7, 39, ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты «б», «ж» части 1). Истец полагает, что на нее распространяется с. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ. По мнению истца порядок и условия присвоения звания Ветеран труда" определяется законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, данный Федеральный закон ст. 7 не содержит условия о том, что в удостоверении должна быть ссылка на то, что вручение производится от имени органа государственной или исполнительной власти СССР.
Истец считает, что правовой статус Фонда социального страхования регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 15.05.2014) "О Фонде социального страхования Российской Федерации", приводит выдержки из данного постановления в тексте иска как обоснование компетенции данного органа осуществлять награждение. Истец полагает, что к моменту награждения Стукаловой Тамары Ивановны благодарностью Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.02.2008 и почетной грамотой Фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации от 01.06.2015. Фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации осуществлял полномочия органа исполнительной власти.
Истец в суд не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Стукаловой Т.И. по доверенности Баландин А.Т. иск поддержал, по основаниям изложенным в исковом заявлении. Суду также пояснил, что следует применять информационное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.02.1999 г., которое хотя и не было опубликовано, но и не было отменено. Из текста данного письма следует, что для присвоения звания «Ветеран труда» работникам фонда социального страхования РФ или работникам его системы следует учитывать как ведомственные знаки отличия в труде нагрудный знак «За заслуги в государственном социальном страховании» и «Почетную грамоту Фонда социального страхования Российской Федерации». Данное письмо поступало в распоряжение Фонда социального страхования РФ и потому учитывалось в его деятельности и при награждении работников, в том числе и Стукаловой Т.И.
Представитель ответчика казенного учреждения Воронежской области «Управления социальной защиты населения Воронежской области» по доверенности Стешенко Л.В. исковые требования не признала. Суду показала, что награждение благодарностью председателя Фонда социального страхования РФ, а также почетной грамотой за заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования РФ совершено не надлежащей инстанцией, что является основанием для отказа в присвоении истцу звания «Ветеран труда». Поданные возражения на иск Стукаловой Т.И. поддерживает в полном объеме (л.д. 61-62). Из содержания возражений следует, что в Воронежской области вопросы присвоения гражданам звания «Ветеран труда» регулируются Законом Воронежской области от 07.07.2006 г. № 69-03 «О присвоении звания «Ветеран труда». В соответствии со статьей 2 указанного Закона, звание «Ветеран труда» присваивается лицам:
имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и награжденным:
а) орденами или медалями СССР, РСФСР, Российской Федерации;
б) либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР, Российской Федерации;
в) либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде;
начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
При этом в абзаце 2 пункта 4 указанной статьи также указано, что к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", относятся:
почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), если награждение производилось Президиумом Верховного Совета бывших СССР, РСФСР, а также РФ, Президиумом Центрального исполнительного Комитета (ЦИК) бывшего СССР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховным Судом бывшего СССР, РСФСР, Прокуратурой бывшего СССР, министерствами и ведомствами бывшего СССР и РСФСР, в том числе с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Стукаловой Тамарой Ивановной были предоставлены благодарность председателя Фонда социального страхования Российской Федерации за успехи в осуществлении государственного социального страхования, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации за заслуги в обеспечении деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации по управлению средствами государственного социального страхования, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Фонд социального страхования РФ образован постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", в целях управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением, при Правительстве Российской Федерации.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 координация деятельности Фонда социального страхования РФ возложена на Министерство труда и социальной защиты РФ.
Фонд социального страхования РФ - является некоммерческой организацией, которая создана в форме государственного бюджетного учреждения, наделяется правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим ей на праве оперативного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фонд не включен в структуру федеральных органов государственной власти ни Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", ни последующими указами Президента Российской Федерации»- касающимися вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти. Ответчик считает ошибочным выводы истца об отнесении Фонда социального страхования РФ к ведомственному учреждению.
Имеющиеся у истца благодарность и почетна грамота не являются ведомственными знаками отличия в труде, дающими в соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 г. N69-03 "О присвоении звания "Ветеран труда" право на присвоение Стукаловой Т.И. звания "Ветеран труда". Каких-либо иных документов, подтверждающих факт награждения истицы от имени органа государственной власти, представлено не было.
Третье лицо - Департамент труда и социального развития Воронежской области в суд своего представителя не направил, в материалах дела имеются возражения по существу иска (л.д. 22-24), в которых отражены аналогичные доводы, что и в возражении КУВО «Управление социально защиты населения Калачеевского района». Также соответчик в возражениях указал, что Фонд социального страхования РФ не отнесен к числу органов государственной власти и управления, в том числе министерствам, государственным комитетом и другим ведомствам различного уровня, не является ведомственным органом. Пунктом 6.1 Правил внутреннего трудового распорядка РФ, утвержденных, приказом Фонда социального страхования РФ от 1012.2009 № 276, за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, а также другие достижения в труде принимаются следующие виды поощрений:
- выплата премий;
- награждение ценным подарком;
- объявление Благодарности Председателя Фонда социального страхования РФ;
- награждение почетной грамотой Фонда социального страхования РФ;
- награждение нагрудным знаком Фонда социального страхования РФ.
Таким образом, благодарность председателя Фонда социального страхования Российской Федерации и почетная грамота за заслуги в обеспечении деятельности Фонда являются мерами поощрения, а не ведомственными знаками отличия в труде, следовательно, не могут быть учтены при присвоении звания «Ветеран труда».
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ).
Истцом Стукаловой Т.И. и её представителем по доверенности Баландиным А.Т. представлены суду следующие доказательства:
-копия паспорта на имя Стукаловой Т.И. (л.д.6);
-копия разъяснений в связи с обращением истца в КУ ВО «УСЗН Калачеевского района» (л.д.7);
- копия благодарности председателя Фонда социального страхования РФ (л.д. 8);
- копия почетной грамоты за заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования РФ (л.д. 9)..
- копия постановления Правительства от 12.02.1994 года № 101 «О фонде социального страхования» (л.д. 27-29);
- копия трудовой книжки на имя Стукаловой Т.И. (л.д. 30-35);
- копия приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О поощрении работников ГУ- Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ» (л.д. 36);
- копия приказа Фонда социального страхования № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах поощрения работников Фонда социального страхования РФ» (л.д. 37-38);
- копии приложений к порядку награждения в виде образцов документов (л.д. 42-60),
- письмо заместителя министра Министерства труда и социального развития РФ от 23.02.1999 г. № с1166-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» и сопроводительное письмо к нему.
Других доказательств суду не было представлено, ходатайств об истребовании доказательств истец и его представитель не заявили.
Ответчиком не предоставлялись доказательства.
Изучив материалы дела, доводы сторон, суд приходит к убеждению о необоснованности исковых требований.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
Стукалова Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начала трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала главным бухгалтером контрольной группы Калачеевского РПУ бытового обслуживания, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала бухгалтером в Калачеевском райбытобъединении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала инженером – проектировщиком в проектно-сметное бюро молодежного центра «Ровесник» Калачеевского РК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала инженером – проектировщиком в малом предприятии «Ровесник», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала инженером – проектировщиком в малом предприятии «Ровесник», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в администрации Калачеевского района, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в Воронежском региональном отделении Фонда социального страхования РФ, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 34-35).
По состоянию на 2007 года трудовой стаж Стукаловой Т.И. составляет более 25 лет.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Аналогичное положение содержится в ст.2 Закона Воронежской области «О присвоении звания «Ветеран труда» от 07.07.2006 г. № 69-ОЗ.
В соответствии с п. п. "ж" ч. 1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) "О ветеранах" ветеранами труда являются:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1 в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Воронежской области. В соответствии с п.4 ст.2 Закона Воронежской области от 07.07.2006 г. № 69-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», относятся: почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), награждение которыми производилось Правительством РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думой Федерального Собрания РФ, аппаратом палат Федерального Собрания РФ, аппаратом Правительства РФ, Администрацией Президента РФ, федеральными органами исполнительной власти. Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами - участниками СНГ с участием Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией РФ, Счетной палатой РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в настоящем пункте. При этом определения ведомственного знака отличия в труде данный закон не содержит.
Действие Закона Воронежской области распространяется на правоотношения, возникшие после его принятия, то есть когда истец обратилась с заявлением о присвоении ей звания «ветеран труда», данный закон уже действовал.
Закон Воронежской области не изменил основания и условия присвоения звания "Ветеран труда", предусмотренный Федеральным законом "О ветеранах".
Ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Из анализа указанных выше норм следует, что основаниями признания гражданина ветераном труда является наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
При этом Фонд социального страхования РФ уполномоченным органом государственной власти не является, а награждение благодарностью и почетной грамотой без данных о том, что вручение данной грамоты производится от уполномоченного органа государственной власти, не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что благодарность и почетная грамота не относится к ведомственным знакам отличия в труде.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ N 1099 от 07 сентября 2010 года юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения о Фонде социального страхования Российской федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
В целях совершенствования системы поощрения работников Фонда социального страхования РФ, а также граждан РФ и граждан иных государств, Фонд социального страхования РФ принял Приказ № 141 от 20.08.1998 года «О мерах поощрения работников фонда социального страхования РФ». В приложении №4 к Приказу содержатся сведения о порядке награждения почетной грамотой, из которых следует, что решение о награждении почетной грамотой принимается на основании представления, которое вносится председателю фонда, готовится руководителем структурного подразделения центрального аппарата фонда или регионального, центрального отраслевого отделения фонда по согласованию с соответствующим подразделением центрального аппарата Фонда. Представление готовится по каждому кандидату. Рассматривается в течение месячного срока со дня его поступления. Решение о награждении нагрудным знаком оформляется приказом Председателя фонда. Нагрудный знак фонда «За заслуги в государственном социальном страховании» вручается Председателем Фонда и ли по его поручению первым заместителем или заместителем (л.д. 44-46 ). В приложении №6 к приказу содержатся сведения о порядке объявления благодарности, из которых следует, что решение об объявлении благодарности принимается на основании представления, которое вносится председателю фонда, готовится руководителем структурного подразделения центрального аппарата фонда или регионального, центрального отраслевого отделения фонда по согласованию с соответствующим подразделением центрального аппарата Фонда. Представление готовится по каждому кандидату. Рассматривается в течение месячного срока со дня его поступления. Решение об объявлении благодарности оформляется приказом Председателя фонда. Благодарность вручается по поручению Председателем Фонда его первым заместителем, заместителем или руководителем отраслевого отделения фонда (л.д. 53-54).
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации, и представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Ни Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", ни последующими Указами Президента Российской Федерации, касающимся вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти (в настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 (ред. от 01 ноября 2013 года) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"), Фонд социального страхования Российской Федерации не включен в структуру Федеральных органов исполнительной власти, поэтому отнесение его к ведомствам неправомерно.
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации не является ведомством, следовательно вручаемые им награды в виде почетных грамот и благодарностей, не могут быть отнесены к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда".
Сведений о том, что Фонду социального страхования Российской Федерации переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, не имеется.
Суд критически оценивает представленное стороной истца письмо заместителя министра Министерства труда и социального развития РФ от 23.02.1999 г. № с1166-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», так как оно не является нормативно-правовым актом, не прошло регистрацию в Министерстве Юстиции РФ, следовательно, не содержит норм права, которые могут быть применены судом для разрешения спора.
Доводы истца о том, что почетная грамота и благодарность являются ведомственными знаками в труде, что дает ей основания для признания "Ветераном труда" основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего возникший спорные правоотношения, по основаниям, изложенным выше.
Соответственно суд приходит к выводу о том, что истец Стукалова Т.И. не имеет права на присвоение звания "Ветеран труда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований Стукаловой Тамары Ивановны к КУВО «Управление социальной защиты Калачеевского района» и Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным отказа КУВО «Управление социальной защиты Калачеевского район» в присвоении звания «Ветеран труда, в возложении обязанности на КУВО «Управление социальной защиты Калачеевского района» принять документы на присвоение звания «Ветеран труда».
Отказать Стукаловой Тамере Ивановне в удовлетворении требований к КУВО «Управление социальной защиты Калачеевского района» о присвоении звания «Ветеран труда».
Мотивированное судебное решение будет изготовлено 17 мая 2016 г.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в мотивированном виде через Калачеевский районный суд.
Судья И.В. Соляная
Дело № 2-415/2016.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Калач 12 мая 2016 года
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Соляной И.В.,
при секретаре Шапошниковой Т.В.,
с участием представителя истца Стукаловой Т.И. по доверенности Баландина А.Т.,
представителя ответчика КУ ВО «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» по доверенности Стешенко Л.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области гражданское дело по иску Стукаловой Тамары Ивановны к КУВО «Управление социальной защиты Калачеевского района» и Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании права на присвоении звания «Ветеран труда»,
установил:
Истец Стукалова Т.И. обратилась в суд с иском о признании отказа КУВО «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о возложении обязанности на КУВО «Управление социальной защиты населения Калачеевского района» принять документы на присвоение звания «Ветеран труда», а также присвоить ей звание «Ветеран труда».
В обоснование своих требований истец указал на следующие обстоятельства, полагая их достаточными для удовлетворения своих требований:
В ДД.ММ.ГГГГ за успехи в осуществлении государственного социального страхования Стукалова Т.И. награждена благодарностью председателем Фонда социального страхования РФ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, а также была награждена почетной грамотой за заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования РФ в ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Стукалова Т.И. обратилась в КУВО «Управления социальной защиты населения Калачеевского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
В письменном виде от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что представленные документы на присвоение звания «Ветерана труда» не соответствуют требованиям ст. 2 Закона Воронежской области «О присвоении звания ветерана труда», т. к. в соответствии с вышеназванным законом к ведомственным знакам отличия в труде относятся почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомств), если награждение производилось Президиумом Центрального исполнительного Комитета бывшего СССР, совета Министров бывших СССР и РСФСР, министерствами и ведомствами бывшего СССР РСФСР, в том числе с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Решение о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть приняты (подписаны) руководителями (заместителями руководителей) органов перечисленных в данном пункте, при условии, что имеется ссылка на то, что вручение производилось от имени органа государственной власти СССР, РСФСР. Истица считает, отказ филиала «Управления социальной защиты населения Воронежской области» по Калачеевскому району о присвоении ей звания «Ветеран труда», незаконным и необоснованным. Исковые требования истец основывает на ст.ст. 2, 7, 39, ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты «б», «ж» части 1). Истец полагает, что на нее распространяется с. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ. По мнению истца порядок и условия присвоения звания Ветеран труда" определяется законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, данный Федеральный закон ст. 7 не содержит условия о том, что в удостоверении должна быть ссылка на то, что вручение производится от имени органа государственной или исполнительной власти СССР.
Истец считает, что правовой статус Фонда социального страхования регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 15.05.2014) "О Фонде социального страхования Российской Федерации", приводит выдержки из данного постановления в тексте иска как обоснование компетенции данного органа осуществлять награждение. Истец полагает, что к моменту награждения Стукаловой Тамары Ивановны благодарностью Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.02.2008 и почетной грамотой Фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации от 01.06.2015. Фонда по управлению средствами государственного социального страхования Российской Федерации осуществлял полномочия органа исполнительной власти.
Истец в суд не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Стукаловой Т.И. по доверенности Баландин А.Т. иск поддержал, по основаниям изложенным в исковом заявлении. Суду также пояснил, что следует применять информационное письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.02.1999 г., которое хотя и не было опубликовано, но и не было отменено. Из текста данного письма следует, что для присвоения звания «Ветеран труда» работникам фонда социального страхования РФ или работникам его системы следует учитывать как ведомственные знаки отличия в труде нагрудный знак «За заслуги в государственном социальном страховании» и «Почетную грамоту Фонда социального страхования Российской Федерации». Данное письмо поступало в распоряжение Фонда социального страхования РФ и потому учитывалось в его деятельности и при награждении работников, в том числе и Стукаловой Т.И.
Представитель ответчика казенного учреждения Воронежской области «Управления социальной защиты населения Воронежской области» по доверенности Стешенко Л.В. исковые требования не признала. Суду показала, что награждение благодарностью председателя Фонда социального страхования РФ, а также почетной грамотой за заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования РФ совершено не надлежащей инстанцией, что является основанием для отказа в присвоении истцу звания «Ветеран труда». Поданные возражения на иск Стукаловой Т.И. поддерживает в полном объеме (л.д. 61-62). Из содержания возражений следует, что в Воронежской области вопросы присвоения гражданам звания «Ветеран труда» регулируются Законом Воронежской области от 07.07.2006 г. № 69-03 «О присвоении звания «Ветеран труда». В соответствии со статьей 2 указанного Закона, звание «Ветеран труда» присваивается лицам:
имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и награжденным:
а) орденами или медалями СССР, РСФСР, Российской Федерации;
б) либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР, Российской Федерации;
в) либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде;
начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
При этом в абзаце 2 пункта 4 указанной статьи также указано, что к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", относятся:
почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), если награждение производилось Президиумом Верховного Совета бывших СССР, РСФСР, а также РФ, Президиумом Центрального исполнительного Комитета (ЦИК) бывшего СССР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховным Судом бывшего СССР, РСФСР, Прокуратурой бывшего СССР, министерствами и ведомствами бывшего СССР и РСФСР, в том числе с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
Стукаловой Тамарой Ивановной были предоставлены благодарность председателя Фонда социального страхования Российской Федерации за успехи в осуществлении государственного социального страхования, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, почетная грамота Фонда социального страхования Российской Федерации за заслуги в обеспечении деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации по управлению средствами государственного социального страхования, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Фонд социального страхования РФ образован постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", в целях управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением, при Правительстве Российской Федерации.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 координация деятельности Фонда социального страхования РФ возложена на Министерство труда и социальной защиты РФ.
Фонд социального страхования РФ - является некоммерческой организацией, которая создана в форме государственного бюджетного учреждения, наделяется правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим ей на праве оперативного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фонд не включен в структуру федеральных органов государственной власти ни Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", ни последующими указами Президента Российской Федерации»- касающимися вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти. Ответчик считает ошибочным выводы истца об отнесении Фонда социального страхования РФ к ведомственному учреждению.
Имеющиеся у истца благодарность и почетна грамота не являются ведомственными знаками отличия в труде, дающими в соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 г. N69-03 "О присвоении звания "Ветеран труда" право на присвоение Стукаловой Т.И. звания "Ветеран труда". Каких-либо иных документов, подтверждающих факт награждения истицы от имени органа государственной власти, представлено не было.
Третье лицо - Департамент труда и социального развития Воронежской области в суд своего представителя не направил, в материалах дела имеются возражения по существу иска (л.д. 22-24), в которых отражены аналогичные доводы, что и в возражении КУВО «Управление социально защиты населения Калачеевского района». Также соответчик в возражениях указал, что Фонд социального страхования РФ не отнесен к числу органов государственной власти и управления, в том числе министерствам, государственным комитетом и другим ведомствам различного уровня, не является ведомственным органом. Пунктом 6.1 Правил внутреннего трудового распорядка РФ, утвержденных, приказом Фонда социального страхования РФ от 1012.2009 № 276, за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, а также другие достижения в труде принимаются следующие виды поощрений:
- выплата премий;
- награждение ценным подарком;
- объявление Благодарности Председателя Фонда социального страхования РФ;
- награждение почетной грамотой Фонда социального страхования РФ;
- награждение нагрудным знаком Фонда социального страхования РФ.
Таким образом, благодарность председателя Фонда социального страхования Российской Федерации и почетная грамота за заслуги в обеспечении деятельности Фонда являются мерами поощрения, а не ведомственными знаками отличия в труде, следовательно, не могут быть учтены при присвоении звания «Ветеран труда».
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ).
Истцом Стукаловой Т.И. и её представителем по доверенности Баландиным А.Т. представлены суду следующие доказательства:
-копия паспорта на имя Стукаловой Т.И. (л.д.6);
-копия разъяснений в связи с обращением истца в КУ ВО «УСЗН Калачеевского района» (л.д.7);
- копия благодарности председателя Фонда социального страхования РФ (л.д. 8);
- копия почетной грамоты за заслуги в обеспечении деятельности Фонда по управлению средствами государственного социального страхования РФ (л.д. 9)..
- копия постановления Правительства от 12.02.1994 года № 101 «О фонде социального страхования» (л.д. 27-29);
- копия трудовой книжки на имя Стукаловой Т.И. (л.д. 30-35);
- копия приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О поощрении работников ГУ- Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования РФ» (л.д. 36);
- копия приказа Фонда социального страхования № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах поощрения работников Фонда социального страхования РФ» (л.д. 37-38);
- копии приложений к порядку награждения в виде образцов документов (л.д. 42-60),
- письмо заместителя министра Министерства труда и социального развития РФ от 23.02.1999 г. № с1166-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» и сопроводительное письмо к нему.
Других доказательств суду не было представлено, ходатайств об истребовании доказательств истец и его представитель не заявили.
Ответчиком не предоставлялись доказательства.
Изучив материалы дела, доводы сторон, суд приходит к убеждению о необоснованности исковых требований.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
Стукалова Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начала трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала главным бухгалтером контрольной группы Калачеевского РПУ бытового обслуживания, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала бухгалтером в Калачеевском райбытобъединении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала инженером – проектировщиком в проектно-сметное бюро молодежного центра «Ровесник» Калачеевского РК ВЛКСМ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала инженером – проектировщиком в малом предприятии «Ровесник», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала инженером – проектировщиком в малом предприятии «Ровесник», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в администрации Калачеевского района, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в Воронежском региональном отделении Фонда социального страхования РФ, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 34-35).
По состоянию на 2007 года трудовой стаж Стукаловой Т.И. составляет более 25 лет.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Аналогичное положение содержится в ст.2 Закона Воронежской области «О присвоении звания «Ветеран труда» от 07.07.2006 г. № 69-ОЗ.
В соответствии с п. п. "ж" ч. 1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) "О ветеранах" ветеранами труда являются:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1 в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Воронежской области. В соответствии с п.4 ст.2 Закона Воронежской области от 07.07.2006 г. № 69-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», относятся: почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), награждение которыми производилось Правительством РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думой Федерального Собрания РФ, аппаратом палат Федерального Собрания РФ, аппаратом Правительства РФ, Администрацией Президента РФ, федеральными органами исполнительной власти. Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами - участниками СНГ с участием Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией РФ, Счетной палатой РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в настоящем пункте. При этом определения ведомственного знака отличия в труде данный закон не содержит.
Действие Закона Воронежской области распространяется на правоотношения, возникшие после его принятия, то есть когда истец обратилась с заявлением о присвоении ей звания «ветеран труда», данный закон уже действовал.
Закон Воронежской области не изменил основания и условия присвоения звания "Ветеран труда", предусмотренный Федеральным законом "О ветеранах".
Ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Из анализа указанных выше норм следует, что основаниями признания гражданина ветераном труда является наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
При этом Фонд социального страхования РФ уполномоченным органом государственной власти не является, а награждение благодарностью и почетной грамотой без данных о том, что вручение данной грамоты производится от уполномоченного органа государственной власти, не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что благодарность и почетная грамота не относится к ведомственным знакам отличия в труде.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ N 1099 от 07 сентября 2010 года юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения о Фонде социального страхования Российской федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
В целях совершенствования системы поощрения работников Фонда социального страхования РФ, а также граждан РФ и граждан иных государств, Фонд социального страхования РФ принял Приказ № 141 от 20.08.1998 года «О мерах поощрения работников фонда социального страхования РФ». В приложении №4 к Приказу содержатся сведения о порядке награждения почетной грамотой, из которых следует, что решение о награждении почетной грамотой принимается на основании представления, которое вносится председателю фонда, готовится руководителем структурного подразделения центрального аппарата фонда или регионального, центрального отраслевого отделения фонда по согласованию с соответствующим подразделением центрального аппарата Фонда. Представление готовится по каждому кандидату. Рассматривается в течение месячного срока со дня его поступления. Решение о награждении нагрудным знаком оформляется приказом Председателя фонда. Нагрудный знак фонда «За заслуги в государственном социальном страховании» вручается Председателем Фонда и ли по его поручению первым заместителем или заместителем (л.д. 44-46 ). В приложении №6 к приказу содержатся сведения о порядке объявления благодарности, из которых следует, что решение об объявлении благодарности принимается на основании представления, которое вносится председателю фонда, готовится руководителем структурного подразделения центрального аппарата фонда или регионального, центрального отраслевого отделения фонда по согласованию с соответствующим подразделением центрального аппарата Фонда. Представление готовится по каждому кандидату. Рассматривается в течение месячного срока со дня его поступления. Решение об объявлении благодарности оформляется приказом Председателя фонда. Благодарность вручается по поручению Председателем Фонда его первым заместителем, заместителем или руководителем отраслевого отделения фонда (л.д. 53-54).
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации, и представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Ни Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", ни последующими Указами Президента Российской Федерации, касающимся вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти (в настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 (ред. от 01 ноября 2013 года) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"), Фонд социального страхования Российской Федерации не включен в структуру Федеральных органов исполнительной власти, поэтому отнесение его к ведомствам неправомерно.
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации не является ведомством, следовательно вручаемые им награды в виде почетных грамот и благодарностей, не могут быть отнесены к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда".
Сведений о том, что Фонду социального страхования Российской Федерации переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, не имеется.
Суд критически оценивает представленное стороной истца письмо заместителя министра Министерства труда и социального развития РФ от 23.02.1999 г. № с1166-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», так как оно не является нормативно-правовым актом, не прошло регистрацию в Министерстве Юстиции РФ, следовательно, не содержит норм права, которые могут быть применены судом для разрешения спора.
Доводы истца о том, что почетная грамота и благодарность являются ведомственными знаками в труде, что дает ей основания для признания "Ветераном труда" основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего возникший спорные правоотношения, по основаниям, изложенным выше.
Соответственно суд приходит к выводу о том, что истец Стукалова Т.И. не имеет права на присвоение звания "Ветеран труда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований Стукаловой Тамары Ивановны к КУВО «Управление социальной защиты Калачеевского района» и Департаменту социальной защиты Воронежской области о признании незаконным отказа КУВО «Управление социальной защиты Калачеевского район» в присвоении звания «Ветеран труда, в возложении обязанности на КУВО «Управление социальной защиты Калачеевского района» принять документы на присвоение звания «Ветеран труда».
Отказать Стукаловой Тамере Ивановне в удовлетворении требований к КУВО «Управление социальной защиты Калачеевского района» о присвоении звания «Ветеран труда».
Мотивированное судебное решение будет изготовлено 17 мая 2016 г.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в мотивированном виде через Калачеевский районный суд.
Судья И.В. Соляная