Дело № 2-8/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 февраля 2018 года г. Камбарка
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Шкляева А.П., при секретаре Дьяковой И.А., с участием помощника прокурора Камбарского района УР Арсентьевой Т.Ю., истцов по первоначальному иску (ответчиков по встречному иску) Ахметшиной Р.Х. и Ахметшина Ф.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметшина Ф.Ф., Ахметшина М.Ф., Ахметшиной Р.Х., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Ахметшина Р.Ф. к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, и по встречному иску Министерства обороны РФ к Ахметшину Ф.Ф., Ахметшину М.Ф., Ахметшиной Р.Х., и Ахметшину Р.Ф. о прекращении права пользования служебным жилым помещением расположенным по адресу: <адрес> и о выселении из указанного жилого помещения
установил:
Ахметшина Р.Х., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего сына Ахметшина Р.Ф., Ахметшин М.Ф. и Ахметшин Ф.Ф. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации и к Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ «ПУ ТУИО»), о признании за Ахметшиным Ф.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ахметшиной Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ахметшиным М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Ахметшиным Р.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности в порядке приватизации по ? доле на квартиру № по адресу: <адрес>.
Свои требования истцы мотивировали тем, что по договору социального найма жилого помещения от 10 сентября 2007 г. № истцам предоставлена квартира № расположенная по адресу: <адрес>. В указанной квартире истцы зарегистрированы и проживают по настоящее время.
Ранее они не принимали участие в приватизации жилья, собственниками жилого помещения не являются.
Спорная квартира № общей площадью 70,1 кв.м., принадлежит государственному жилищному фонду и находится в Федеральной
собственности. Полномочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Разрешить вопрос приватизации спорного жилого помещения через учреждения Министерства обороны РФ, муниципальное образование «Камбарское» или ОАО «136 ЦБПР», в досудебном порядке, не предоставляется возможным, поэтому они обратились в суд.
Согласно приказу директора департамента имущественных отношений МО РФ № 73 от 25.01.2016 г., спорная квартира закреплена на праве оперативного управления за Федеральным государственным казённым учреждением Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
В постановлениях администрации г. Камбарка «О включении жилой площади в число служебных» спорная квартира не значится.
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют запрошенные сведения о зарегистрированном праве собственности на спорную квартиру, в том числе в качестве специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияет на жилищные права граждан, в том числе на право бесплатной приватизации жилья, а также согласно пункту 5 данного Постановления, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нём лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежит удовлетворению независимо от лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Истцы полагают, что спорная квартира принадлежит государственному жилищному фонду, они на законных основаниях занимают и пользуются данным жилым помещением на условиях социального найма (т. 1 л.д. 4-5).
Министерство обороны Российской Федерации в лице заместителя начальника отдела ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» МО РФ обратилось в суд со встречным иском к Ахметшину Ф.Ф., Ахметшину М.Ф., Ахметшиной Р.Х. и Ахметшину Р.Ф. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. и о выселении ответчиков из данного жилого помещения.
Свои требования Министерство обороны РФ мотивирует тем, что на основании договора социального найма жилого помещения от 10 сентября 2007 года №, заключенного между Ахметшиным Ф.Ф., и ФГУП «136 центральная база производства и ремонта» в лице его начальника предоставило во владение и пользование жилое помещение в виде трёхкомнатной квартиры, общей площадью 70,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Ахметшину Ф.Ф. и членам его семьи: Ахметшиной Р.Х., Ахметшину М.Ф., Ахметшину Р.Ф.
В соответствии с п. 1.4 договора найма жилого помещения, договор действует на срок работы.
Жилищный фонд бывшего военного городка 1/20 ранее находился в хозяйственном ведении ФГУП «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» Министерства обороны Российской Федерации.
ОАО «136 центральная база производства и ремонта» создано путем приватизации ФГУП «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» Министерства обороны Российской Федерации и является его
правопреемником.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 мая 2009 года №418 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» Министерства обороны Российской Федерации» жилищный фонд бывшего военного городка 1/20 был включен в перечень объектов, не подлежащему приватизации (приложение №2 к приказу).
ОАО «136 центральная база производства и ремонта» в отношении жилищного фонда военного городка не является правопреемником ФГУП «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» Министерства обороны Российской Федерации».
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 25 января 2016 года №73 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Приволжско- Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско- Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Спорная квартира относится к государственному жилому фонду, не передавалась в муниципальную собственность, остается в государственной (федеральной) собственности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению указанным жилым фондом, является Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения к которым относятся и служебные помещения, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в ст. 2 предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Поскольку спорная квартира, в которой проживают Ахметшина Р.Х. и члены её семьи, относится к служебному жилому фонду и имеет статус специализированного жилья, то в соответствии с законом она не подлежит приватизации, то есть не может быть передана в частную собственность гражданам без согласия собственника или уполномоченного им на это лица.
В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие согласие собственника спорной квартиры либо уполномоченного им лица, на передачу в. собственность в порядке приватизации бесплатно спорного жилого помещения в связи с чем права собственности ответчики не приобрели и не могли приобрести.
Из указанного Постановления также следует, что предоставление собственнику возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей жилых помещений права требовать их передачи в собственность.
Кроме того, ответчиками не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение относится к жилому фонду, предоставляемому по договору социального найма, и наличие у них права пользования данным жилым помещением на условиях социального найма.
В доказательство наличия права на занимаемое жилое помещение представлен договор социального найма от 10 сентября 2007 года, заключенный с ФГУП «136 центральная база производства и ремонта
вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты».
Однако, в настоящее время ФГУП «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» преобразовано в ОАО «136 центральная база производства и ремонта», являющееся коммерческой организацией. Указанная организация не является собственником данного помещения и отсутствуют доказательства того, что данное лицо уполномочено на распоряжение государственным жилым фондом и на заключение договоров социального найма. Действующее законодательство не предоставляет право коммерческим организациям управлять государственным жилым фондом, в том числе предоставлять его гражданам по договорам социального найма
В договоре, заключенном между ФГУП «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» и Ахметшиным Ф.Ф. отсутствует указание на решение собственника спорной квартиры о предоставлении последнему указанной квартиры.
Договор, заключенный между ФГУП «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» и Ахметшиным Ф.Ф. не позволяет прийти к выводу, что по данному договору последний приобрел право пользования спорной квартирой на условиях социального найма и право на его приватизацию.
Изложенные обстоятельства - наличие статуса служебного жилого помещения и отсутствие доказательств наличия у Ахметшина Ф.Ф. права пользования жилым помещением на условиях социального найма указывают на незаконность предоставления служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации, соответственно, на отсутствие законных оснований проживания Ахметшина Ф.Ф. и членов его семьи, в связи с чем они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Согласно разъяснению Постановления Пленума Верховного Суда Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, судебной практике при применении Жилищного кодекса Федерации», решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с положениями ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктом 1 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением, пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Доказательства законности предоставления служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации Ахметшиным Ф.Ф. не представлено, к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации, ответчики не относятся.
Поскольку ответчики не имеют трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации, они подлежат выселению без предоставлениях другого жилого помещения.
Пользование ответчиками в отсутствие законных оснований служебным жилым помещением нарушает право Министерства обороны Российской Федерации по своей воле и усмотрению распоряжаться указанным жилым помещением (т. 1 л.д. 58-65).
В судебном заседании Ахметшина Р.Х., выступающая за себя и в интересах несовершеннолетнего сына Ахметшина Р.Ф., а так же представляя по доверенности интересы сына Ахметшина М.Ф. (л.д.6) и Ахметшин Ф.Ф. на удовлетворении исковых требований настаивали, встречные исковые требования не признали по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, кроме того пояснили, что Ахметшину Ф.Ф. и его членам семьи была предоставлена квартира, как состоящему в трудовых отношениях с Министерством обороны, Ахметшин Ф.Ф. и в настоящее время состоит в трудовых отношениях с АО «136 ЦБПР ВиС РХБЗ», учредителем, которого является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера общества осуществляет Министерство обороны РФ.
Кроме того, ответчики представили письменное возражение на встречное исковое заявление (т. 1 л.д.103-104).
Представитель истцов (ответчиков по встречному иску) Коваль А.А. полагал, что исковые требования доверителей подлежащими удовлетворению, а встречный иск оставлению без удовлетворения.
Ответчик (истец по встречному иску) Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Ответчик по первоначальному иску ФГКУ «ПУ ТУИО» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, просил рассмотреть дело без участия своего представителя, направил письменные возражения на иск в котором исковые требования не признал указал, что спорная квартира, предоставленная Ахметшиным по договору социального найма, относится к специализированному жилищному фонду, на праве оперативного управления закреплено за ФГКУ «ПУТУИО» МО РФ. Указывается, что договор найма жилого помещения заключенный между Ахметшиным Ф.Ф. и ОАО Центральная база производства и ремонта и средств радиационной и биологической защиты (далее - ОАО «136 ЦБПР») подписан неуполномоченным лицом, поскольку ОАО «136 ЦБПР» не имело полномочий распоряжаться федеральной собственностью.
С учетом того, что спорная квартира является служебной и право пользования ею на условиях социального найма у Ахметшина Ф.Ф. и членов его семьи Ахметшиной Р.Х., Ахметшина М.Ф. и Ахметшина Р.Ф. не возникло, поскольку договор социального найма жилого помещения от 10.09.2007 № был заключен ими с неуполномоченным лицом, то и законные основания для занятия ответчиками спорной квартиры отсутствуют (т.1 л.д. 83-84, 115-118).
Третье лицо ОАО «136 ЦБПР ВиС РХБЗ » (АО «136 ЦБПР ВиС РХБЗ») в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежаще (т.1 л.д. 33,34а).
Третье лицо Администрация МО «Камбарское» своего представителя не направило в суд, были надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания (л.д. 34).
Дело рассмотрено при указанной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 1541-I) устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
В силу ст. 1 Закона № 1541-I, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 приведенного выше Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда
совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона № 1541-I).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от
его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Как следует из материалов дела, 10 сентября 2007 года между Ахметшиным Ф.Ф. и ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ», в лице начальника ФГУП заключен договор, названный как договор социального найма жилого помещения № (далее по тексту - договор №), в соответствии с которым Ахметшину Ф.Ф. и членам его семьи: жене Ахметшиной Р.Х., и детям Ахметшину М.Ф. и Ахметшину Р.Ф. предоставлено во владение и пользование жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры, общей площадью 70,67 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 7-8).
Из представленной поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: <адрес> следует, что Ахметшин Ф.Ф., Ахметшина Р.Х., Ахметшин М.Ф. и Ахметшин Р.Ф. зарегистрированы в указанной квартире с 11.10.2007 г. и проживают по настоящее время (т.1 л.д. 9).
Согласно уведомлениям ГУП «Удмурттехинвентаризация» и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, истцами ранее не использовано право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования (Т. 1 л.д. 40,41,42,43,44,45).
Пунктом 3.2.6 договора № предусмотрено, что наниматель вправе производить приватизацию указанного жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме.
Как следует из объяснений истцов, и подтверждается материалами дела, жилищный фонд бывшего военного городка 1/20 (воинской базы 136) в момент заключения договора №), находился в хозяйственном ведении ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны России.
В последующем путем приватизации ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Минобороны России преобразовано в ОАО «136 ЦБПР ВиС РХБЗ»
Согласно приказу заместителя Министра обороны РФ от 21.06.2011 г. № 981, часть жилого фонда расположенного в г. Камбарка, находившегося на праве хозяйственного ведения ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Министерства обороны России, передан в собственность Муниципального образования «Камбарское». Спорное жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> не передано (т. 1 л.д. 105-108).
Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Поскольку ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» МО РФ в 2009 году было реорганизовано путем приватизации, и преобразовано в ОАО «136 ЦБПР», то и право хозяйственного ведения ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» МО РФ в отношении жилого фонда было прекращено в указанное время.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
В силу изложенных положений законодательства, и применительно к рассматриваемому делу, жилой фонд, расположенный на территории в/б 136, в том числе - спорное жилое помещение, принадлежал государству и был закреплен на праве полного хозяйственного ведения за ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» МО РФ, после реорганизации, которого в 2009 г. жилое помещение, занимаемое истцами, в муниципальную собственность не передавалось и до настоящего времени находится в собственности государства. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению указанным жилищным фондом, в том числе спорным жилым помещением, является Министерство обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ № 73 от 25 января 2016 г., жилое помещение, распложенное по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (т. 1 л.д. 66-78).
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение, не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением общежития и жилым помещением в домах закрытых военных городков.
В силу ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Наделение военных городков особым статусом закрытых военных городков направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.
Распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 349-р утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р. Согласно данным изменениям в подразделе "Удмуртская Республика" исключена позиция "Камбарский район, г. Камбарка 1/20".
Таким образом, военный городок 1/20 войсковой части 35776 исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков
Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в силу чего спорное жилое помещение в настоящее время не отнесено к жилым помещениям в домах закрытых военных городков.
В подтверждение факта присвоения спорному жилому помещению статуса служебного, по судебному запросу, начальником архивного отдела администрации Камбарского района представлена надлежаще заверенная копия постановления администрации г. Камбарка Удмуртской Республики № 305 от 21 сентября 2004 года согласно которому квартира № в доме № по адресу <адрес> включена в число служебных жилплощади ФГУП « 136 ЦБПР ВиС РФБЗ» ( т.1 л.д. 186).
Оценив в отдельности относимость, допустимость и достоверность доказательств, представленных в подтверждение факта присвоения спорному жилому помещению статуса служебного, а также их достаточность и взаимную связь в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии у спорного жилого помещения статуса служебного.
Законом Удмуртской Республики от 08.12.2004 г. № 81-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Камбарского района Удмуртской Республики» установлены границы муниципального образования-поселения «Камбарское» в составе населенного пункта город Камбарка (административный центр муниципального образования), которое наделено статусом городского поселения (ст. 2).
С 2006 г. органом местного самоуправления МО «Камбарское» является администрация МО «Камбарское».
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», установлены Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила № 42).
В соответствии с п.п. 12, 14 Правил № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статус служебного жилому помещению присвоен в порядке, действовавшем до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, то есть до издания Правил № 42.
В указанных нормативных актах отсутствуют требования о необходимости повторного присвоения статуса служебного жилым помещением, которые приобрели данный статус ранее, до введения нового правового регулирования данных правоотношений в соответствии с ЖК РФ, вступившем в силу с 01.03.2005 г.
Согласно ст. 101 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшей до 01 марта 2005 г., служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (местной администрации).
Представленное в материалы дела постановление главы администрации г. Камбарка от 21 сентября 2004г. № 305 принято в соответствии с положениями ст. 101 ЖК РСФСР.
Согласно ст. 92 ЖК РФ и пункта 12 Правил № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
При этом ЖК РФ и Правила № 42 не связывают приобретение или утрату данного статуса с государственной регистрацией такого решения уполномоченного органа.
Абзацем 3 п. 14 Правил № 42 предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Вместе с тем, государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, а не вида жилого помещения, в связи с чем отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как служебного не может свидетельствовать об отсутствии такового статуса, поскольку основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения.
Требование о направлении решения в орган по государственной регистрации прав не является требованием о необходимости его государственной регистрации.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
В соответствии с ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся и служебные помещения, не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Поскольку спорная квартира, в которой проживают истцы (ответчики по встречному иску) относится к служебному жилому фонду и имеет статус специализированного жилья, то в силу ч. 3 ст. 92 ЖК РФ и Закона № 1541-I, она не подлежит приватизации, то есть не может быть передана в частную собственность гражданам, без согласия собственника или уполномоченного им на это лица.
В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие согласие собственника спорной квартиры либо уполномоченного им лица, на передачу в собственность в порядке приватизации бесплатно спорного жилого помещения Ахметшиным, в связи с чем право собственности они не приобрели и не могли приобрести, и такое право за ними быть признано не может.
В соответствии с п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 г. № 9-П, приватизация служебных жилых помещений представляет собой отчуждение собственности публично-правового образования в пользу граждан и тем самым - реализацию собственником права распоряжаться принадлежащим ему имуществом (ст. 35, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Соответственно, понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него служебных жилых помещений в собственность граждан путем установления оснований и условий приватизации является ограничением прав собственности, которое - в силу ст. 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации - может вводиться только федеральным законом.
Из указанного Постановления также следует, что предоставление собственнику возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей жилых помещений права требовать их передачи в собственность.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений. Кроме того, истцами не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение относится к жилому фонду, предоставляемому по договору социального найма, и наличие у них права пользования данным жилым помещением на условиях социального найма.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
В подтверждение факта наличия права на занимаемое жилое помещение истцы представили договор социального найма № от 10 сентября 2007 г., заключенный с ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ».
В силу ст. 2 Закона №-I, право на приватизацию государственного или муниципального жилищного фонда имеют граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Договор, заключенный ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» с Ахметшиным Ф.Ф., не позволяет прийти к выводу, что по данному договору истцы приобрели право пользования спорной квартирой на условиях социального найма и право на её приватизацию.
Таким образом, учитывая:
наличие у спорного жилого помещения статуса служебного;
отсутствие доказательств наличия у истцов права пользования жилым помещением на условиях социального найма;
не согласие Министерства обороны Российской Федерации на передачу в собственность спорной квартиры в порядке статей 2 и 4 Закона № 1541-I, суд приходит к выводу об отсутствии у истцов права на приватизацию спорной квартиры.
С учетом изложенного, исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации на квартиру № по адресу: <адрес>, подлежат оставлению без удовлетворения.
Рассматривая встречные исковые требования МО РФ к Ахметшиным о прекращении права пользования служебным жилым помещением по адресу <адрес> и выселении, из указанного жилого помещения суд приходит к следующему:
Согласно справке выданной АО «ЦБПР ВиС РХБЗ » Ахметшин Ф.Ф. принят на работу 136 военную базу ЦБПР ВиС РХБЗ 19 марта 1991 года на должность <данные изъяты>, уволен по собственному желанию 22 июля 2003 года ( т.2 л.д. 107);
Согласно записи в трудовой книжке Ахметшин Ф.Ф. поступил на работу во ФГУП «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» на должность <данные изъяты> 23 июля 2003 года ( т.1 л.д. 50-52).
С 01 января 2014 года по день подачи иска о выселении ответчик Ахметшин Ф.Ф. состоит в трудовых отношениях с АО 136 ЦБПР.
В списке, утвержденном 10 марта 2001года начальником 136 ЦБПР ВиС РХБЗ в числе очередников, работников 136 военной базы, имеющих право на улучшение жилищных условий значится Ахметшин Ф.Ф. (т.1 л.д.26).
Согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии № от 13 августа 2007 года постановлено распределить семь освободившихся квартир. Квартиру № в доме № общей площадью 70, 67 кв. м. распределить Ахметшину Ф.Ф. ( т.1 л.д. 10).
До получения спорного жилого помещения Ахметшин Ф.Ф. и члены его семьи проживали на территории закрытого военного городка по адресу <адрес> ( т.1 л.д. 26).
В целях улучшая жилищно- бытовых условий по решению жилищно-бытовой комиссии и профсоюзного комитета ФГУП 136 ЦБПР ВиС РХБЗ по договору № от 10.09.2007 г. Ахметшину Ф.Ф. и членам его семьи предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, на период работы.
До издания приказа Министра обороны РФ № 418 от 18 мая 2009 года об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия « 136 центральная база производства и ремонта вооружения и
вооружения и средств радиационной и химической и биологической защиты Министерства обороны Российской федерации» жилищный фонд бывшего военного городка 1/20 находился в хозяйственном ведении
ФГУП «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно Уставу федерального государственного унитарного предприятия « 136 центральная база производства и ремонта вооружения и
вооружения и средств радиационной и химической и биологической защиты Министерства обороны Российской федерации» данное предприятие осуществляло деятельность, определенную уставом в целях выполнения Государственного оборонного заказа, производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Сокращенное название ФГУП « 136 ЦБПР ВиС РХБХ» МО РФ ( т.2 л.д. 32- 50).
Согласно п. 1.4 Устава предприятие находилось в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ. Функции учредителя и собственника имущества предприятия осуществляет Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации
Согласно Уставу предприятие является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Предприятие не несет ответственности по обязательствам государства и его органов, а государство и его органы не несут ответственности по обязательствам предприятия. Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах. В соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 5.2 приведенного Устава руководитель предприятия действует от имени предприятия без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Российской федерации и за ее пределами в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ.
Руководитель действует на принципе единоначалия, и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерального государственного унитарного предприятия « 136 центральная база производства и ремонта вооружения и вооружения и средств радиационной и химической и биологической защиты Министерства обороны Российской федерации» и Министерства обороны Федерации.
Согласно приложению к Уставу определен перечень объектов недвижимости переданных в ведение ФГУП « 136 ЦБПР ВиС РХБЗ», в их числе значится и жилой дом № (т.2 л.д. 46-50).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ФГУП « 136 ЦБПР ВиС РХБЗ» как государственное унитарное предприятие в лице его руководителя уполномочен был на подписание договора найма служебного жилого помещения № от 10.09.2007 года с Ахметшиным Ф.Ф.
Ахметшину Ф.Ф. и членам его семьи было предоставлено жилье на территории закрытого военного городка. В последующем, Ахметшин Ф.Ф. и члены его семьи были поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий «136 ЦБПР ВиС РХБЗ».
Договор на спорное жилое помещение заключен 10 сентября 2009 года, то есть в период действия Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), вступившего в законную силу с 1 марта 2005 года
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений.
Прекращение трудовых отношений, является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как видно из представленной копии трудовой книжки и справки АО «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» Ахметшин Ф.Ф., поступив на работу в 1991 г. не утратил связь с предприятием и состоит в трудовых отношениях с АО «136 ЦБПР ВиС РХБЗ».
Согласно передаточному акту от 18 мая 2009 года, утвержденному начальником вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации В.Поповкиным жилой дом № наряду с другими объектами недвижимости находящихся в ведении государственного унитарного предприятия « 136 ЦБПР ВиС РХБЗ» МО РФ, отнесен к числу объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ( т. 1 л.д. 61-62).
На основании приказа Министра обороны РФ № 418 от 18 мая 2009 года об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия « 136 центральная база производства и ремонта вооружения и вооружения и средств радиационной и химической и биологической защиты Министерства обороны Российской федерации» создано ОАО «136 центральная база производства и ремонта» создано путем приватизации ФГУП «136 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты» Министерства обороны Российской Федерации и является его правопреемником (далее ОАО « 136 ЦБПР ВиС РХБЗ»).
Согласно п. 1.2 Устава ОАО « 136 ЦБПР ВиС РХБЗ», учредителем является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера Общества на основании Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно разделу № 4 Устава Общество осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ и услуг для обеспечения обороноспособности Российской Федерации, а так же для удовлетворения потребностей национальной экономики.
Общество осуществляет ремонт вооружения и военной техники, производство вооружения и военной техники;
Истец по встречному иску - Министерство обороны РФ, как основание для прекращения права пользования ответчиками служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и выселения Ахметшиных из указанного жилого помещения ссылается на то, что ответчики не представили доказательства в обоснование законности предоставления им служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации, что они
к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации, не относятся.
Доводы истца по встречному иску относительно того, что ответчик Ахметшин Ф.Ф. не находятся в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации, опровергаются вышеизложенными доказательствами. АО «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» хоть и является акционерным обществом, однако полномочия акционера ОАО «136 ЦБПР ВиС РХБЗ» осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Ответчик Ахметшин Ф.Ф. состоит в трудовых отношениях с ОАО 136 ЦБПР ВиС РХБЗ.
В соответствии с абз.2 ст.30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, помимо ЖК РСФСР, регулировались ведомственными нормативными актами. Таковым являлся Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте». Указанный Приказ устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, проживающие в городах и поселках городского типа, обеспечивались жилой площадью исполкомами местных Советов депутатов трудящихся на общих основаниях. Выделение жилой площади для обеспечения указанной категории рабочих и служащих в отдельных случаях могло производиться также за счет жилого фонда Министерства обороны СССР по решениям командующих войсками военных округов, округов ПВО, флотами, а для рабочих и служащих центрального аппарата Министерства обороны СССР - по решению Министра обороны СССР и его первых заместителей.
Рабочим и служащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, непосредственно связанным с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, предоставлялись служебные жилые помещения. На эти цели в домах Министерства обороны СССР выделялось 3% жилой площади.
Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебную жилую площадь, подлежали выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом, Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
В последующем, с момента вступления в силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована несколько в обтекаемой форме.
Так, в п.п.26,43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством.
Лишь в части обеспечения служебным жильем существовала более конкретная формулировка, а именно в соответствии с п.20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, было предусмотрено, что работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. На эти цели предусматривалось выделение 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации.
Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных законодательных норм позволяет прийти к выводу о том, что при условии отсутствия особого статуса, гражданский персонал мог и может быть признан нуждающимся в получении жилья не
иначе как в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Иной порядок предоставления жилых помещений законом не предусмотрен.
В силу ч.3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Поскольку жилое помещение ответчикам выделялось на время работы ФГУП « 136 ЦБПР ВиС РХБЗ» МО РФ, а ответчик Ахметшин Ф.Ф. состоит в трудовых отношениях с АО «136 ЦБПР ВиС РХБЗ», которое является правопреемником ФГУП « 136 ЦБПР ВиС РХБЗ» МО РФ, то исковые требования Министерства обороны РФ не подлежат удовлетворению.
Заявление ответчиков по встречному иску о пропуске срока на обращение в суд не может быть удовлетворению по следующим основаниям.
Как указано выше в соответствии ч.3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч.1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного кодекса.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого Ахметшин Ф.Ф. совместно с членами семьи продолжают занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для применения исковой давности в рассматриваемом споре не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил :
В удовлетворении исковых требований Ахметшина М.Ф., Ахметшина Ф.Ф., Ахметшиной Р.Х., в своих и в интересах несовершеннолетнего сына Ахметшина Р.Ф. к Министерству обороны Российской Федерации, и Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско- Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, о признании права за Ахметшиным Ф.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. право ? доли собственности в порядке приватизации на квартиру № по адресу: <адрес>;
о признании за Ахметшиной Р.Х., ДД.ММ.ГГГГ г.р. право ? доли собственности в порядке приватизации на квартиру № по адресу: <адрес>;
о признании за Ахметшиным М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. право ? доли собственности в порядке приватизации на квартиру № по адресу: <адрес>;
и о признании за Ахметшиным Р.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р. право ? доли собственности в порядке приватизации на квартиру № по адресу: <адрес>, отказать в полном объеме.
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Ахметшиной Р.Х., Ахметшину Р.Ф., Ахметшину М.Ф. и Ахметшину Ф.Ф. о прекращении права пользования служебным жилым помещением расположенным по адресу: <адрес> и выселении из жилого помещения по указанному адресу отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.П. Шкляев