Дело № 2-85/2020
УИД: 28RS0016-01-2020-000144-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2020 г. <адрес>
Ромненский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Ходкевич А.Б.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.Ю.,
с участием помощника Свободненского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Кравченко А.А.,
представителя ответчика заместителя главы администрации <адрес> Ворожбита В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свободненского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> о возложении обязанности провести обустройство 10-метровой горизонтальной площадки с твердым покрытием в границах железнодорожного переезда, расположенного на 7915 км пк. 8 станции Поздеевка Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД»,
УСТАНОВИЛ:
Свободненский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ромненский районный суд <адрес> с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности провести обустройство 10-метровой горизонтальной площадки с твердым покрытием в границах железнодорожного переезда, расположенного на 7915 км ПК8 станции Поздеевка Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД». В обоснование заявленных требований истцом указано, что Свободненской транспортной прокуратурой в 4 квартале 2019 г. проведена проверка в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах, расположенных на путях общего и необщего пользования на поднадзорной прокуратуре территории. В ходе проведённой комиссионной проверки ДД.ММ.ГГГГ железнодорожного переезда, расположенного на 7915 км. пк 8 <адрес> установлено, что на указанном железнодорожном переезде отсутствует 10 м горизонтальная площадка с твердым покрытием в границах переезда. Данное нарушение выявилось при проверке состояния железнодорожного переезда ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ. Владельцем автомобильной дороги, пересекающей указанный железнодорожный переезд, является муниципальное образование <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на путях общего и необщего пользования. Согласно информации главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № указанное нарушение до настоящего времени не устранено.
В суд поступил письменный отзыв от представителя ОАО «РЖД», в котором указано со ссылкой на Федеральный закон от 8 ноября 2007г. № 257-ФЗ, что работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, работы по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции участков автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов (за исключением настила и проезжей части междупутья железнодорожного переезда) производятся собственником (владельцем) этих участков дорог по согласованию с владельцами железнодорожных путей. Содержание, установка и замена дорожных знаков до границ железнодорожных переездов осуществляется владельцем (балансодержателем) этих участков автомобильных дорог. В соответствии с п. 18 Приказа № 237 от 31.07.2015 Минтранса РФ при подходах к железнодорожному переезду автомобильных грунтовых дорог (без твердого покрытия) на расстоянии не менее 10 м от ближайшего рельса по пути следования собственником этих участков дорог устраивается твердое покрытие (по согласованию с владельцем ж.д.путей). по итогам ежегодных комиссионных обследований железнодорожных переездов при участии представителей Забайкальской дирекции инфраструктуры, администрации муниципальных образований, ГИБДД, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, дорожных хозяйств, неоднократно в адрес администрации <адрес> и <адрес> направлялись копии актов осмотров железнодорожного переезда 7915 км 8 пк <адрес> и сопроводительные письма о принятии мер по устранению замечаний по несоответствию установленным требованиям состояния дорожного покрытия в границах переезда, а именно необходимости оборудования 10 метровых горизонтальных площадок с твердым покрытием. Железнодорожный переезд на <адрес> 7915 км 8 пк II категории, пересекает автомобильную дорогу <адрес> местного значения, владелец которой администрация <адрес>. Количество поездов в сутки (в обоих направлениях) 202 шт., количество автомобилей в сутки (в обоих направлениях) – 923 шт., количество автобусных маршрутов – 8 шт., в том числе школьных. В 2019 г. на данном переезде допущено два ДТП, в т.ч. со смертельным исходом. Для обеспечения безопасности дорожного движения через ж.д.переезд, устойчивой работы железнодорожного транспорта и исключения возможных аварийных ситуаций требуется приведение подходов автомобильной дороги в надлежащее состояние, а именно оборудование горизонтальной площадки с твердым покрытием в границах переезда.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно поступившему ходатайству просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ОАО «РЖД». Суд в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.
Помощник Свободненского транспортного прокурора Кравченко А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив срок исполнения решения - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика заместитель главы администрации <адрес> Ворожбит В.И. в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, однако не согласен со сроком исполнения решения суда, полагает, что шесть месяцев не достаточно для проведения обустройства 10 м горизонтальной площадки с твердым покрытием в границах переезда на <адрес>. Для проведения всех предусмотренных законодательством мероприятий необходимо не менее восьми месяцев. Произвести данные работы в 2020г. не представляется возможным по причине распределения средств дорожного фонда по ранее согласованным видам работ. Требуемое обустройство 10 м горизонтальной площадки с твердым покрытием в границах железнодорожного переезда, расположенного на 7915 км пк. 8 <адрес> будет запланировано администрацией района на 2021 год в рамках средств дорожного фонда <адрес> 2021г.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 18 Приказа Минтранса России от 31.07.2015 N 237 (ред. от 06.08.2019) "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов" при подходах к железнодорожному переезду автомобильных грунтовых дорог (без твердого покрытия) до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии не менее 10 м от ближайшего рельса по пути следования собственником (владельцем) этих участков дорог по согласованию с владельцами железнодорожных путей устраивается твердое покрытие.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено в судебном заседании, автомобильная дорога, расположенная от ориентира – ж/д переезд до поворота на <адрес>, с кадастровым номером №, является муниципальной собственностью муниципального образования <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд находит установленным, и это не оспаривалось ответчиком, что обязанность по ремонту и содержанию данной дороги, в том числе в районе железнодорожного переезда <адрес>, относится к ведению администрации муниципального образования <адрес>.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, общества и государства при обеспечении дорожного движения.
На основании ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с ГОСТ Р 50 597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. N 221 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся обеспечение безопасности дорожного движения и надлежащего состояния автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материально-финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, которые в силу ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 3.3 инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России N ЦП-566 от 29.06.1998 г., утвержденной министром путей сообщения России, предусмотрено, что на существующих переездах на протяжении не менее 10 метров от крайнего рельса, автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку.
В соответствии с п. 3.10 инструкции работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог - подъездов к переездам общего и необщего пользования до концов шпал ближних рельсов - осуществляются за счет средств владельцев этих дорог. При этом работы в пределах 10 м от концов шпал ближних рельсов производятся по согласованию с дистанцией пути в присутствии уполномоченного руководством дистанции пути работника.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 21 Закона N 257-ФЗ устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм права в их взаимосвязи, и из ст. 210 ГК РФ, а также из п. п. 3.3, 3.10 инструкции следует, что содержание, в том числе ремонт, автомобильной дороги в пределах 10 м от концов шпал ближних рельсов производится по согласованию с дистанцией пути в присутствии уполномоченного руководством дистанции пути работника за счет средств владельцев этих дорог.
Как следует из материалов дела, Свободненской транспортной прокуратурой в 4 квартале 2019 г. проведена проверка в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах, расположенных на путях общего и необщего пользования на поднадзорной прокуратуре территории.
В ходе проведённой комиссионной проверки ДД.ММ.ГГГГ железнодорожного переезда, расположенного на 7915 км. пк. 8 <адрес> установлено, что на указанном железнодорожном переезде отсутствует 10 м горизонтальная площадка с твердым покрытием в границах переезда. Данное нарушение выявлялось при проверке состояния железнодорожного переезда ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес> и.о. Сводобненского транспортного прокурора внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на путях общего и необщего пользования.
Из информации главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что указанное нарушение до настоящего времени не устранено.
Проанализировав изложенное, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности с вышеприведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Свободненского транспортного прокурора.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 (ред. от 07.02.2011 г.) "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В данном случае прокурор реализует право на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с функциями надзора за исполнением требований федерального законодательства, возложенными в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации N 186 от 21.11.2007 г. "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах" на транспортных прокуроров.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования <адрес> обязанность провести обустройство 10-метровой горизонтальной площадки с твердым покрытием в границах железнодорожного переезда, расположенного на 7915 км пк. 8 станции Поздеевка Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД» в срок до ДД.ММ.ГГГГг.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Ромненский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья А.Б. Ходкевич