Дело № 12-51/2013
РЕШЕНИЕ
04 июня 2013 года с. Корткерос
Судья Корткеросского районного суд Республики Коми Мельник Л.А., при секретаре Гумаровой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Поповой Л.В. <дата> г.р., уроженки <адрес>, проживающей в <адрес>, работающей директором МУ ККО «Досуг» об отмене постановления государственного инспектора Корткеросского района по пожарному надзору о привлечении к административной ответственности по ч.1,3,4 ст. 20.4 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением государственного инспектора Корткеросского района по пожарному надзору от 28.02.2013 № 161 директор МУ ККО «Досуг» Попова Л.В. привлечена к административной ответственности по ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 15 000 руб. за нарушение правил пожарной безопасности в здании и помещениях муниципального учреждения «Корткеросское клубное объединение «Досуг».
Попова Л.В. обратилась в суд с жалобой об отмене данного постановления и прекращении производства по делу, указав следующее.
Отделом надзорной деятельности Корткеросского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Коми (далее по тексту «ОНД Корткеросского района») при вынесении постановления не был установлен состав вменяемого ей правонарушения, в постановлении не указана статья, в соответствии с которой назначен штраф. Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ не подтвержден доказательствами и отсутствуют доказательства её вины. Ни в протоколах, ни в постановлении не указано, каким образом нарушения были установлены, проверялись ли журналы учета огнетушителей. Данная документация находится по месту нахождения юридического лица, у неё, как директора МУ ККО «Досуг», но журналы учета огнетушителей, а также документы по лицам, ответственным за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей, у неё не запрашивались и не проверялись. При рассмотрении дела об административном правонарушении она сообщила о наличии документов, которые не были проверены в ходе проверки, однако документы не были приняты. Также из протоколов и постановления нельзя установить, за какой период времени проверялось выполнение МУ ККО «Досуг» требований действующего законодательства по противопожарной безопасности.
В постановлении указано, что отсутствуют сертификаты на огнетушители, при этом огнетушители с соответствующими сертификатами были установлены.
В обжалуемом постановлении указано, что высота эвакуационного выхода в свету менее 1,9 кв.м. (дверной проем, ведущий из помещения зала в помещение коридора). Однако в ходе проверки представители пожнадзора не измеряли данную высоту, следовательно, высота эвакуационного выхода была определена визуально без измерительных приборов, что не может быть достоверным. Кроме того, в данном здании имеются три эвакуационных выхода, а указанный в постановлении выход был увеличен еще до проверки. Проверка представителями ОНД Корткеросского района объектов «Дом культуры п.Визябож», «Дом народного творчества п. Подтыбок» в период с 19 ноября 2012г. по 14 декабря 2012г. не проводилась, протокола № 370,371,373,374 и акты проверок № 200,210 вымышленные, о чем подтверждают заведующие объектов Гришканич и Ветошкин.
При рассмотрении административного материала ОНД Корткеросского района были нарушены её права на обжалование решений Корткеросского районного суда № 12-5/2013 - 12-15/2013, которые были получены ею 25.02.2013, что является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Попова Л.В. просит отменить постановление от 28.02.2013 № 161 и прекратить производство по делу.
В судебном заседании Попова Л.В. поддержала доводы, изложенные в жалобе, указала на полное выполнение всех требований пожарной безопасности на всех объектах учреждения. Указала на наличие всех необходимых документов, которые не были представлены при рассмотрении административного материала ОНД Корткеросского района.
Пояснила, что по высоте эвакуационного выхода в клубе п. Намск нарушение было устранено на следующий же день. Дверь в клубе с. Вомын после проверки сразу сняли. Анализ количества детей на новогодних мероприятиях показал, что ни в одном клубе не было более 50 детей. В Сторожевске детей на Новый год вообще не принимали, двери в клубе с. Сторожевск расширили после проверки. О проведении проверки она была извещены, но в извещении не было указано, какие документы она должна представить на проверку, все было напечатано мелким шрифтом. Поскольку проверка проводилась в связи с новогодними мероприятиями, а в клубе с. Сторожевск мероприятия не были проведены, ее незаконно привлекли к административной ответственности за несоответствие эвакуационных дверей противопожарным требованиям.
Государственный инспектор Корткеросского района по пожарному надзору Карабань Е.Ю. пояснил, что проверка объектов МУ ККО «Досуг» проводилась внепланово накануне новогодних мероприятий с массовым пребыванием детей на основании заявки директора МУ «ККО «Досуг» Поповой Л. На момент проверки нарушения имелись, что подтверждено актами проверок. Помимо выездной проверки, проводилась также документарная проверка, но необходимые для проверки документы не были предоставлены. Те документы, которые Попова Л.В. представила в суд, в ОНД Корткеросского района она не предоставляла, это тоже отражено в актах проверок. В Намске, Сторожевске, Вомыне были выявлены нарушения по эвакуационным выходам, поэтому Попова Л.В. была привлечена по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ. При этом, нарушение в части эвакуационного выхода в с. Сторожевск носит длительный характер.
Заслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.
Установлено, что в период с 19.11.2012 по 14.12.2012 в отношении юридического лица – МУ «ККО «Досуг» проводилась внеплановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в структурных подразделениях п. Намск, п.Визябож, п. Приозерный, с. Небдино, с. Вомын, с. Нившера, с. Керес, п.Уръель, с. Большелуг, п. Намск, с. Мордино, п. Подтыбок. По результатам проверок 21.12.2012 составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1,3,4, ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Корткеросского района по пожарному надзору от 28.02.2013 № 161 директор МУ ККО «Досуг» Попова Л.В. привлечена к административной ответственности по ч.l,3,4 ст.20,4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Согласно постановлению 14 декабря 2012 г. в ходе проверки МУ «ККО «Досуг» в двенадцати структурных подразделениях МУ «ККО «Досуг», расположенных в п. Намск, п.Визябож, п. Приозерный, с. Небдино, с. Вомын, с. Нившера. с. Керес. п.Уръель, с. Большелуг, с.Сторожевск, с. Мордино, п. Подтыбок, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. не занесены в журнал учета огнетушителей результаты проверки перед введением огнетушителей в эксплуатацию (п. Намск, п.Визябож, п. Приозерный, с. Небдино, с. Вомын, с. Нившера, с. Керес, п.Уръель, с. Большелуг, с.Сторожевск, с. Мордино, п. Подтыбок),
2. не проводится выборочно (не менее 3% от обшего количества огнетушителей одной марки, но не менее 1 ШТ.) ежегодный технический осмотр порошковых огнетушителей (п. Намск, п.Визябож, 11. Приозерный, с. Небдино, с. Нившера, с. Керес, п.Уръель, с. Большелуг, п. Намск, с. Мордино, п. Подтыбок),
3. все огнетушители не подвергнуты ежеквартальной проверке (результаты проверки не занесены в журнал учета огнетушителей) - (п. Намск, с. Небдино, с. Нившера, с. Керес, с. Большелуг, с.Сторожевск, с. Мордино, П. Подтыбок, п.приозерный, п.Визябож),
4. на объекте не определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей (п. Намск, с. Нившера, с. Керес, с. Большелуг, с. Мордино),
5. на имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители) отсутствуют соответствующие сертификаты (п. Намск, с. Небдино, с. Нившера, с. Керес, п.Уръель, с. Большелуг, с.Сторожевск, с. Мордино),
6. высота эвакуационного выхода в свету менее 1,9м (дверной проем из помещения зала в коридор) - п.Намск,
7. руководитель организации на объекте с массовым пребыванием людей не обеспечил наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек (с.Вомын, с.Сторожевск, с.Небдино),
8. руководитель организации не организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности системы и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (с.Вомын, с.Сторожевск, с.Небдино),
9. на объекте не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (с.Вомын, с.Сторожевск),
10. руководитель организации не организовал обучение пожарно-техническому минимуму работников ( с.Вомын, с.Сторожевск, с. Небдино, п.Приозерный, п.Визябож, п.Подтыбок),
11. руководитель организации не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность (с.Вомын, с.Сторожевск, С.Небдино, п.Приозерный, п.Визябож, п.Подтыбок),
12. руководитель организации на объекте с массовым пребыванием людей не обеспечил наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, (с.Вомын, с.Сторожевск, с.Небдино, п.Приозерный, п.Визябож, п.Подтыбок),
13. дверь центрального эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу открывается не по направлению выхода из здания, предназначенного для одновременного пребывания более 15 человек (с.Вомын),
14. руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с гл. 5,7,8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с.Сторожевск),
15. руководителем организации не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом 18 Постановления Правительства РФ от 25.04.12 №390 «О противопожарном режиме» для каждого складского помещения (с.Сторожевск),
16. ширина центрального эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу менее 1, 2 м и составляет 94 см (с.Сторожевск).
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; и иные требования. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как следует из постановления от 28.02.2013, выявленные нарушения, квалифицированные по ч.1,3 ст. 20.4 КоАП РФ, касаются в основном ненадлежащего ведения документации по осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, при эксплуатации огнетушителей в зданиях МУ ККО «Досуг».
Поповой Л.В. вменено не занесение в журнал учета огнетушителей результатов их проверки, не проведение проверки работоспособности системы и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки, отсутствие исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта, не организация обучения работников пожарно-техническому минимуму, отсутствие лиц, ответственных за пожарную безопасность, отсутствие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, не обеспечение исправными электрическими фонарями, а также не проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, отсутствие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с гл.5,7,8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с.Сторожевск).
Инспектор госпожнадзора Карабань Е.Ю. в судебном заседании пояснил, что проверка объектов «Дом культуры п.Визябож», «Дом народного творчества п. Подтыбок» в период с 19 ноября 2012г. по 14 декабря 2012г. проводилась документарно, без выезда на место. По результатам были составлены протокола № 370,371,373,374 и акты проверок № 200,210.
Судом установлено, что необходимые документы имелись в наличии, но не были представлены должностному лицу при проведении проверки. Журнал учета огнетушителей был заведен по установленной форме, записи в журнал вносились, ежегодный технический осмотр огнетушителей проводился, представлен акт технического осмотра электрических фонарей от 04.12.2012.
Эксплуатационные паспорта, соответствующие сертификаты и акты осмотра огнетушителей по структурным подразделениям п. Намск, с. Небдино, с. Нившера, с. Керес, п.Уръель, с. Большелуг, с.Сторожевск, с. Мордино, а также порядок действий сотрудников в случае возникновения пожара на объектах с.Вомын, с.Сторожевск, с.Небдино, п.Приозерный, п.Визябож, п.Подтыбок от 01.08.2012 на момент проверки имелись в наличии, представлены Поповой Л.В. в судебное заседание.
Попова Л.В. пояснила, что вся документация на момент проверки имелась и находилась по месту нахождения юридического лица в с. Корткерос, но не была ею представлена в надзорный орган, поскольку эти документы у неё не запрашивались.
Как директор МУ ККО «Досуг» Попова Л.В. должна была представить необходимые документы как при проведении проверок, так и при рассмотрении административного материала, о котором она была надлежаще уведомлена извещением от 14.12.2012 № 575-2-18. О дне проверки Попова была извещена, при этом в извещении указано о необходимости представления документов для проверки. На рассмотрении материала в ОНД Корткеросского района Попова Л.В. не явилась, документы не представила, о чем сама подтвердила в судебном заседании, поэтому доводы жалобы, что документы не были приняты ОНД Корткеросского района, необоснованны.
Таким образом, указанные в обжалуемом постановлении нарушения по ч.1,3 ст. 20.4 КоАП РФ имели место и были установлены инспектором пожнадзора в результате ненадлежащего исполнения Поповой Л.В. своих служебных обязанностей по предоставлению документов для проверки.
При этом суд считает, что данные действия должностного лица не представляют большой общественной опасности для охраняемых законом прав и интересов, отсутствуют вредные последствия и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, что в своей совокупности указывает на малозначительность совершенного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации.
Поповой Л.В. вменено нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам в помещениях с.Намск, с.Вомын и с.Сторожевск:
- высота эвакуационного выхода в свету менее 1,9м (дверной проем из помещения зала в коридор) - п.Намск; дверь центрального эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу открывается не по направлению выхода из здания, предназначенного для одновременного пребывания более 15 человек (с.Вомын); ширина центрального эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу, менее 1, 2 м и составляет 94 см (с.Сторожевск).
Попова Л.В. пояснила, что по эвакуационным выходам в клубе п. Намск, с. Сторожевск нарушение было устранено сразу после проверок. В клубе п. Намск имелось 3 эвакуационные двери, а по нормативу должно быть 2 двери, поэтому дверь, не соответствующую по высоте, убрали. В Сторожевске проем эвакуационной двери расширили, дверь в клубе с. Вомын сразу сняли, поставили другую дверь. В настоящее время выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены.
По поводу доводов жалобы о том, что представители пожнадзора при проведении проверки измеряли высоту эвакуационного выхода визуально, без приборов, иснпектор пожнадзора Карабань Е.Ю. в судебном заседании 17.04.2013 пояснил, что эвакуационные двери измеряли сертифицированной линейкой, что Поповой Л.В. не было оспорено, и не опровергнуто доказательствами о неверных измерениях.
Факты устранения нарушений по эвакуационным выходам свидетельствуют о том, что у директора МУ ККО «Досуг» имелась возможность выявления и устранения выявленных нарушений, однако такие меры своевременно приняты не были. Факт устранения вмененных нарушений после проверки не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения в действиях виновного лица и основанием для освобождения его от ответственности. Доводы Поповой, что новогодние мероприятия в в клубе с. Сторожевск не проводились, а проверка была связана именно с новогодними мероприятиями, что свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, не состоятельна. Проверка проводилась на основании ее заявки о местах проведения новогодних мероприятий, что ею не оспаривается, поэтом она должна была своевременно подготовить объекты к моменту проверок в части противопожарных требований. Таким образом, виновное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалами дела подтверждается.
В соответствии с ч. l ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, таким образом, сроки привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истекли.
При принятии постановления государственного инспектора Корткеросского района по пожарному надзору № 161 от 28.02.2012 суд не усматривает обстоятельств, исключающих производство по делу. Таким обстоятельством не является право истца на обжалование судебных решений, принятых 18.02.2013 по делам № 12-5/2013 - 12-15/2013. Из данных решений следует, что Попова Л.В. была надлежаще уведомлена о рассмотрении дел, копии решений получила 25.02.2013. Принятие ОНД Корткеросского района постановления по делу об административном правонарушении 28.02.2013 не являлось препятствием к обжалованию решений суда, право Поповой Л.В. не нарушало, административного производства по делу не исключает.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Корткеросского района по пожарному надзору № 161 от 28.02.2012 в отношении Поповой Л.В. о привлечении к административной ответственности по ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в размере 15 000 руб. изменить.
Административное производство о привлечении Поповой Любови Васильевны к административной ответственности по ч.1,3 ст.20.4 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения прекратить, объявив ей устное замечание.
Признать Попову Любовь Васильевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Республике Коми (ГУ МЧС РФ по РК)
Счет 40101810000000010004
ИНН администратора – 1101462050
КПП - 110101001
Наименование банка – ГРКЦ НБ Республики Коми Банка России г.Сыктывкара
БИК банка - 048702001
КБК 17711627000010000140
ОКАТО – 87216830000.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в суд.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Корткеросский районный суд.
Судья Мельник Л.А.