дело №2-2390/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2016 года |
г.Белебей |
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой Н.В.,
с участием старшего помощника Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Салихова А.Н.,
при секретаре Чиглинцевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Дорремстрой», ООО «ЭлектроСтрой», ООО «Уралстроймонтаж», Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Анновский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан о понуждении прекратить пользоваться недрами, возложении обязанности по рекультивации земельного участка и взыскании ущерба,
установил:
Белебеевский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что Белебеевской межрайонной прокуратурой РБ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории сельского поселения Анновский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан с привлечением сотрудников Туймазинского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ, Отдела МВД России по Белебеевскому району РБ. При обследовании земельного участка с кадастровым номером № расположенном на территории Анновского сельского совета муниципального района Белебеевский район, обнаружен карьер размером около 50x80 метров, прямоугольной формы, глубиной примерно 4 метра. На вышеуказанном земельном участке ООО «Дорремстрой», ООО «ЭлектроСтрой» и ООО «Уралстроймонтаж» было незаконно произведено снятие и перемещение плодородного слоя почвы по краям (периметру) карьера. Высота земляного вала составляет около 2 метров. В последующем обществами осуществлялась добыча общераспространенного полезного ископаемого (глины) с использованием экскаватора марки «<данные изъяты>» с государственными регистрационными знаками № путем погрузки на транспортные средств: <данные изъяты> г/н № rus, <данные изъяты> г/н № rus, <данные изъяты> г/н № rus, <данные изъяты> г/н № rus, <данные изъяты> г/н № rus, <данные изъяты> г/н № rus, <данные изъяты> г/н № rus, <данные изъяты> г/н № rus<данные изъяты> Н №, <данные изъяты>/н № rus<данные изъяты> г/н № rus.
Согласно сведениям Министерства природопользования и экологии РБ от ДД.ММ.ГГГГ № письменных обращений о предоставлении права пользования участками недр и выдаче лицензии на пользование недрами в границах земельного № в Минэкологию РБ не поступало, то есть добыча глины обществами производилась в отсутствие разрешительных документов (лицензии) на осуществление такой деятельности.
По результатам проведенной проверки должностные лица ООО «Дорремстрой», ООО «ЭлектроСтрой» и ООО «Уралстроймонтаж» были привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8,6, ч.1 ст. 7.3 КоАПРФ.
Кроме того, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что разработка карьера велась вышеуказанными подрядными организациями с разрешения должностных лиц Администраций муниципального района елебеевский район и сельского поселения Анновский с/с МР <адрес>.
На основании изложенного Белебеевский межрайонный прокурор Республики Башкортостан просил: Обязать: ООО «Дорремстрой» (ОГРН №, ИНН №) юридический адрес: 450096, РБ, <адрес>, <адрес>; ООО «ЭлектроСтрой» (ОГРН №, ИНН №), юридический адрес: <адрес> «Уралстроймонтаж» (ОГРН № ИНН №), юридический адрес: <адрес> Администрацию муниципального района <адрес> РБ, юридический адрес: <адрес> Администрацию СП Анновский с/с муниципального района <адрес> РБ, юридический адрес: <адрес>, прекратить добычу недр на карьере, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, до получения соответствующего разрешительного документа, устранить нарушения природоохранного законодательства путем проведения рекультивации вышеуказанного земельного участка. Взыскать в солидарном порядке с ООО «Дорремстрой», ООО «ЭлектроСтрой», ООО «Уралстроймонтаж», Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Анновский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в пользу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ущерб в размере 1834560 руб.
В судебном заседании представитель прокуратуры Салихов А.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Никитин А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в удовлетворении иска, мотивируя тем, что администрация никаких разрешений не давала и соглашении не заключала.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации сельского поселения Анновский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Хайретдинов Р.Р. с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в удовлетворении иска, пояснил, что никому никаких распоряжений не давал и ничего не подписывал.
Представитель ответчика ООО «Дорремстрой» Аветисян М.С. исковые требования не признал, пояснил, что у него есть договор о субподряде, работы велись на месте, которое указал генеральный подрядчик.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Уралстроймонтаж» Егоров В.С. исковые требования не признал, показал, что у них есть договор субподрядчика, об отсутствии разрешения он не знал. Документы им не показывают, они поехали на указанное место.
Представитель ответчика ООО «ЭлектроСтрой» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В судебном заседании представитель третьего лица Туймазинского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Хафизова И.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу статьей 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы - поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 Приказа Минприроды Российской Федерации N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 г. "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивации подлежат земли, нарушенные при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Разделом II указанных Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, предусмотрена выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляемая в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Белебеевской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в связи с поступившим ДД.ММ.ГГГГ телефонным сообщением о нарушении законности, с участием главного специалиста-эксперта Туймазинского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан Федоровой М.А., УУП ОМВД России по <адрес> Зайнуллина И.Н. и директора ООО «Дорремстрой» Аветисяна М.С.
В ходе проверки установлено, что на территории Анновского сельского поселения муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан имеется карьер размером 50 на 80 метров, глубиной 4 метра, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № из которого осуществляется добыча общераспространенного полезного ископаемого - глины. Добыча и перевозка глины производится специальной техникой.
Согласно объяснения главы администрации сельского поселения Анновский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Хайретдинова Р.Р. от ДД.ММ.ГГГГ, он получил устное указание в декабре 2015 года от начальника отдела ЖКХ Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о необходимости подготовки документов на оформление земельного участка в районе д. Дмитриевка, расположенного на территории сельского поселения Анновский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, для разработки карьера с целью добычи грунта для строительства площадки под электростанцию в <адрес>. после чего был подготовлен кадастровый номер земельного участка Проводилось согласование с заинтересованными службами и организациями. В феврале 2016 года его пригласил начальник отдела ЖКХ Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Кудояров Р.М. для указания конкретного места разработки карьера. На место разработки выехали: специалист отдела ЖКХ Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, представители подрядных организации и он. Место добычи грунта Хайретдинов Р.Р. показал представителям подрядных организации в присутствии специалиста отдела ЖКХ и предупредил, что разрешительных документов для добычи грунта не имеется. О начале работы по добыче грунта он узнал лишь после проверки прокуратуры. ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела ЖКХ Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Кудояров Р.М. потребовал ускорить оформление разрешительных документов на разработку карьера. ДД.ММ.ГГГГ он направил письмо Министру природопользования и экологии Республики Башкортостан о определении наличия или отсутствия месторождения ископаемых на указанном участке. Однако был получен отказа, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.
Указанные обстоятельства подтверждаются также объяснениями: водителя сельского поселения Анновский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Тамочкина Н.А от ДД.ММ.ГГГГ, начальника участка ООО «ЭлектроСтрой» <адрес> Лякуны Е.С. от ДД.ММ.ГГГГ, заместителя главного инженера ООО «ЭлектроСтрой» <адрес> Рязанова А.Г.
Согласно договора подряда №/СПБ от ДД.ММ.ГГГГ ООО«ЭлектроСтрой» и ООО «Уралстроймонтаж» заключили договор о выполнении выемки и разработки скального грунта на объекте «Строительство ВЛ и ПС 110/10 кВ Алексеевка».
Из договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Уралстроймонтаж» и ООО «Дорремстрой» заключили заключили договор о выполнении выемки и разработки скального грунта на объекте «Строительство ВЛ и ПС 110/10 кВ Алексеевка».
Постановлениями Туймазинского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан заместитель директора по строительству ООО «Уралстроймонтаж» Галстян А.Э. привлечен к административной ответственности: № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, за пользование недрами без лицензии и № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером №
Постановлениями Туймазинского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан начальник участка ООО «Электрострой» Лякун Е.С. привлечен к административной ответственности: № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, за пользование недрами без лицензии и № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы с кадастровым номером №
Постановлениями Туймазинского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан директор ООО «Дорремстрой» Аветисян М.С. привлечен к административной ответственности: № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, за пользование недрами без лицензии и № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы с кадастровым номером №
Из путевых листов автомобилей (л.д.<данные изъяты>) и фототаблиц (л.д<данные изъяты>), следует, что вывоз грунта производился специальной техникой с 18 марта по ДД.ММ.ГГГГ.
Письмо Минэкологии РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что письменное обращение о предоставлении права пользования участками недр и выдаче лицензии на пользование недрами в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и № в Минэкологии РБ не поступало.
При таких данных, в суде установлен факт несанкционированной добычи грунта ответчиками в пределах территории земельного участка с кадастровым номером №
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений.
Согласно п. 35 ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Частями 3 и 4 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Из анализа указанных положений закона следует, что вопросы осуществления муниципального земельного контроля за земельным участком, расположенном на территории Анновского сельского поселения, отнесены к ведению муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.
Согласно п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы утверждены Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67, они определяют общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми лицами.
В соответствии с пунктом 3 этих Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (пункт 6 Основных положений).
Из представленных в материалы дела акта обследования земельного участка и фотоматериалов видно, что на нем осуществлялась несанкционированная добыча общераспространенных полезных ископаемых, что и привело к образованию карьера.
При таком положении усматривается наличие вины Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан и Администрации сельского поселения Анновский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, выраженной в непринятии мер по предотвращению порчи земельного участка, приведению его в надлежащее состояние, то есть неосуществление органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
На основании пункта 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Исходя из требований ст. ст. 56 и 80 ФЗ "Об охране окружающей среды", при нарушений природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением этих требований, может быть ограничена, приостановлена, прекращена по решению суда.
Согласно ст. 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относится, среди прочего, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанностей в натуре (понуждение к совершению действий).
С данной площади был снят плодородный слой почвы, отсутствует проект на строительство карьера, работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы проводились без разрешительной документации, отсутствует проект рекультивации земель.
На момент рассмотрения дела в суде земельный участок не восстановлен, его рекультивация не произведена.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения ответчиками закрепленного ст. 42 Конституции РФ, ст. 1 Закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и необходимости возложения на ответчика обязанности по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права.
Устанавливая размер причиненного ответчиками ущерба, суд исходит из расчета, произведенного представителем Туймазинского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ, который был проверен судом, и признан правильным, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Какой-либо альтернативный расчет ответчиками не представлен.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 43 и 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21, лица, совместно причинившие вред окружающей среде, несут солидарную ответственность (абзац первый статьи 1080 ГК РФ).
В связи с чем, ущерб, причиненный в результате незаконной добычи глины, в сумме 1834560 руб. подлежит взысканию в пользу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Белебеевского межрайонного прокурора РБ в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Дорремстрой», ООО «ЭлектроСтрой», ООО «Уралстроймонтаж», Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Анновский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан о понуждении прекратить пользоваться недрами, возложении обязанности по рекультивации земельного участка и взыскании ущерба удовлетворить частично.
Обязать: ООО «Дорремстрой» (ОГРН №, ИНН №) юридический адрес: <адрес>
- ООО «ЭлектроСтрой» (ОГРН №, ИНН №), юридический адрес: <адрес>
- ООО «Уралстроймонтаж» (ОГРН №, ИНН №), юридический адрес: <адрес>
- Администрацию муниципального района <адрес> РБ, юридический адрес: <адрес>
- Администрацию СП Анновский с/с муниципального района <адрес> РБ, юридический адрес: <адрес>
прекратить добычу недр на карьере, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, до получения соответствующего разрешительного документа, устранить нарушения природоохранного законодательства путем проведения рекультивации вышеуказанного земельного участка.
Взыскать в солидарном порядке с ООО «Дорремстрой», ООО «ЭлектроСтрой», ООО «Уралстроймонтаж», Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Анновский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в пользу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ущерб в размере 1834560 рублей (Р/с №, ГРКЦ НБ Республики Башкортостан Банка России г. №, ИНН №, КПП № 89№, ОКТМО №, получатель: УФК поРБ (МинэкологииРБ).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения.
Судья /подпись/ Н.В.Ибрагимова