Дело № 2-448/2013 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 декабря 2013 года п. Пряжа
Судья Пряжинского районного суда Республики Карелия Великанов Е.Г., при секретаре Фомичевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каськовича И.В. о признании незаконным решения администрации Чалнинского сельского поселения и обязании устранить допущенное нарушение,
установил:
Каськович И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Чалнинского сельского поселения, возложении обязанности совершить определенные действия по тем основаниям, что он 01.10.2013 года обратился к Главе Чалнинского сельского поселения с заявлением о согласовании ориентировочного местоположения земельного участка. К заявлению были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия кадастрового плана территории, схема ориентировочного местоположения земельного участка. 21.10.2013 года заявителем получен ответ об отказе в согласовании схемы земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне подтопления реки Чална, в настоящее время ведется работа по внесению изменений в «Правила землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения» и застройка на данной территории будет запрещена. С вынесенным решением об отказе в согласовании схемы земельного участка, выраженного в письме Каськович И.В. не согласен, в связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации Чалнинского сельского поселения, выразившееся в не рассмотрении его заявления от 01.10.2013 года, обязать администрацию Чалнинского сельского поселения обеспечить выбор земельного участка по его заявлению.
Каськович И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя П., действующая на основании доверенности, уточнила заявление, просила признать решение администрации Чалнинского сельского поселения об отказе в согласовании схемы земельного участка, выраженное в письме от 21.10.2013 года незаконным и обязать администрацию Чалнинского сельского поселения обеспечить выбор земельного участка.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, просил рассмотреть дело без их участия.
Представитель заинтересованного лица администрации Чалнинского сельского поселения М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, указав, что территория, где заявителем испрашивается земельный участок подвергается подтоплению, в связи с чем Каськовичу И.В. было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка. Кроме того в настоящее время утвержден генеральный план Чалнинского сельского поселения, согласно которому испрашиваемый участок находится на озелененной территории общего пользования, где строительство запрещено.
Представитель заинтересованного лица администрации Пряжинского национального муниципального района К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, пояснила, что отказ Администрации Чалнинского сельского поселения в согласовании схемы земельного участка не нарушает каких-либо прав заявителя, так как полномочия по распоряжению земельными участками находятся у Администрации Пряжинского района. Отказ в согласовании схемы расположения земельного участка не препятствует заявителю в последующей реализации своего права на получение земельного участка.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что 01.10.2013 года Каськович И.В. обратился к главе Чалнинского сельского поселения с заявлением, в котором просил согласовать ориентировочное местоположение земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> расположенного <адрес>, кадастровый квартал № для индивидуального жилищного строительства.
21.10.2013 года Администрация Чалнинского сельского поселения, за подписью главы - С. направила в адрес заявителя письмо №, в котором указала, что согласовать испрашиваемый земельный участок возможности не имеется, поскольку данный земельный участок находится в зоне подтопления реки Чална; в настоящее время ведется работа по внесению изменений в «Правила землепользования и застройки Чалнинского сельского поселения» и застройка на данной территории будет запрещена.
В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2011 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Таким образом, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация Пряжинского национального муниципального района.
В силу п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (п. 9 ст. 31 ЗК РФ).
Исходя из положений земельного законодательства выбор земельного участка, по результатам которого оформляется в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению объекта недвижимости. В случае установления по результатам выбора земельного участка препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано. Между тем, данное решение может быть принято только органом, уполномоченным на это в соответствии с положениями ст. ст. 29, 31 ЗК РФ.
При этом нормами действующего законодательства предусмотрено утверждение схемы расположения земельного участка только органами местного самоуправления муниципального района. Согласование схемы расположения земельного участка с органами местного самоуправления поселения законом не предусмотрено.
Кроме того, учитывая положения ст. 31 ЗК РФ, обязанность органов и должностных лиц, участвующих в процедуре согласования, выразить безусловное согласия на размещение предполагаемого объекта законом не предусмотрена. По смыслу п. 2 ст. 31 ЗК РФ участие государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных организаций в процедуре согласования имеет своей целью получение от них необходимой, объективной информации, упомянутой в п. 2 ст. 31 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В рассматриваемом случае такая информация о возможности размещения испрашиваемого земельного участка в зоне подтопления реки Чална, изложена Главой Чалнинского сельского поселения в форме письма, что закону не противоречит.
Заявитель, получив указанную информацию самостоятельно, не лишен возможности предоставить ее органу, уполномоченному на принятие решения об утверждении акта выбора земельных участков, а именно в Администрацию Пряжинского национального муниципального района, которая и должна принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, и схему к нему, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, оспариваемое решение администрации Чалнинского сельского поселения прав заявителя не нарушает, поскольку правовых последствий для него не влечет.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявления о признании незаконным решения администрации Чалнинского сельского поселения и обязании устранить допущенное нарушение не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления Каськовича И.В. о признании незаконным решения администрации Чалнинского сельского поселения и обязании устранить допущенное нарушение, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Г. Великанов
<данные изъяты>