Дело № 2- 1178 16 августа 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Губахинский городской суд Пермского края
в составе: председательствующего судьи Зяблицевой Н.Б.,
при секретаре Лештаевой О.В.,
с участием помощника прокурора г.Губахи М.Е.В.,
представителей ответчиков З.А.Н., К.Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» и администрации городского округа «Город Губаха» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности, о возложении обязанности организовать газо- и теплоснабжение населения поселка Широковский,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о возложении обязанности незамедлительно устранить нарушения Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 70, 95 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870 и к администрации городского округа «Город Губаха» о возложении обязанности организовать газо- и теплоснабжение населения на территории поселка Широковский. Требования мотивированы тем, что ООО «<данные изъяты>», являясь владельцем газопровода с 2014 года, не организовало мониторинг, техническое обслуживание и ремонт газопровода высокого давления 1 категории. Администрацией городского округа «Город Губаха», при наличии информации о ненадлежащем содержании собственником газопровода высокого давления, являющегося единственным источником газоснабжения для населения поселка Широковский, в течение длительного периода времени не принималось действенных мер по организации надежного газо- и теплоснабжения населения поселка. В настоящее время газопровод находится в аварийном состоянии, так как повреждены опоры, на которых расположен газопровод, имеются деформации газопровода. Допущенные ООО «<данные изъяты>» нарушения создают угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в поселке Широковский городского округа «Город Губаха».
Прокурор города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Губаха» о возложении обязанности незамедлительно устранить нарушения Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 70, 95 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870. Требование мотивировано тем, что администрация не осуществляет контроль за техническим состоянием газопровода.
ДД.ММ.ГГГГ дела объединены в одно производство.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Губаха М.Е.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» З.А.Н. исковые требования не признал, мотивировал тем, что, согласно предписанию надзорного органа, срок устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ. К этому времени общество либо выполнит предписание, либо сдаст имущество в аренду, либо продаст.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Губаха» К.Т.Н. исковые требования не признала, мотивировала тем, что администрация предпринимает меры к устранению нарушений законодательства – ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с организацией на выполнение требований закона об устранении нарушений в части технического состояния газопровода. Срок окончания работ ДД.ММ.ГГГГ.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения округа относятся организация в границах округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлены в ст. 14 Жилищного кодекса РФ.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях в числе прочих относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители тепловой энергии.
В силу части 2 вышеназванной статьи проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ установлено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», в соответствии с п. 9 которых организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ в области промышленной безопасности, должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, в соответствии с подпунктами «б», «г», «е» пункта 70 которого установлено, что при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение перемещения газопроводов за пределы опор, повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода, повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы.
В соответствии с подпунктами «и», «к», «л» пункта 95 Технического регламента, при приемке сетей газораспределения и газопотребления необходимы: копия приказа о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления; положение о газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления, план локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
В судебном заседании установлено, что газоснабжение населения поселка Широковский газом для бытовых нужд и газоснабжение котельной поселка Широковский осуществляется по газопроводу высокого давления 1 категории протяженностью <данные изъяты> п.м. расположенному от ПК-0 <адрес> до котельной завода ЗАО «<данные изъяты>» в поселке Широковский. Газопровод построен в ДД.ММ.ГГГГ г. для нужд завода ЗАО «<данные изъяты>» и теплоснабжения жилищного фонда поселка Широковский в долевом участии завода ЗАО «<данные изъяты>» и бюджета г. Губахи (правопреемник – городской округ «Город Губаха»). ЗАО «<данные изъяты>», при отсутствии финансовых средств, в качестве инвестора заключили договор с ООО «<данные изъяты>», согласно которому ЗАО «<данные изъяты>» должно было осуществлять строительство газопровода от пос. Юбилейный до котельной ЗАО «<данные изъяты>» пос. Широковский. ООО «<данные изъяты>» в свою очередь должно было финансировать строительство данного газопровода в сумме <данные изъяты> рублей. Бюджет города Губахи вложил в данное строительство 50% стоимости в сумме 3 500 000 рублей, по договору об уступке требования № от ДД.ММ.ГГГГ. Данная сумма была переведена ООО «<данные изъяты>» платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ через РКЦ г. Губаха на счет ООО «<данные изъяты>». Окончательная продажа объекта не состоялась, т.к. объект не был зарегистрирован надлежащим образом, по причине отсутствия земельного отвода в лесах 1-2 категории и охранной зоне Широковского водохранилища. ДД.ММ.ГГГГ право собственности на газопровод было зарегистрировано за ООО «<данные изъяты>». В ДД.ММ.ГГГГ году на основании договора купли-продажи собственником газопровода стало ООО «<данные изъяты>». Газопровод не зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов. ООО «<данные изъяты>» не имеет лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I II III классов. Договор обязательного страхования гражданской ответственности не заключен. Договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами не заключен. План локализации и ликвидации аварийных ситуаций не разработан. Проведение подготовки и аттестации руководителя и работников в области промышленной безопасности не обеспечено. Приказ о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации газопровода высокого давления отсутствует. Договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газопровода не заключен. Мониторинг и устранение перемещения газопровода высокого давления за пределы опор не обеспечены. Мониторинг и устранение повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода высокого давления, не обеспечены. Мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы газопровода не обеспечены. Пожаробезопасное состояние охранной зоны газопровода не обеспечено. Газопровод находится в аварийном состоянии, так как повреждены опоры, на которых расположен газопровод, имеются деформации газопровода. Постановлением Губахинского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях то есть в грубом нарушении требований промышленной безопасности и юридическому лицу назначено наказание в виде приостановления на срок до <данные изъяты> суток деятельности по эксплуатации газопровода. ДД.ММ.ГГГГ произведено прекращение газоснабжения поселка Широковский. Решением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление Губахинского городского суда изменено в части назначенного административного наказания: снижен срок административного приостановления деятельности до <данные изъяты> суток.ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа и ООО «Комплексные системы промышленной автоматизации» заключен договор, согласно которому в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «КСПА» выполнит следующие работы: замену поврежденных и изогнутых участков газопровода, ремонт и замену поврежденных опор газопровода, восстановление изоляционного покрытия (окраски) газопровода, контроль состояния сварочных стыков газопровода.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании содержанием пояснений сторон, платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении <данные изъяты> рублей, свидетельства о государственной регистрации права собственности ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, акта от ДД.ММ.ГГГГ проверки общества «<данные изъяты>» Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, протокола № об административном правонарушении, составленном ДД.ММ.ГГГГ ЗУУ Ростехнадзора, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ ЗУУ Ростехнадзора обществу «<данные изъяты>» об устранении нарушений, постановления Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, решения Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, договора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Правовые, экономические, социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Собственником газопровода ООО «<данные изъяты>» допущены грубые нарушения законодательства, регламентирующего требования к эксплуатации и содержанию газопроводов: в нарушение требований ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ, опасный производственный объект - газопровод высокого давления, не зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов; в нарушение требований ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ и ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ, ООО «<данные изъяты>» не имеет лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I II III классов; в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ ООО «<данные изъяты>» не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности; в нарушение требований ч.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ ООО «<данные изъяты>» и п.95 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870, не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами, не разработан план локализации и ликвидации аварийных ситуаций, не назначено лицо, ответственное за безопасность эксплуатации сетей; в нарушение требований ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, ООО «<данные изъяты>» не обеспечено проведение подготовки и аттестации руководителя и работников в области промышленной безопасности, отсутствует приказ о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации газопровода высокого давления, не заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газопровода; в нарушение ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 70 Технического регламента ООО «<данные изъяты>» не обеспечен мониторинг и устранение перемещения газопровода высокого давления за пределы опор, не обеспечен мониторинг и устранение повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода высокого давления, не обеспечен мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы газопровода; в нарушение ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ ООО «<данные изъяты>» не обеспечено пожаробезопасное состояние охранной зоны газопровода. Являясь владельцем газопровода с ДД.ММ.ГГГГ года ООО «<данные изъяты>» не организовало мониторинг, техническое обслуживание и ремонт газопровода высокого давления 1 категории.
Администрацией г. Губахи, осуществившей финансовые затраты на строительство газопровода, используемого для газоснабжения и теплоснабжения жилищного фонда поселка Широковского и социальных объектов – школы, детского сада, фельдшерско-акушерского пункта, при наличии информации о ненадлежащем содержании собственником газопровода высокого давления, являющегося единственным источником газоснабжения для населения поселка Широковский, в нарушение требований Федерального закона «О теплоснабжении», в течение длительного периода времени не принималось действенных мер по организации надежного газо- и теплоснабжения населения поселка.
В результате, в настоящее время газопровод находится в аварийном состоянии, что повлекло нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги по газоснабжению, и создало предпосылки для срыва отопительного периода в поселке Широковский. Допущенные нарушения создают угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в поселке Широковский городского округа «Город Губаха». 16 многоквартирных домов, 4 частных дома поселка Широковский, в которых проживает <данные изъяты> человек, остались без газоснабжения. Кроме того, прекращение транспортировки газа к газовой котельной повлечет приостановление исполнения договора поставки газа, заключенного между МУП «ЖКХ «Тепловодосервис» и ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» в целях обеспечения теплоснабжения населения поселка Широковский, что приведет к срыву отопительного периода на территории поселка Широковский.
Поэтому, необходимо возложить на ответчиков обязанность устранить нарушения законодательства.
На ответчика ООО «<данные изъяты>» необходимо возложить обязанность устранить нарушения законодательства, поскольку положения Закона о промышленной безопасности распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
На ответчика администрацию городского округа «Город Губаха» необходимо возложить обязанность принять меры по организации обеспечения газо- и теплоснабжения потребителей, так как в силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении», обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на соответствующих территориях, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления.
Доводы администрации о том, что надлежащие меры приняты опровергаются пояснением представителя о назначении мероприятия по приемке работ за пределами срока, установленного договором.
Доводы представителя ООО «<данные изъяты>» о невозможности немедленного устранения нарушений, поскольку предписанием установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ и решением Пермского краевого суда до ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание, поскольку газ потребителям поселка Широковского необходим не только к началу отопительного сезона, но и для удовлетворения каждодневных нужд (подогрева воды, приготовления пищи).
Следует удовлетворить ходатайство прокурора о приведении решения к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» обязанность незамедлительно устранить нарушения требований статьи 2, части 1 статьи 9, части 1 статьи 10, статьи 15 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпунктов «б», «г», «е» пункта 70, подпунктов «и», «к», «л» пункта 95 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870: зарегистрировать газопровод в реестре опасных производственных объектов; получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I II III классов; заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности; обеспечить мониторинг и устранение: перемещения газопровода за пределы опор, повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода, повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы; издать приказ о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления; утвердить план локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
Возложить на администрацию городского округа «Город Губаха» обязанность организовать газо- и теплоснабжение населения на территории поселка Широковский и осуществить контроль за выполнением обществом с ограниченной ответственностью «ТЭКО» обязанности незамедлительно устранить нарушения требований статьи 2, части 1 статьи 9, части 1 статьи 10, статьи 15 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпунктов «б», «г», «е» пункта 70, подпунктов «и», «к», «л» пункта 95 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870: зарегистрировать газопровод в реестре опасных производственных объектов; получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I II III классов; заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности; обеспечить мониторинг и устранение: перемещения газопровода за пределы опор, повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода, повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы; издать приказ о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления; утвердить план локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: