РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2013 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Панина М.А., при секретаре судебного заседания Масловой А.С.,
с участием заявителя Летунова А.С., представителей командира войсковой части 00000 подполковника Демина Е.Г. и майора Головашича А.А., помощника военного прокурора Ивановского гарнизона Брсояна Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 Летунова А.С. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командира войсковой части 00000, начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с увольнением заявителя с военной службы без обеспечения жилым помещением и снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Летунов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части 00000. На основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2013 года № и от 4 сентября 2013 года № он был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на таковой и с 15 сентября текущего года исключен из списков личного состава воинской части.
Кроме того, в соответствии с решением начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Территориальное отделение) от 6 сентября 2013 года № он и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Полагая свои права нарушенными, Летунов обратился в суд с заявлением, в котором с учетом последующих уточнений просил:
- признать незаконным вышеуказанное решение начальника Территориального отделения и обязать данное должностное лицо отменить это решение;
- признать незаконными приказы Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2013 года № и от 4 сентября 2013 года № в части увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части и обязать указанное должностное лицо отменить эти приказы;
- обязать руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ЕРЦ) обеспечить его денежным довольствием за период с 16 сентября 2013 года по день вынесения решения судом в размере, установленном действующим законодательством;
- взыскать с войсковой части 00000 30000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного необоснованным представлением его к увольнению с военной службы.
В обоснование заявленных требований Летунов указал, что он до 6 сентября 2013 года состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в городе Иваново и основанием для снятия его с упомянутого учета послужило решение начальника ФКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Управление), которое является незаконным. При этом, несмотря на то, что Летунов возражал против увольнения с военной службы до обеспечения его жильем, командование войсковой части 00000 направило проекты приказов об увольнении заявителя с военной службы и исключении его из списков личного состава воинской части. Вопреки требованиям части 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» данные проекты были реализованы Министром обороны Российской Федерации, что, по мнению Летунова, нарушило его права.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме и сослался на определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2013 года, в соответствии с которым решение начальника ФКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» от 10 октября 2012 года об отказе в предоставлении Летунову распределенного жилого помещения, было признано незаконным. Этим же судебным постановлением, по мнению заявителя, судом было фактически признано его право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, Летунов указал, что в результате незаконных действий командира войсковой части 00000, выразившихся в представлении его к увольнению с военной службы и повлекших необоснованное увольнение, ему были причинены нравственные страдания.
Представители командира войсковой части 00000, каждый в отдельности, требования Летунова не признали, указав, что решение о представлении заявителя к увольнению было принято их доверителем после вступления в законную силу решения <данные изъяты> гарнизонного военного суда от 25 декабря 2012 года, в соответствии с которым решение начальника ФКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» от 10 октября 2012 года об отказе в предоставлении ему распределенного жилья было признано обоснованным. Данное обстоятельство, по мнению представителей заинтересованного лица, свидетельствовало об отсутствии права Летунова на обеспечение жильем от органов военного управления и, как следствие, о необходимости увольнения с военной службы заявителя, достигшего предельного возраста пребывания на таковой.
Министр обороны Российской Федерации, руководитель ЕРЦ и начальник Территориального отделения, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. В поданных возражениях начальник Территориального отделения требования Летунова не признала и указала, что, распорядившись квартирой, ранее предоставленной от органов военного управления, заявитель утратил право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Помимо изложенного, заинтересованное лицо сослалось на вступившее в законную силу решение <данные изъяты> гарнизонного военного суда от 25 декабря 2012 года.
Заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление Летунова в части его требований о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Частью 2 статьи 256 ГПК РФ установлено, что пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как пояснил в судебном заседании заявитель, ему стало известно об издании приказа о его увольнении с военной службы в 27 августа 2013 года.
Данное обстоятельство подтверждается представленной командованием войсковой части 00000 копией приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2013 года № с отметкой об ознакомлении Летунова с этим приказом 27 августа 2013 года.
С учетом изложенного, военный суд приходит к выводу, что срок, когда заявителю стало известно о нарушении своих прав, надлежит исчислять с 28 августа 2013 года.
Заявление об оспаривании упомянутого приказа Летунов подал 25 ноября 2013 года, поэтому суд приходит к выводу, что заявитель не пропустил срок, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
К таким гражданам относятся и военнослужащие, право которых на получение жилых помещений по договорам социального найма закреплено в Федеральном законе «О статусе военнослужащих».
Частью 1 статьи 15 названного Федерального закона определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Этой же статьей упомянутого Федерального закона (в редакции, действовавшей до 14 ноября 2013 года) определено, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Аналогичные положения закреплены и в ныне действующей редакции названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 51 ЖК РФ правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу решения Ивановской городской Думы от 24 мая 2005 года №513 учетная норма жилого помещения в Ивановской области составляет 10 кв.м. на каждого члена семьи нанимателя жилого помещения.В соответствии с копией послужного списка и ордером от 24 сентября 1997 года Летунову, проходившему военную службу по контракту в войсковой части 00001, на состав семьи из трех человек от администрации города <данные изъяты> было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Согласно копии договора купли-продажи квартиры от 2 августа 1999 года заявитель продал вышеуказанное жилое помещение, общей площадью 35 кв.м.
Из содержания договора купли-продажи жилого дома от 17 августа 1999 года усматривается, что Летунов приобрел дом № по <адрес>, общая площадь которого составляет 36,7 кв.м.
Как видно из копии свидетельства о рождении от 3 марта 2001 года и протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 00002, после рождения у заявителя сына он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий – получении однокомнатной квартиры по месту прохождения военной службы в городе Иваново.
В соответствии с копиями паспортов и домовой книги в принадлежащем Летунову доме с 2001 года зарегистрированы и проживают 4 человека: он, его жена и двое детей.
Исходя из изложенного, суд полагает, что заявитель был правомерно признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и имел право состоять на соответствующем учете, поскольку он и члены его семьи обеспечены жильем менее учетной нормы (36,7/4=9,1 кв.м.).
При таких обстоятельствах следует прийти к выводу, что оспариваемое решение начальника Территориального отделения от 6 сентября 2013 года № является незаконным и подлежит отмене, а заявитель – восстановлению на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Что касается ссылок заинтересованного лица на решение <данные изъяты> гарнизонного военного суда от 25 декабря 2012 года, суд считает их несостоятельными, так как данное судебное постановление было отменено на основании определения Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2013 года №.
В свою очередь не могут быть признаны обоснованными доводы начальника Территориального отделения относительно недопустимости повторного обеспечения Летунова жильем от органов военного управления, поскольку в настоящее время в собственности заявителя имеется жилое помещение большей площади, чем было предоставлено ему военным ведомством (35 кв.м. и 36,7 кв.м., соответственно), и право на улучшение жилищных условий было приобретено им в результате изменения состава его семьи.
Рассматривая требования Летунова о признании незаконными приказов Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2013 года № и от 4 сентября 2013 года № в части увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, суд полагает установленным следующее.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений.
В соответствии с копиями контракта и расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию от 13 сентября 2011 года Летунов проходил военную службу по контракту, и его выслуга на момент увольнения с военной службы составляла свыше 20 лет.
Копией листа беседы, проводившейся с заявителем в преддверии его увольнения с военной службы, подтверждается, что Летунов возражал против увольнения до обеспечения его жильем по установленным нормам по месту прохождения военной службы в городе Иваново.
Из содержания приказов Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2013 года № и от 4 сентября 2013 года № следует, что заявитель без его согласия был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Летунов, признанный нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеющий выслугу свыше 20 лет и подлежащий увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на таковой, на момент увольнения с военной службы не был обеспечен жильем по установленным нормам по месту прохождения военной службы (36,7 кв.м./4 – заявитель, его жена и двое детей = 9,1 кв.м.) и возражал против такого увольнения до предоставления ему жилого помещения в городе Иваново.
Поскольку действующим законодательством увольнение таких военнослужащих с военной службы без их согласия запрещено, оспариваемые приказы Министра обороны Российской Федерации в части увольнения Летунова с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части надлежит признать незаконными и обязать указанное должностное лицо восстановить заявителя на военной службе с 16 сентября 2013 года. При этом, учитывая требования пункта 4 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №2700, в целях полного восстановления нарушенных прав Летунова на руководителя ЕРЦ следует возложить обязанность по обеспечению его денежным довольствием за период с 16 сентября 2013 года по 16 декабря 2013 года.
Рассматривая требования заявителя о взыскании с войсковой части 00000 компенсации причиненного морального вреда, суд находит установленным следующее.
Согласно статье 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Как следует из объяснений Летунова, он связывает причинение ему морального вреда с неправомерными действиями командира войсковой части 00000, связанными с представлением его к увольнению и повлекшими необоснованное увольнение его с военной службы.
Однако из содержания пункта 3 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы и приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 октября 2011 года №1818 следует, что полномочиями по увольнению с военной службы военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющих воинское звание «<данные изъяты>», наделен лишь Министр обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах следует прийти к выводу, что представление к увольнению, оформленное командиром воинской части, равно как и проект соответствующего приказа, носят для должностного лица, полномочного принимать решение об увольнении, рекомендательный характер, а, следовательно, указанные документы сами по себе не могут повлечь нарушение прав и законных интересов военнослужащего.
Более того, в суде установлено, что вышеуказанные действия были совершены командиром войсковой части 00000 фактически во исполнение вступившего в законную силу судебного решения, согласно которому оснований для дальнейшего удержания Летунова на военной службе не имелось.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что действиями командира войсковой части 00000 Летунову моральный вред не причинялся, поэтому отказывает в удовлетворении его требований о компенсации этого вреда.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление Летунова А.С. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 6 сентября 2013 года № в части снятия Летунова А.С. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать данное должностное лицо отменить это решение.
Обязать начальника территориального отделения в Ивановской области – г. Иваново ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Летунова А.С. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи четыре человека.
Признать незаконными приказы Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2013 года № и от 4 сентября 2013 года № в части увольнения Летунова А.С. с военной службы и исключения его из списков личного состава войсковой части 00000 и обязать указанное должностное лицо отменить эти приказы.
Обязать Министра обороны Российской Федерации восстановить Летунова А.С. на военной службе с 16 сентября 2013 года.
Обязать руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» обеспечить заявителя денежным довольствием в размере, установленном действующим законодательством, с 16 сентября 2013 года по 16 декабря 2013 года.
В удовлетворении требований о взыскании с войсковой части 00000 компенсации причиненного морального вреда, Летунову А.С. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Панин