Дело № 2-685/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Макаренко Н.О.,
при секретаре Горбуновой Т.Н.,
с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Ленинского района г. Томска Фунтиковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в интересах Российской Федерации в лице Томского территориального Фонда обязательного медицинского страхования, к Есипенку С.С. о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных на лечение потерпевшего,
установил:
прокурор Ленинского района г. Томска, действуя в интересах Российской Федерации в лице Томского территориального Фонда обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС Томской области), обратился в суд с иском к Есипенку С.С., <дата обезличена> года рождения, в котором просит взыскать с ответчика в пользу Томского территориального Фонда обязательного медицинского страхования средства обязательного медицинского страхования, использованные на лечение потерпевшего ФИО1, <дата обезличена> года рождения, в сумме 74570,77 руб.
В обоснование заявленных требований процессуальный истец указывает, что отделом дознания ОМВД России по Ленинскому району г. Томска 21.05.2019 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК РФ, в ходе расследования которого установлено, что 22.04.2019 около 11-00 часов в подъезде № 2 дома № 30 по пер. Дербышевскому в г. Томске ФИО1 Есипенком С.С. причинены телесные повреждения, которые согласно заключению судебно-медицинской экспертизы относятся к категории вреда здоровью средней тяжести. 31.05.2019 уголовное дело в отношении Есипенка С.С. прекращено по основанию, предусмотренному ст. 25 УПК РФ, которое является нереабилитирующим. Потерпевший ФИО1 находился на лечении в ОГАУЗ «ССМП» 24.04.2019, в ОГАУЗ «ТОКБ» с 24.04.2019 по 13.05.2019, где получил медицинскую помощь, на оказание которой согласно сведениям, представленным ТФОМС Томской области, использованы средства Фонда ОМС в размере 74570,77 руб. Полагает, что виновными действиями Есипенка С.С. нанесен материальный ущерб государственной собственности, поскольку использование средств обязательного медицинского страхования на лечение потерпевшего ФИО1 явилось следствием противоправных виновных действий ответчика, в связи с чем данные денежные средства подлежат взысканию с виновного в причинении вреда здоровью потерпевшего лица.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Ленинского района г. Томска Фунтикова В.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель материального истца ТФОМС Томской области Масанова Л.В., действующая на основании доверенности № 1 от 20.01.2020, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик Есипенок С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства спора извещался по адресу регистрации в порядке, установленном главой 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право участвовать в судебном заседании для реализации ряда процессуальных возможностей. В связи с этим на основании ч. 1 ст. 113 ГПК РФ указанные лица должны быть извещены судом о дате, времени и месте судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Вместе с тем ч. 1 ст. 35 ГПК РФ в целях недопущения злоупотребления процессуальными правами предусмотрена обязанность лиц, участвующих в деле, добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Данное положение получило развитие в целом ряде законодательных установлений и в том числе в п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которому заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. (пункт 67); статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68).
В пункте 63 данного постановления разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Как следует из материалов дела, ответчику Есипенку С.С. направлялось судебное извещение заказным письмом с уведомлением по адресу его регистрации: <адрес обезличен>, данное извещение ответчиком не получено и возвращено в суд с указанием причины невручения: «истек срок хранения».
Таким образом, учитывая вышеприведенные положения законодательства, принимая во внимание, что указанные выше обстоятельства приводят к затягиванию судебного разбирательства и нарушению процессуальных сроков рассмотрения дела, установленных ч.1 ст. 154 ГПК РФ, суд в сложившейся ситуации расценивает неявку ответчика в судебное заседание как злоупотребление своим правом, признает его извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
При таких данных на основании положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя процессуального истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ») обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе: утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
При этом финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ»).
На основании ст. 12 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.
Частью 2 статьи 13 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» установлено, что территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подпунктами «а», «б» пункта 1 части 1 статьи 16 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» предусмотрено право на бесплатное оказание застрахованным лицам медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая: на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования; на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Как следует из ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ), расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате, в частности, принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования является бюджетом государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 144 БК РФ).
Частью 3 статьи 144 БК РФ предусмотрено, что бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 04.04.2011 № 90а, предусмотрено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования Томской области (далее - Территориальный фонд) является некоммерческой организацией, созданной для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Томской области.
Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 31 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» установлено, что расходы, осуществленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью (за исключением расходов на оплату медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи) застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица. Размер расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью определяется страховой медицинской организацией на основании реестров счетов и счетов медицинской организации. Страховая медицинская организация в дополнение к требованиям, предусмотренным частями 1 и 2 настоящей статьи, вправе предъявить лицу, причинившему вред здоровью застрахованного лица, требование о возмещении своих расходов на проведение дополнительной экспертизы по установлению факта причинения вреда здоровью застрахованного лица, оформление необходимой документации, а также о возмещении судебных издержек.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 21.05.2019 дознавателем ОД ОМВД России по Ленинскому району г. Томска ФИО2 возбуждено уголовное дело <номер обезличен> по ч. 1 ст. 112 УК РФ по факту причинения телесных повреждений ФИО1 По подозрению в совершении данного преступления уведомлен Есипенок С.С., который будучи допрошенным в ходе дознания в качестве подозреваемого вину в совершенном им преступлении признал в полном объеме, в содеянном раскаялся. 31.05.2019 уголовное дело <номер обезличен> и уголовное преследование в отношении подозреваемого Есипенка С.С. прекращено по основанию, предусмотренному ст. 25 УПК РФ в связи с примирением сторон. Указанные обстоятельства подтверждаются содержанием постановления о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон от 31.05.2019.
Из ответа ТФОМС Томской области от 16.03.2020 № ОПУ/К-Б/869 на запрос прокурора Ленинского района г. Томска следует, что согласно информации из реестра персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в медицинских организациях Томской области, ФИО1, <дата обезличена> года рождения, оказана скорая медицинская помощь ОГАУЗ «ССМП» 24.04.2019, медицинская помощь в отделении нейрохирургии ОГАУЗ «ТОКБ» с 24.04.2019 по 13.05.2019. На лечение ФИО1 затрачены средства ОМС в сумме 74570,77 руб., из которых: 2174,23 руб. – стоимость оказания скорой медицинской помощи ОГАУЗ «ССМП», 72396,54 руб. – стоимость оказания медицинской помощи в отделении нейрохирургии ОГАУЗ «ТОКБ». Затраченные на лечение ФИО1 средства ОМС причинителем вреда не возмещены.
Расходы на лечение ФИО1 в заявленном размере подтверждаются также выписками из реестра персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в медицинских учреждениях Томской области.
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Стороной ответчика указанные выше обстоятельства не опровергнуты, сведений о ненадлежащем оказании медицинских услуг, доказательств иного размера расходов на оказание медицинской помощи в материалах дела не имеется, ответчиком таковых вопреки ст. 56 ГПК РФ не представлено. Сведений о том, что ответчик возместил ТФОМС Томской области расходы на лечение ФИО1, материалы дела также не содержат.
При таких данных суд считает установленным факт причинения материального вреда Российской Федерации виновными действиями ответчика Есипенка С.С. в результате совершения им преступления. При этом уголовное преследование в отношении ответчика прекращено в связи с примирением сторон, то есть по нереабилитирующему основанию.
Таким образом, учитывая, что в результате преступных действий Есипенка С.С. причинен вред здоровью ФИО1, на лечение последнего ТФОМС Томской области понесены финансовые затраты из средств ОМС, которые Есипенком С.С. не возмещены, суд полагает, что заявленные требования о взыскании с ответчика средств ОМС, использованных на лечение потерпевшего, в сумме 74570,77 руб. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика Есипенка С.С. подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 2437,12 руб., исчисленная по правилам ст. 333.19 НК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в интересах Российской Федерации в лице Томского территориального Фонда обязательного медицинского страхования к Есипенку С.С. о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных на лечение потерпевшего, удовлетворить.
Взыскать с Есипенка С.С., <дата обезличена> года рождения, в пользу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Томской области средства обязательного медицинского страхования, использованные на лечение потерпевшего ФИО1, <дата обезличена> года рождения, в сумме 74570 (семьдесят четыре тысячи пятьсот семьдесят) рублей 77 копеек.
Взыскание осуществить по следующим реквизитам:
Получатель УФК по Томской области (ТФОМС Томской области л/с 04655008340)
ОГРН 1027000873789
ИНН 7017001421
КПП 701701001
Банк получателя Отделение Томск
БИК Банка 046902001
Счет 40101810900000010007
ОКТМО 69701000
КБК 39511621090090000140
Взыскать с Есипенка С.С. в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 2437 (две тысячи четыреста тридцать семь) рублей 12 копеек.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.О. Макаренко
Мотивированный текст решения суда изготовлен 09 июля 2020 года.
УИД: 70RS0002-01-2020-001107-30