Решение по делу № 33-470/2018 от 24.04.2018

Дело № 2-82/2018                                     Председательствующий – судья Кокурхоев К.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-470/2018

7 июня 2018 г.                                                      г. Магас

          Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

          председательствующего – Аушевой Ф.К.,

          судей                                 – Даурбекова М.М. и Цечаева С.В.,

с участием прокурора Кульневой А.В.,

при секретаре Хадзиеве М.М.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дзагиева Джамбулата Абуезитовича к Управлению на транспорте МВД России по СКФО о взыскании единовременного пособия с учетом индексации на момент выплаты и компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе истца на решение Малгобекского городского суда от 6 марта 2018 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Аушевой Ф.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дзагиев Д.А. обратился в суд, указав, что проходил службу на различных должностях в УФСКН по РИ. После увольнения приказом л/с от 18 июня 2014 г. поступил на службу в Назрановский линейный отдел МВД РФ на транспорте.

Будучи сотрудником УФСКН, 1 октября 2013 г. он вместе с оперативным водителем ММРОН Управления прапорщиком полиции Хадзиевым У.У. при выезде из г. Малгобек на служебной автомашине «Лада приора» на автодороге Малгобек-Назрань попал в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого они получили телесные повреждения. В ГБУЗ «Малгобекская центральная районная больница» истцу поставлен диагноз – закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб грудной клетки, вывих левой плечевой кости, ушибы, ссадины, гематомы мягких тканей лица, кистей рук, грудной клетки, болевой синдром.

В ходе обследования и лечения в ГБУЗ «Малгобекская ЦРФ» с 1 октября 2013 г. по 18 октября 2013 г., с 30 ноября 2015 г. по 8 декабря 2015 г., ГБУЗ СК «СККСПБ № 1» с 19 января 2016 г. по 26 февраля 2016 г., ФКУЗ «ЦКБ МВД России» с 10 октября 2016 г. по 16 ноября 2016 г., с 16 марта 2017 г. по 14 июня 2017 г. истцу выставлен диагноз – органическое (астеническое) эмоционально-лабильное расстройство личности в связи с травмой головного мозга, стойкими цефалгиями, субдепрессивный синдром.

По данному факту УФСКН проведена служебная проверка, заключением которой установлено, что 1 октября 2013 г. при выполнении служебных обязанностей заместитель начальника ММРОН Управления майор полиции Дзагиев Д.А. получил травмы - ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, ушиб грудной клетки, вывих левой плечевой кости, ушибы, ссадины, гематомы мягких тканей лица, кистей рук, грудной клетки.

С 29 августа 2014 года Дзагиев Д.А. проходил службу в УТ МВД России по СКФО.

Заключением госпитальной военно-врачебной комиссии ФКУЗ «Центральная клиническая больница МВД РФ» от 14 июня 2017 г. Дзагиев Д.А. признан негодным к службе в органах внутренних дел, вследствие травмы, полученной в период службы.

Приказом от 28 августа 2017 г. л/с истец уволен со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 3 ст. 82 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342 – ФЗ (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел).

Истец обратился в УТ МВД России по СКФО с заявлением о выплате единовременного пособия, предусмотренного ч. 5 ст. 43 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Письмом № 3/172605489501 от 2 ноября 2017 г. ответчик отказал ему в выплате, ссылаясь на то, что полученная травма имела место 1 октября 2013 г. в период службы в Управлении УФСК по РИ до поступления на службу в органы внутренних дел, и не связана с его деятельностью, как сотрудника органов внутренних дел. Причинная связь между имеющимся заболеванием и прохождением службы в органах внутренних дел отсутствует.

Считая отказ УТ МВД России по СКФО незаконным, истец просил взыскать в его пользу с ответчика единовременное денежное пособие в размере 2 000 000 рублей и возмещение морального вреда в размере 350 000 рублей.

В судебном заседании истец и его представитель Точиев Б.Б. поддержали заявленные требования, просили иск удовлетворить с учетом индексации на момент выплаты.

Представители УТ МВД по СКФО – Туряница Д.В., Сенько В.В. и Лутошечкин С.А. требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме по мотивам, изложенным в письменных возражениях.

Представители третьего лица МВД по Республике Ингушетия – Гадаборшева Р.А. и Честнейший Е.А. поддержали позицию ответчика.

Решением суда исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец, считая судебный акт незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении требований.

Представитель истца Точиев Б.Б., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истца, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя УТ МВД России по СКФРО Лутошечкина С.А. и представителя МВД по РИ Гадаборшеву Р.А., просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Кульневой А.В. о законности судебного постановления, коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Дзагиев Д.А. проходил службу в УФСКН по РИ. 1 октября 2013 г. он вместе с оперативным водителем ММРОН УФСКН прапорщиком полиции Хадзиевым У.У. на служебной автомашине «Лада приора» на автодороге Малгобек-Назрань попал в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого оба получили телесные повреждения. В ГБУЗ «Малгобекская центральная районная больница» истцу поставлен диагноз – закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб грудной клетки, вывих левой плечевой кости, ушибы, ссадины, гематомы мягких тканей лица, кистей рук, грудной клетки, болевой синдром.

По данному факту УФСКН проведена служебная проверка, заключением которой установлено, что 1 октября 2013 г. при выполнении служебных обязанностей заместитель начальника ММРОН УФСКН майор полиции Дзагиев Д.А. получил травмы - ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, ушиб грудной клетки, вывих левой плечевой кости, ушибы, ссадины, гематомы мягких тканей лица, кистей рук, грудной клетки.

Приказом л/с от 18 июня 2014 г. на основании подпункта 6 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), истец уволен и исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля.

12 декабря 2013 г. (будучи сотрудником УФСКН) истец обратился с заявлением в УТ МВД России по РИ о рассмотрении его документов для поступления на службу в органы внутренних дел.

Согласно справке № 1344 от 20 декабря 2013 г. истец освидетельствован ВВК МСЧ МВД по Республике Ингушетия и признан годным к военной службе в должности оперуполномоченного группы уголовного розыска Назрановского ЛО МВД России на транспорте.

Приказом УТ МВД России по СКФО л/с от 29 августа 2014 г. истец принят на должность оперуполномоченного группы уголовного розыска Назрановского ЛО МВД России на транспорте.

Заключением госпитальной военно-врачебной комиссией ФКУЗ «Центральная клиническая больница МВД РФ» от 27 июня 2017 г. Дзагиев Д.А. признан негодным к службе в органах внутренних дел, вследствие травмы, полученной в период службы.

Приказом от 28 августа 2017 г. л/с истец уволен со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 3 ст. 82 ФЗ от 30 ноября 2011 г. – ФЗ (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел).

Истец обратился в УТ МВД России по СКФО с заявлением о выплате единовременного пособия, предусмотренного ч. 5 ст. 43 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Решением комиссии по вопросам выплат пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещении причиненного имуществу вреда, истцу отказано в производстве выплаты единовременного пособия в соответствии с ч.5 ст.43 ФЗ "О полиции", так как полученная им травма имела место 1 октября 2013 г. до поступления на службу в органы внутренних дел и не связана с профессиональной деятельностью сотрудника органов внутренних дел.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд указал на отсутствие правовых оснований для взыскания в пользу истца единовременного пособия, поскольку травма получена истцом до поступления на службу в органы внутренних дел, а также имело место злоупотребление правом со стороны истца.

В соответствии с ч. 5 ст. 43 Федерального закона N 3-ФЗ от 07.02.2011 г. "О полиции" при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

Исчерпывающий перечень оснований для признания сотрудника органов внутренних дел, выполняющим служебные обязанности, приведен в ст. 68 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.

Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18.06.2012 г. N 590, в п. 22 предусматривает, что для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника кадровым подразделением в комиссию представляются: а) копии материалов и заключение проверки, указанной в п. 4 настоящей Инструкции; б) документ, подтверждающий прекращение службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в п. 14 настоящей Инструкции; в) копия заключения ЦВВК (ВВК) о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел" или "Д - не годен к службе в органах внутренних дел" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".

Из содержания приведенных выше правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что право сотрудника органов внутренних дел на получение единовременного пособия возникает при наличии определенных обязательных условий: получение сотрудником органов внутренних дел увечья или иного повреждения здоровья, связанных с выполнением служебных обязанностей, исключающих для него возможность в дальнейшем прохождения службы в полиции; невозможность в связи с таким увечьем или иным повреждением здоровья продолжать службу в органах внутренних дел.

Согласно свидетельству о болезни № 8 от 14 июня 2017 г. госпитальной ВВК ФКУЗ «Центральной клинической больницей МВД России» (со слов больного и по данным документации) истец в период службы в ФСКН России по Республике Ингушетия 01 октября 2013 г. в результате ДТП, получил травму головы, с потерей сознания лечился стационарно в ГБУЗ Малгобекская ЦРБ с диагнозом: «закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга. Ушиб грудной клетки. Вывих левой плечевой кости. Ушиб, ссадины, гематома мягких тканей лица, кистей рук, грудной клетки». Заключением ГВВК ФКУЗ «ЦКБ МВД России» диагноз и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: последствия закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясение головного мозга от 01 октября 2013 г. в виде синдрома цефалгии, стойких астено-невротических проявлений. Органическое расстройство личности в связи с травмой головного мозга с умеренно выраженными психическими нарушениями в редакции военная травма, Дзагиев Д.А. признан негодным к службе в органах внутренних дел, ему установлена категория «Д».

Между тем, травма получена истцом в период прохождения службы в Управлении ФСКН по Республике Ингушетия, и не связана с выполнением служебных обязанностей сотрудника органа внутренних дел. Соответственно основание для выплаты единовременного пособия по ч. 5 ст. 43 Федерального закона "О полиции" п. 22 Инструкции отсутствует.

Кроме того, полученные телесные повреждения не исключали прохождения Дзагиевым Д.А. службы и дальнейшего исполнения служебных обязанностей в УФСКН по Республике Ингушетия, о чем свидетельствует увольнение Дзагиева из УФСКН на основании рапорта от 17 июня 2014 г. приказом Управления от 18 июня 2014 г. л/с в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

Также, согласно п. 4 Инструкции в случае получения сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, кадровым подразделением органа (организации, подразделения) в течение 30 календарных дней проводится проверка обстоятельств случившегося и их причинно- следственной связи с выполнением служебных обязанностей и о ее результатах уведомляются заинтересованные лица.

В материалах дела нет сведений о проведении служебной проверки в УТ МВД России по СКФО или в Назрановском ЛО МВД России на транспорте по факту получения заболевания Дзагиевым Д.А. в период прохождения службы в органах внутренних дел, поскольку истец в указанный период травму, связанную с осуществлением служебной деятельности не получал, соответственно, право на получение единовременного пособия у Дзагиева Д.А. не возникло.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о злоупотреблении правом со стороны истца, поскольку из представленных суду акта медицинского освидетельствования от 19 декабря 2013 г. и справки от 19 декабря 2013 г. усматривается, что Дзагиев Д.А., при поступлении на службу в УТ МВД России по СКФО не сообщил сведения о полученной травме 2013 г.

В пункте 8 дополнительного листа №1 к свидетельству о болезни №8 от 14 июня 2017 г., выданному ГВВК ФКУЗ «Центральной клинической больницы МВД России», указано: «Заключение ВВК о степени тяжести травмы: увечье тяжелое. Уволился по организационно-штатным мероприятиям в 2014 году и поступил на службу в УТ МВД России по СКФО, в группу уголовного розыска. При поступлении на службу в МВД России факт получения травмы скрыл».

Таким образом, истолковав и применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, оценив представленные в совокупности доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела и недобросовестное поведение истца при поступлении на службу в органы внутренних дел, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности заявленных требований.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Малгобекского городского суда от 6 марта 2018 г., которым отказано в удовлетворении исковых требований Дзагиева Джамбулата Абуезитовича к Управлению на транспорте МВД России по СКФО о взыскании единовременного пособия с учетом индексации на момент выплаты и возмещении морального вреда, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-470/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дзагиев Джамбулат Абуезитович
Ответчики
Управление на транспорте МВД России по СКФО
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Аушева Фатима Камбулатовна
26.04.2018[Гр.] Передача дела судье
31.05.2018[Гр.] Судебное заседание
07.06.2018[Гр.] Судебное заседание
19.06.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее