Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3732/2015 ~ М-3881/2015 от 18.08.2015

Дело №2-3732/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 22 сентября 2015 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Ледяйкиной О.П.,

с участием секретаря судебного заседания – Куроедовой Е.А.,

с участием в деле:

истца – Самсоновой Т. Н., ее представителя Горькиной Ю. В., действующей на основании доверенности от 16 сентября 2015 года,

ответчика – Администрации городского округа Саранск, ее представи­теля Стансковой Е. В., действующей на основании доверенности № 119-д от 16 сентября 2014 года от 16 сентября 2014 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсоновой Т. Н. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения Администрации городского округа Саранск № Пр-2571 от 9 апреля 2015 года и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, площадью 1522,0 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: г.Саранск, ул. 1-ая Промышленная, на новый срок без проведения торгов,

установил:

Самсонова Т.Н. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения Администрации городского округа Саранск № Пр-2571 от 9 апреля 2015 года и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, площадью 1522,0 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: г.Саранск, ул. 1-ая Промышленная, на новый срок без проведения торгов.

В обоснование заявленных требований истец указала, что соответствии с постановлением и.о. Главы Администрации городского округа Саранск от 28 мая 2012 г. № 2018 ей был предоставлен на праве аренды земельный участок площадью 1522,0 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1007031:58 (далее кадастровый номер изменен на 13:23:1007031:154 на основании постановления главы Администрации го Саранск № 1273 от 24 мая 2013 года), расположенный по адресу: г. Саранск, ул. 1-я Промышленная, для размещения объекта бытового обслуживания (станции технического обслуживания), сроком на три года.

Согласно вышеуказанного постановления между Администрацией городского округа Саранск и Самсоновой Т.Н. был заключен договор аренды земельного участка от 25 октября 2012 года № 14060 сроком до 28 мая 2015 года. Договор был зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 18 июля 2013 года за № 13-13-01/147/2013-431. Согласно условий договора аренды арендатор имеет право по истечении срока действия договора, при надлежащем исполнении принятых на себя обязательств по договору в преимущественном порядке заключить договор на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению не полнее чем за месяц до истечения срока действия договора. В установленный срок ею было направлено заявление о продлении срока действия договора аренды, однако 9 апреля 2015 года за № Пр-2571 был получен отказ по причине отсутствия у нее оформленного разрешения на строительство.

Отказ в заключении договора аренды от 25 октября 2012 года на новый срок мотивирован лишь отсутствием разрешения на строительство. А строительство вышеуказанного объекта ею не начато по причине отсутствия данного разрешения. Считает, что по указанным выше основаниям такой отказ не может считаться законным и обоснованным.

В целях освоения земельного участка с кадастровым номером 13:23:1007031:154 ею проведен ряд мероприятий организационного характера, выполнены работы. На основании ее заявления был разработан и утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 13:23:1007031:154, с Обществом с ограниченной ответственностью «Гипропроект» был заключен договор и выполнена проектная документация, необходимая для получения разрешения на строительство объекта на арендуемой территории, получены технические условия на электроснабжение, технические условия на проектирование водоснабжения и канализования от 28 июля 2010 года за № 403-10-Т.

Оформление ею градостроительного дела, заключение договора на проектирование, а также получение различного рода технических условий и согласований, следует рассматривать как мероприятия по подготовке к строительству.

С целью получения разрешения на строительство объекта капитального строительства «Объект бытового обслуживания (станция технического обслуживания) 4 марта 2014 года она обратилась в Администрацию городского округа Саранск - Департамент строительства с заявлением. Однако ей было отказано по причине отсутствия документов, установленных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

После этого ею неоднократно были предприняты попытки оформления разрешения на строительство объекта. Но Администрация отвечала отказом по причине отсутствия каких-либо у документов (либо их некорректного оформления).

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временной пользование или во временной владение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если иное не установлено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок (абзац первый пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации).

C 1 марта 2015 года согласно изменениям, внесенным в Земельный кодекс Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (что противоречит Гражданскому законодательству).

Однако изменения в земельном законодательстве допускают случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.

Земельный участок, предоставленный ей по договору аренды, не был предметом торгов и не был предоставлен ей на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Все условия для заключения договора аренды на новый срок, предусмотренные пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации имеют место в ее ситуации. Однако Администрация городского округа Саранск при вынесении решения в продлении договора аренды (заключении на новый срок) не учла вышеуказанные обстоятельства.

Считает, что решение Администрации городского округа Саранск незаконное и необоснованное, нарушает ее права и свободы, как гражданина.

На основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3-4 статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации просит признать незаконным решение Администрации городского округа Саранск от 9 апреля 2015 года № Пр-2571 о заключении договора аренды на новый срок. Обязать Администрацию городского округа Саранск заключить с Самсоновой Т.Н. договор аренды земельного участка площадью 1522,0 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: г. Саранск, ул. 1-ая Промышленная, на новый срок без проведения торгов.

В судебное заседание истец Самсонова Т.Н. не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, при этом представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, но с участием ее представителя по доверенности Горькиной Ю.В.

Представитель истца Горькина Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. возражала против заявленных требований.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск Самсоновой Т.Н. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно.

С 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлен новый порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и изменен порядок регулирования возникновения, прекращения и реализации прав на земельные участки.

До вступления в силу указанного Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ действовали нормы статей 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых предусматривались порядок и условия приобретения прав на земельные участки находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Так, согласно ранее действующим статьям 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

До 1 марта 2015 года порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, связанных со строительством, предусматривался статьями 29 - 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу статей 25, 29, пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции закона от 23 июля 2013 года) права на земельные участки (в частности право аренды) возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для возникновения имущественных прав. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции по заявлению гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Из материалов дела следует, что Самсоновой Т.Н. и Администрацией городского округа Саранск 25 октября 2012 года заключен договор № 14060 аренды земельного участка площадью 1522 кв.м. с кадастровым номером 13:23:1007031:58 на срок с 28 мая 2012 года по 28 мая 2015 года (л.д. 8-11).

Соглашением о внесении изменений в договор аренды земельного участка № 14060 от 25 октября 2012 года кадастровый номер 13:23:1007031:58 заменен на номер 13:23:1007031:154 (л.д. 12).

11 марта 2015 года Самсонова Т.Н. обратилась с заявлением о продлении срока аренды земельного участка площадью 1522 кв.м., с кадастровым номером 13:23:1007031:154, расположенного по адресу: г.Саранск, ул. 1-ая Промышленная до 2020 года.

Администрацией городского округа Саранск письмом № Пр-2571 от 9 апреля 2015 года в продлении срока аренды земельного участка отказано по тем основаниям, что положениями Земельного кодекса Российской Федерации (с изменениями от 1 марта 2015 года) не предусмотрено продление срока аренды земельного участка для размещения объекта бытового обслуживания (станции технического обслуживания).Учитывая, что до настоящего времени Самсоновй Т.Н. не оформлено разрешение на строительство указанного объекта и строительство объекта не начато также отсутствуют основания для заключения нового договора аренды (л.д. 6).

В связи с внесением изменений в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаны утратившими силу с 01 марта 2015 года статьи 30, 31, 32, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

И с 1 марта 2015 года установлен новый порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и изменен порядок регулирования возникновения, прекращения и реализации прав на земельные участки, в частности, введена глава V.1 Земельного кодекса РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которой определен, в том числе порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.

Так, в частности, согласно пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением ряда случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.

Самсонова Т.Н. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о продлении договора аренды после вступления в силу статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, действующим законодательством продление договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не предусмотрено.

Следовательно, у арендодателя Администрации городского округа Саранск отсутствовали основания для продления арендатору Самсоновой Т.Н. договора аренды земельного участка.

В соответствии с частью 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов.

Часть 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка при наличии в совокупности соответствующих условий.

В частности:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, для заключения с Самсоновой Т.Н нового договора аренды в судебном заседании не установлено.

В силу пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Таким образом, при отсутствии в совокупности вышеперечисленных условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что общий срок, нахождения земельного участка в аренде у истца с 28 мая 2012 года составил более 3 лет.

За это время истцом подготовлена проектная документация на объект бытового обслуживания (станция технического обслуживания) по ул.1-ая Промышленная г.Саранска, утвержден градостроительный план земельного участка ул.1-ая Промышленная г.Саранска, согласованы технический условия на электроснабжение, предварительные технические условия на проектирование водоснабжения и канализирования, приняты меры по получению разрешения на строительство объекта капитального строительства по ул.1-ая Промышленная г.Саранска (л.д. 7, 14-22).

Вместе с тем, данные доказательства подтверждают тот факт, что строительство объекта бытового обслуживания (станция технического обслуживания) на земельном участке не начато, и на земельном участке не имеется объектов незавершенного строительства.

К тому же, суду истцом не представлено доказательств того, что она обращалась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.

Следовательно, у администрации городского округа Саранск оснований для заключения с арендатором Самсоновой Т.Н. нового договора аренды земельного участка без проведения торгов также не имелось.

Таким образом, отказ Администрации городского округа Саранск № Пр-2571 от 9 апреля 2015 года является законным.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса, суд

решил:

исковые требования Самсоновой Т. Н. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения Администрации городского округа Саранск № Пр-2571 от 9 апреля 2015 года и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, площадью 1522,0 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: г.Саранск, ул. 1-ая Промышленная, на новый срок без проведения торгов, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.П. Ледяйкина

Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2015 года.

Судья О.П. Ледяйкина

1версия для печати

2-3732/2015 ~ М-3881/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Самсонова Татьяна Николаевна
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
Другие
Горькина Юлия Владимировна
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Ледяйкина Оксана Петровна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
18.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.08.2015Передача материалов судье
24.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2015Подготовка дела (собеседование)
04.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2015Судебное заседание
28.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2016Дело оформлено
29.01.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее