РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№
«08» февраля 2017г. г.Севастополь
Гагаринский районный суд г.Севастополя в составе:
председательствующего: судьи – Матюшевой Е.П.
при секретаре –ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гагаринского районного суда г.Севастополя гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО4, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, отмене государственной регистрации права собственности
установил:
Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО4 третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, отмене государственной регистрации права собственности и просил признать договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 26 июня 2015 года, заключенного между ФИО3 и ФИО4 – недействительным; отменить государственную регистрацию права собственности, зарегистрированной за ФИО4 на 1/8 земельного участка (кадастровый №) и находящегося на нем жилого дома (кадастровый №) общей площадью 67,60 кв.м., расположенные по адресу: г.Севастополь, <адрес>, в границах землепользования СТ «Пилот», участок №.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 является собственником земельного участка № общей площадью 0, 0774 га, расположенного в пределах землепользования Садоводческого товарищества «Пилот» <адрес> г. Севастополя, кадастровый №. На данном земельном участке расположены жилые дома, которые принадлежат истцу на праве собственности, в том числе жилой дом с кадастровым номером №. В 2015 году истец производил продажу жилых домов. В июне 2015 года к нему обратился гр. ФИО2, действующий по доверенности в интересах гр. ФИО4, которая якобы хотела приобрести у истца жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 67,60 кв.м. Истцом предоставлен ФИО6 образец договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, для его согласования с покупателем ФИО4 ФИО2 с целью экономии времени истца предложил осуществлять заключение сделки через фирму, которая предоставляет услуги по государственной регистрации сделок в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя. Истцом выписана доверенность на представление интересов на имя Свидетель №1 В связи с тем, что гр. ФИО4 не произвела с истцом расчет по договору, он соответственно не договорился с ней о продаже земельного участка и жилого дома. В феврале 2016 года в судебном заседании при рассмотрении гражданского дела по иску ФИО2 к ФИО3 истцу стало известно, что за гр. ФИО4зарегистрировано право собственности на 1/8 земельного участка и жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 67,60 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ на запрос истца Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя выдана копия договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, заключенного между истцом и ответчиком. Однако истец договор не подписывал, подпись, сделанная в договоре от имени истца, ему не принадлежит, в связи с чем истец просит признать договор купли-продажи недействительным и отменить государственную регистрацию права собственности.
В судебном заседании представитель ФИО3 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя о слушании дела извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.
Судом установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка № общей площадью 0, 0774 га, расположенного в пределах землепользования Садоводческого товарищества «Пилот» <адрес> г. Севастополя, кадастровый №. На данном земельном участке расположены жилые дома, которые принадлежат истцу на праве собственности, в том числе жилой дом с кадастровым номером 91№.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком ФИО4 заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, на основании которого Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя произведена регистрация права собственности за ФИО4 на 1/8 земельного участка (кадастровый №) и находящегося на нем жилого дома (кадастровый №) общей площадью 67,60 кв.м., расположенные по адресу: г.Севастополь, <адрес>, в границах землепользования СТ «Пилот», участок №.
В соответствии со статьей 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
В соответствии со статьей 160 ГК РФ Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" судья вправе с учетом мнения участвующих в деле лиц назначить при подготовке дела к судебному разбирательству экспертизу (медицинскую, бухгалтерскую и другие) во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения следует из обстоятельств дела и представленных доказательств (пункт 8 части 1 статьи 150 ГПК РФ). При назначении экспертизы должны учитываться требования статей 79-84 ГПК РФ, причем лицам, участвующим в деле, следует разъяснять их право поставить перед экспертом вопросы, по которым должно быть дано заключение. Необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 79 ГПК РФ на разрешение экспертизы могут быть поставлены только те вопросы, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла. Недопустима постановка перед экспертом (экспертами) вопросов правового характера, разрешение которых относится к компетенции суда (например, вопроса о дееспособности гражданина, а не о характере его заболевания). Во всех случаях, когда по обстоятельствам дела необходимо выяснить психическое состояние лица в момент совершения им определенного действия, должна быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза, например, при рассмотрении дел о признании недействительными сделок по мотиву совершения их гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (статья 177 ГК РФ).
В соответствии со статьей 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения разрешения спора. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Определением Гагаринского районного суда г.Севастополя г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначено проведение судебной почерковедческой экспертизы, на разрешение которой поставлен вопрос о том, кем, ФИО3 или другим лицом выполнена подпись в договоре купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО3 и ФИО4? Проведение экспертизы поручено ООО «Центр судебной экспертизы им. ФИО7». Согласно заключению №-С подпись от имени ФИО3 в документе, вероятно выполнена не ФИО3, а иным лицом с подражанием настоящей подписи ФИО3 Сделать категорический вывод эксперту не представилось возможным в связи с отсутствием оригинала договора купли-продажи.
В связи с предоставлением Управлением государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя оригинала оспариваемого договора купли-продажи, находящегося в регистрационном деле, определением Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена дополнительная судебная почерковедческая экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о том, кем, ФИО3 или другим лицом выполнена подпись в договоре купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО3 и ФИО4? Проведение экспертизы поручено ООО «Севастопольская экспертная компания». Из заключения ООО «Севастопольская экспертная компания» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ответить на вопрос, кем, ФИО3 или другим лицом выполнена подпись от имени ФИО3 в договоре купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между ФИО3 и ФИО4 не представляется возможным ввиду несопоставимости транскрипций подписей. При этом рукописная запись «ФИО3» в договоре купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между ФИО3 и ФИО4 выполнена ФИО3.
Оценивая данное заключение в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд находит выводы эксперта однозначными, выполненными в полном объеме по существу проведенного исследования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и подтверждающими подписание документа непосредственно истцом. При этом изменение транскрипции краткой подписи истца с учетом того, что при подписании документа имеется рукописная запись «ФИО3», произведенная лично истцом, не является юридически значимым для разрешения вопроса о подписании договора.
Суд находит пояснения свидетеля Свидетель №1 о том, что среди документов, подаваемых им для регистрации права собственности в Управление государственной регистрации права и кадастра, документов покупателя ФИО8 не было, несостоятельными, поскольку они опровергаются представленной суду стороной ответчика распиской в получении документов на государственную регистрацию права собственности, поданной Свидетель №1
С учетом изложенного, поскольку у истца имелись намерения отчуждения земельного участка, надлежащих доказательств того, что истец не подписывал оспариваемый договор, суду не представлено, регистрация права собственности по договору купли-продажи за ответчиком произведена доверенным лицом истца, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 к ФИО4, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, отмене государственной регистрации права собственности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гагаринский районный суд г.Севастополя.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.П.Матюшева