Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2254/2021 ~ М-809/2021 от 05.02.2021

10RS0011-01-2021-002321-46

Дело № 2а-2254/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 марта 2021 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Барановой Татьяны Владимировны к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводск об обязании возвратить переплату по обязательным платежам,

У С Т А Н О В И Л:

Баранова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по г. Петрозаводск (далее – Инспекция, налоговый орган) о восстановлении срока на возврат переплаты по налогам и сборам, обязании возвратить переплаты по обязательным платежам. В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что 11.12.2019 через личный кабинет налогоплательщика ею была направлена в ИФНС России по городу Петрозаводску налоговая декларация 3-НДФЛ за 2016 год. 19.01.2021, получив уведомление от административного ответчика о необходимости представить дополнительные документы, истец отправила ответ и заполнила заявление на возврат излишне уплаченной суммы налога в размере 11374,00 руб., однако при формировании ответа декларация была сформирована как вновь поданная. 06.03.2020 Инспекцией было принято решение №14333 об отказе в возврате налога в сумме 11374,00 руб.. 25.10.2020 истцом были поданы заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет уплаченного транспортного налога и налога на имущество физических лиц в сумме 5110,00 руб. и 417,00 руб., а также заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в сумме 5847,00 руб. 26.10.2020 Инспекцией приняты решения №№25151, 25152, 25153 об отказе в зачете (возврате) налога, в связи с пропуском трехлетнего срока. Решением Управления ФНС России по РК от 14.01.2021 жалоба истца на решения административного ответчика от 26.10.2020 №№25151, 25153, а также просьба о возврате излишне уплаченного налога в размере 11374 руб., оставлены без удовлетворения. Истец, не согласившись с решениями налогового органа, просит восстановить пропущенный срок на возврат переплаты по налогам и сборам, обязать ответчика возвратить переплаты по обязательным платежам.

Определением суда от 26.02.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия.

Административный истец в судебном заседании не участвовала, о рассмотрении дела извещена судом надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Лазарева Н.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск.

Представитель заинтересованного лица УФСН по РК Кайгородова О.Э., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Согласно пункту 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 указанного Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов: в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 названной статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя) (подпункт 2); в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств (абзац 1 подпункта 3).

Пунктом 2 статьи 219 НК РФ предусмотрено, что социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается материалами дела, что 11.12.2019 административный истец представила в Инспекцию первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2016 год с целью получения социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп.2, 3 п.1 ст.219 НК РФ, по расходам на обучение ребенка в размере 50000,00 руб., лечение в размере 37491,00 руб.. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 11374,00 руб.

В пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с данным Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с указанным Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Для получения социального налогового вычета, предусмотренного пп.3 п.1 ст.219 НК РФ, необходимо предоставление следующих документов: договор об оказании медицинских услуг, лицензия на оказание медицинских услуг, справка об оплате медицинских слуг, платежные документы.

Налоговым органом, в связи с отсутствием справки об оплате медицинских услуг в приложенных к первичной декларации документах, истцу было направлено требование №131 от 13.01.2020 о предоставлении документов (информации).

19.01.2020 Баранова Т.В. представила уточненную налоговую декларацию №1 по НДФЛ за 2016 год, а также документы, необходимые для подтверждения социальных налоговых вычетов. Одновременно с уточненной декларацией истцом в ИФНС России по городу Петрозаводску было сформировано о направлено заявление о возврате НДФЛ в сумме 11374,00 руб.

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Таким образом, по вновь представленной налоговой декларации началась камеральная проверка, а по первичной налоговой декларации камеральная налоговая проверка была прекращена на основании п.9.1 ст.88 НК РФ. Проверка уточненной декларации №1 была завершена 19.02.2020 и по результатам проведения камеральной проверки налоговым органом подтверждена сумма социального налогового вычета Барановой Т.В. за 2016 год.

Согласно статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют права: на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (подпункт 5 пункта 1), обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (подпункт 12 пункта 1).

Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговым периодом в силу статьи 216 Налогового кодекса признается календарный год.

В связи с тем, что заявление о возврате излишне уплаченного налога поступило в Инспекцию 19.01.2020, то есть за пределами установленного п.7 ст.78 НК РФ срока, налоговым органом было принято решение № 14333 об отказе в возврате налога за 2016 год в сумме 11374 руб.

Получив решение об отказе, административным истцом 25.10.2020 были поданы заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога в сумме 5110,00 руб. в счет уплаты транспортного налога и 417,00 руб. в счет уплаты налога на имущество физических лиц, а также заявление о возврате оставшейся суммы излишне уплаченного налога в размере 5847,00 руб.

По данным заявлениям налоговым органом были приняты решения 26.10.2020 об отказе в зачете (возврате) налога, в связи с пропуском трехлетнего срока.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.

Возврат сумм излишне уплаченного налога регламентирован положениями статьи 78 НК РФ.

В силу пункта 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Решения ИФНС России по городу Петрозаводску от 26.10.2020 №25151 и 25153 были обжалованы в вышестоящий налоговый орган – Управление федеральной налоговой службы по РК, в удовлетворении данной жалобы 14.01.2021 года было отказано.

Оспариваемое решение принято полномочным должностным лицом в установленный срок, оформлено в надлежащей форме.

С настоящим административным исковым заявлением истец обратился в суд 05.02.2021, учитывая, что оспариваемые решения вынесены 26.10.2020 с учетом срока на пересылку и выходные дни, срок, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ им пропущен.

Согласно части 7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку истцом срок для обращения в суд с настоящим иском пропущен незначительно, учитывая, что ранее определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10.12.2020 административное исковое заявление уже возвращалось Барановой Т.В. по той причине, что не был соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования споров, процессуальный срок подлежит восстановлению.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 июня 2001 года N 173-0, в котором Конституционный Суд Российской Федерации признал, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 НК РФ, "Направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов".

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то сеть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Трехлетний срок, установленный в статье 78 НК РФ, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый орган и не является сроком давности. Кроме того, нормативное положение, адресованное налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.

С учетом установленных по делу обстоятельств, учитывая незначительный пропуск срока истцом для обращения в ИФНС России по городу Петрозаводску с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, а также с настоящим административным иском, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о восстановлении срока на возврат переплаты по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 11374 руб.

Кроме того, согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком. При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском.

Неблагоприятные последствия бездействия участника гражданского оборота при реализации права на возврат (зачет) налога не могут быть возложены на налоговый орган, не допустивший каких-либо нарушений при принятии решения об отказе в возврате(зачете) налога по причине пропуска срока.

Учитывая, что решения об отказе в возврате (зачете) налога принятые налоговым органом судом признаны законными, судебные расходы, в том числе, в виде государственной пошлины в размере 300 руб. и почтовые расходы в сумме 54,00 руб., не могут быть отнесены на административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск удовлетворить.

Восстановить Барановой Татьяне Владимировне срок возврата излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2016 год в размере 11374 руб.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводск вынести по заявлению Барановой Татьяны Владимировны от 19.01.2020 года решение о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2016 год в размере 11374 руб..

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 25.03.2021 года

2а-2254/2021 ~ М-809/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Баранова Татьяна Владимировна
Ответчики
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
05.02.2021Регистрация административного искового заявления
05.02.2021Передача материалов судье
08.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2021Дело оформлено
17.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее