Дело № 2-1048
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2016 года г. Буй КО
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Прыгуновой Ю.С.,
с участием прокурора Перевозчикова П.Е.,
при секретаре Соловьевой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Буйского межрайонного прокурора в интересах Тимофеева Тимура Сергеевича к администрации городского округа город Буй Костромской области о предоставлении жилого помещения;
у с т а н о в и л:
Буйский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах Тимофеева Т.С. к администрации г.о.г. Буй о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Буйской межрайонной прокуратурой по обращению Тимофеева Т.С. проведена проверка соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Истца - Г.П. и отец - Т.С., по решению Буйского районного суда Костромской области от 19.09.2003 года и по решению Хиславичского районного суда Смоленской области от 20.07.2005 года, лишены родительских прав.
В соответствии с приказом ТОСЗН, О и П по г.о.г. Буй от ДД.ММ.ГГГГ № Тимофеев Т.С. передан в приемную семью С.В. и С.В.
Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства КО от ДД.ММ.ГГГГ № Тимофеев Т.С. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за Тимофеевым Т.С. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащая Т.С. на праве собственности. В последующем данное постановление признано утратившим силу постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания.
В настоящее время по информации Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ. на территории Российской Федерации за Тимофеевым Т.С. объектов недвижимости не значится.
Жилые помещения по договору социального найма Тимофееву Т.С. не передавались.
Тимофеев Т.С. имеет статус лица, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании изложенного Буйский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию г.о.г. Буй предоставить Тимофееву Т.С. на основании договора найма специализированого жилого помещения специализированного жилищного фонда г. о. г. Буй с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. о. г. Буй, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.о. г. Буй Костромской области.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Буйского муниципального района.
В ходе судебного разбирательства Буйский межрайонный прокурор поддержал требования, и просил суд обязать орган самоуправления в лице администрации г.о. г. Буй, предоставить Тимофееву Т.С., на основании договора найма специализированного жилищного фонда г.о. г. Буй, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.о. г. Буй, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.о. г. Буй. Администрация Костромской области указана как третье лицо, без самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика.
Истец Тимофеев Т.С. пояснил, что сначала он был зарегистрирован и проживал в <адрес>, затем переехал в <адрес>, потом жил в <адрес>, в приемной семье. В ДД.ММ.ГГГГ Истец закончил 9 классов и переехал в г. Буй учиться в техникуме, затем в ПТУ, проживал в общежитии техникума и училища. После окончания училища, снимал квартиру в <адрес>. В настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, указанный дом принадлежит тете Тимофеева - К.О. , дом давно сгорел. Он, Тимофеев, работает на <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев Т.С. зарегистрировал брак, от брака имеют дочь. После регистрации брака Тимофеев проживал по месту жительства супруги по адресу: <адрес>. В настоящее время Истец с семьей снимают квартиру по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика администрации г.о.г. Буй в судебное заседание не явился, извещены, представлен отзыв ( л. д. 36).
Представитель Администрации Буйского муниципального района КО Киселева О.В., действуя по доверенности, с исковыми требованиями не согласна, поскольку считает Администрацию Буйского муниципального района КО не надлежащим ответчиком.
Представитель МТОСЗН, О и П № 1 Яблокова А.С., действуя на основании доверенности, поддержала исковые требования прокурора.
Представитель третьего лица - администрации Костромской области, в суд не явились, извещены, возражений по существу иска не представили.
Суд, выслушав истцов и представителя ответчика, мнение третьего лица, пояснения свидетелей, с учетом позиций третьих лиц, исследовав представленные доказательства в их взаимосвязи, приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ).
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В соответствии со ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом ( в ред. Законов КО от 25.11.2013г. №450-5-ЗКО, от 9.06.2015г. № 698-5-ЗКО).
Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.
23 декабря 2014 года принят Закон Костромской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями».
Согласно ч.1 ст. 3 указанного выше закона - органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
По части второй - государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
Данный Закон вступает в силу с 1 января 2015 года ( ст. 10).
В соответствии с таблицей 17 Закона Костромской области от 25.12.2014 №618-5-ЗКО ( ред. От 18.05.2015) «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в бюджет городского округа город Буй на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями передано <данные изъяты> тыс. руб.
В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
На основании правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в абзаце третьем пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", критерий благоустроенности жилого помещения зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах РФ и муниципальных образованиях отличаются. Однако в любом случае такое помещение должно соответствовать критериям жилого помещения- быть предназначенным для проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Тимофеев Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Истца - Г.П. и отец - Т.С., по решению Буйского районного суда КО от 19.09.2003 года, и по решению Хиславичского районного суда Смоленской области от 20.07.2005 года, лишены родительских прав (л.д. 19-23).
В соответствии с приказом ТОСЗН, О и П по г.о.г. Буй от ДД.ММ.ГГГГ № Тимофеев Т.С. передан в приемную семью С.В. и С.В. (л.д. 24).
Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства КО от ДД.ММ.ГГГГ. № Тимофеев Т.С. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением (л.д. 15).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за Тимофеевым Т.С. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащая Тимофееву С.В. на праве собственности. В последующем данное постановление признано утратившим силу постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания (л.д. 26).
В настоящее время по информации Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации за Тимофеевым Т.С. объектов недвижимости не значится (л.д. 11), как и на территории всей Российской Федерации (л.д. 39).
Жилые помещения по договору социального найма на территории г. Буя и Буйского района, Тимофееву Т.С. не передавались (л.д. 13, 14).
Тимофеев Т.С. с ДД.ММ.ГГГГ обучался в ОГБПОУ «<данные изъяты>» и в период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в общежитии техникума (л. д. 60-63).
Согласно справки ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Тимофеев Т.С. работает на данном предприятии (л.д. 45).
Доводы Истца по заявленным требованиям подтверждены представленными доказательствами.
Администрация г.о. г. Буй не оспаривает статус Тимофеева Т.С. и его нуждаемость в жилье, считает, что муниципалитет г.о. г. Буй не являются надлежащими ответчиками, поскольку не подтверждено законное проживание Истица на территории г. о. <адрес> (л.д. 36).
В ходе судебного разбирательства допрошены свидетели.
Свидетель К.О. пояснила, что является тетей Тимофеева Т.С.. Дом <адрес>, где зарегистрирован Истец, находится в ее, К.О. , собственности. Тимофеев Т.С. проживал в нем до лишения его родителей родительских прав, в настоящее время Тимофеев зарегистрирован в данном доме. В ДД.ММ.ГГГГ дом был признан непригодным для проживания, а примерно в ДД.ММ.ГГГГ дом сгорел. После окончания школы, Тимофеев, сначала обучался в <данные изъяты>, затем в <данные изъяты>.
Свидетель Т.С.., после разъяснения ст. 51 Конституции РФ показания давать согласилась, пояснила, что с супругом Тимофеевы познакомились, когда она училась в школе, а он в техникуме. Проживал Тимофеев в общежитии техникума. После вступления в брак, в июле 2015 года, проживали у родителей Т.С. в <адрес>, а затем снимали квартиру в <адрес>. В настоящее время, Тимофеевы снимают квартиру по адресу: КО <адрес>, заключен договор безвозмездного пользования жилым помещение.
Ответчиком не представлено каких-либо доказательств в опровержение доводов истца, несмотря на разъяснение обязанности по доказыванию, предусмотренную ст. 56 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. При ином толковании Закона дети-сироты фактически лишаются социальной поддержки органов государственной власти округа, что является дискриминацией по признаку происхождения и места жительства и нарушает положения ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
При таких обстоятельствах суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г. Буй Костромской области в лице администрации г.о. г. Буй. Тимофеев относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения не имеет, а потому должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требованиях. Следует обязать орган местного самоуправления в лице администрации г.о. г. Буй предоставить Тимофееву Т.С. на основании договора найма специализированого жилого помещения специализированного жилищного фонда г. о. г. Буй с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. о. г. Буй, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.о. г. Буй Костромской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Буйского межрайонного прокурора в интересах Тимофеева Тимура Сергеевича к администрации городского округа город Буй Костромской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать орган местного самоуправления в лице администрации г.о. г. Буй предоставить Тимофееву Тимуру Сергеевичу на основании договора найма специализированого жилого помещения специализированного жилищного фонда г. о. г. Буй с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. о. г. Буй, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.о. г. Буй Костромской области.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного текста решения.
Судья: Ю.С. Прыгунова