№2-432/21
строка 068г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«8» февраля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
истца Лаврентьева К.А.,
представителя истца по ордеру адвоката Щербаковой Т.Н.,
представителя ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Сухановой Н.Н.,
представителя департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Боевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврентьева Константина Александровича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Лаврентьев К.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 30.06.2020 он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее – УПФ РФ) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», полагая, что он имеет право на назначение указанной пенсии, так как свыше 25 лет проработал в летном составе гражданской авиации.
Решением УПФ РФ № 404135/20 от 30.09.2020 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23.12.2016 года в связи с отсутствием необходимого страхового стажа гражданской авиации 25 лет (специальный стаж составил 23 года 5 месяцев 16 дней) (л.д.12-14). Ответчиком в специальный стаж для назначения пенсии в льготном исчислении не были включены периоды его работы: с 19.07.2007 по 31.12.2007 в должности фельдшера в АНО Воронежский региональный поисково-спасательной базе гражданской авиации; с 01.01.2008 по 30.09.2008 в должности фельдшера в должности фельдшера в АНО Воронежский региональный поисково-спасательной базе гражданской авиации.
Не согласившись с указанным решением ответчика, истец обратился в суд и, уточнив исковые требования, просит:
- обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в льготном порядке (1 год как 2 года) период работы с 01.01.2008 по 30.09.2008 в должности фельдшера в АНО «Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации»;
- обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в льготном порядке (1 год как 1 год 6 месяцев) период с 19.07.2007 по 31.12.2007 в должности фельдшера в АНО «Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации»;
- признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с даты обращения – 30.06.2020.
В судебном заседании истец Лаврентьев А.Н. и его представитель по ордеру адвокат Щербакова Т.Н. исковые требования с учетом уточнений поддержали, пояснили изложенное, просили удовлетворить исковые требования в полном объеме, а также взыскать с ответчика судебные расходы в размере 20300 рублей.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Суханова Н.Н. считала исковые требования не подлежащим удовлетворению, представлены письменные возражения.
Представитель департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Боева А.И. полагала период работы подлежащим включению в стаж, в остальной части полагалась на усмотрение суда.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч.1 ст. 8 ФЗ №400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 ФЗ №400-ФЗ.
Страховая пенсия по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет в указанном составе гражданской авиации.
При этом применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459, а также Правила исчисления периодов работы летного состава гражданской авиации в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537.
В соответствии с п.4 указанного Списка право на пенсию за выслугу лет имеют парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники – пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом и спуски (подъемы) на специальных пусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается один год работы в должностях, предусмотренных в п.4 Списка, за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов – за два года выслуги.
Пунктом 2 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы и назначения страховых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно данной правовой норме для приобретения права на досрочное назначение пенсии требуется соблюдение трех условий: достижение возраста, наличие специального стажа, а также наличие страхового стажа в гражданской авиации.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ст.3 ФЗ N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 ФЗ №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 ФЗ N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
В соответствии со статьей 14 ФЗ №400-ФЗ при подсчете стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичное требование было предусмотрено п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Как следует из копии трудовой книжки, 19.07.2007 Лаврентьев К.А. принят в АНО Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации на должность фельдшера 11 разряда и уволен с данной должности 31.12.2007 по истечении срока трудового договора. 01.01.2008 Лаврентьев К.А. принят в АНО Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации на должность фельдшера 8 разряда и 30.09.2008 уволен с данной должности по собственному желанию (л.д.15-23).
Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников РОСТО, утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 31.12.1992 № 68, Положению об обязанностях должностных лиц авиационного организации РОСТО по организации и проведению полетов, утвержденному приказом ЦС РОСТО № 24.02.2009, Руководства по парашютной подготовке авиации ДОСААФ России (РПП-83, РПП-90, РПП-2010) одной из функциональных обязанностей фельдшера-спасателя является выполнение прыжков с парашютом, постоянное повышение своей специальной подготовки, совершенствование личного мастерства в выполнении прыжков с парашютом.
Согласно сведениям Росавиации, изложенным в письме директору ФГУ «Центральный АПСЦ» от 02.08.2010 № 03.11/1-889, воздушные суда Ан-2 и Ка-26 и их модификации, оснащенные поршневыми авиадвигателями, относятся к поршневой авиационной технике.
Воздушные суда Ан-3, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ил-76, Л-410, Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ми-171, Ми-26, Ка-27, Ка-32, Ка-226 и их модификации, оснащенные газотурбинными двигателями, относятся к реактивной авиационной технике (л.д.38).
Решением УПФ РФ № 404135/20 от 30.09.2020 период работы истца в должности фельдшера в АНО Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации с 19.07.2007 по 31.12.2007 был включен в специальный стаж в календарном исчислении, а не в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев; период с 01.01.2008 по 30.09.2008 не включен в специальный стаж, так как по сообщению ГУ ПФР № 2 по г.Москве и Московской области проверить и подтвердить факт льготной работы Лаврентьева К.А. в качестве фельдшера не представляется возможным. Организация АНО Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации не состояла на льготном учете в отделе по формированию пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц, наблюдательное дело по данной категории не формировалось. Кроме того, в выписке отсутствуют сведения о специальном стаже, а согласно ч.2 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете страхового и специального стажа периоды работы после регистрации – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 № 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Сведения, указанные в настоящем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 ФЗ №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПРК РФ.
Согласно копии выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Лаврентьева К.А. (для назначения страховой пенсии) он был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 06.10.2003 и спорные периоды его работы имели место после регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Период работы истца в АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации» с 01.01.2008 по 30.09.2008 включен в сведения о страховом стаже и страховых взносах застрахованного лица Лаврентьева К.А. с 1 января 2002 года.
Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца при наличии соответствующих записей в его трудовой книжке не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, гражданин, претендующий на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может оспорить достоверность таких сведений, предоставленных работодателем, доказав факт выполнения им такой работы в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что в трудовой книжке Лаврентьева К.А. содержатся сведения о периодах его трудовой деятельности в определенных должностях и организациях.
Кроме того, истцом представлены: справка №192 от 07.07.2020 о выполнении прыжков с парашютом из самолётов (вертолётов) и спусков на спусковых устройствах из вертолётов в режиме висения работником ФКУ «Центральный АПСЦ» Лаврентьевым К.А. в спорный период, выданная на основании трудовой книжки, книжки парашютиста и книжки учета спусков со спусковым устройством (л.д.24-26); книжка парашютиста (л.д.27-32); книжка спасателя (л.д.33-37). Указанные документы подтверждают, что в спорные периоды Лаврентьев К.А. осуществлял трудовую деятельность в АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации» в особых условиях труда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что факт предоставления работодателем индивидуальных сведений о работе истца в спорные периоды без кода льготных условий не позволяет исключить их из страхового стажа истца, поскольку отсутствие указанных сведений само по себе не может являться безусловным основанием для возложения на него неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения права на зачет спорных периодов работы в страховой стаж, так как действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное отражение сведений о специальном и страховом стаже либо ставили в зависимость от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Как указывалось выше, в силу статьи 28 ФЗ №400-ФЗ обязанность своевременного и надлежащего предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых вносятся сведения, на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, возложена на работодателя.
Из смысла данной нормы закона в совокупности с указанными разъяснениями Верховного Суда РФ следует, что ненадлежащее исполнение работодателем обязанности как по начислению (то есть предоставлению информации), так и по уплате страховых взносов не может повлечь неблагоприятные последствия для работника и служить безусловным основанием к невключению в страховой и общий трудовой стаж истца спорных периодов работы.
По смыслу действующего законодательства, неуплата страхователем в установленный срок, уплата не в полном объеме или без указания специальных кодов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе, в порядке принудительного взыскания.
Как следует из положений подпункта "д" пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 (ред. от 24.04.2003) при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются 1 год работы в качестве парашютистов всех наименований, спасателей, а также десантников-пожарных всех наименований, инструкторов авиапожарной службы, руководителей парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работников внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающих прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, - за 1,5 календарных года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за 2 календарных года.
Из имеющейся в материалах дела книжки учета прыжков с парашютом следует, что в 2007 истцом совершено соответственно 30 прыжков из самолета АН-2 (поршневой) при годовой норме 10 прыжков, что дает ему право на исчисление полностью отработанного в особых условиях 2007 года (в том числе спорных периодов) в исчислении за 1,5 календарных года.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении: период с 01.01.2008 по 30.09.2008 - 1 год как 2 года, период с 19.07.2007 по 31.12.2007 - 1 год как 1 год 6 месяцев.
В силу ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец с заявлением о назначении досрочной пенсии обратился 30.06.2020, тогда же были представлены все необходимые документы.
Учитывая, что при включении спорных периодов в льготном исчислении, у истца имеется необходимый стаж для назначения досрочной пенсии, требования о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения, назначении и выплате досрочной страховой пенсии, подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, интересы истца при рассмотрении настоящего дела представляла по ордеру адвокат Щербакова Т.Н. и истцом произведены расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей (10000 рублей – составление искового заявления, 10000 рублей – участие представителя в судебном заседании), что подтверждается квитанциями.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представлять сторона, требующая возмещения указанных расходов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 июля 2007 года N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Постановление), в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный характер).
Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. в судебном заседании возражала против заявленного истцом размера судебных расходов на оплату услуг представителя, пояснила, что по данной категории дел имеется сложившаяся судебная практика, просила снизить размер судебных расходов на разумных пределов.
С учётом сложности дела, характера и объема рассмотренного дела, количества дней занятости в судебных заседаниях по делу, требования разумности и справедливости, баланса интересов сторон, суд считает, что размер расходов на оплату услуг представителя подлежит взысканию в размере 15 000 рублей (5000 рублей – составление искового заявления, 10000 рублей – участие представителя в судебном заседании).
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Лаврентьева Константина Александровича удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже включить в специальный стаж работы Лаврентьева Константина Александровича периоды работы:
- с 01.01.2008 по 30.09.2008 в льготном порядке 1 год как 2 года,
- с 19.07.2007 по 31.12.2007 в льготном порядке 1 год как 1 год 6 месяцев.
Признать за Лаврентьевым Константином Александровичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с 30 июня 2020 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже назначить Лаврентьеву Константину Александровичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 года № 400-ФЗ с 30 июня 2020 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже в пользу Лаврентьева Константина Александровича расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 12.02.2021.
№2-432/21
строка 068г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«8» февраля 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
истца Лаврентьева К.А.,
представителя истца по ордеру адвоката Щербаковой Т.Н.,
представителя ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Сухановой Н.Н.,
представителя департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Боевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврентьева Константина Александровича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Лаврентьев К.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 30.06.2020 он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее – УПФ РФ) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», полагая, что он имеет право на назначение указанной пенсии, так как свыше 25 лет проработал в летном составе гражданской авиации.
Решением УПФ РФ № 404135/20 от 30.09.2020 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23.12.2016 года в связи с отсутствием необходимого страхового стажа гражданской авиации 25 лет (специальный стаж составил 23 года 5 месяцев 16 дней) (л.д.12-14). Ответчиком в специальный стаж для назначения пенсии в льготном исчислении не были включены периоды его работы: с 19.07.2007 по 31.12.2007 в должности фельдшера в АНО Воронежский региональный поисково-спасательной базе гражданской авиации; с 01.01.2008 по 30.09.2008 в должности фельдшера в должности фельдшера в АНО Воронежский региональный поисково-спасательной базе гражданской авиации.
Не согласившись с указанным решением ответчика, истец обратился в суд и, уточнив исковые требования, просит:
- обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в льготном порядке (1 год как 2 года) период работы с 01.01.2008 по 30.09.2008 в должности фельдшера в АНО «Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации»;
- обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в льготном порядке (1 год как 1 год 6 месяцев) период с 19.07.2007 по 31.12.2007 в должности фельдшера в АНО «Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации»;
- признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с даты обращения – 30.06.2020.
В судебном заседании истец Лаврентьев А.Н. и его представитель по ордеру адвокат Щербакова Т.Н. исковые требования с учетом уточнений поддержали, пояснили изложенное, просили удовлетворить исковые требования в полном объеме, а также взыскать с ответчика судебные расходы в размере 20300 рублей.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Суханова Н.Н. считала исковые требования не подлежащим удовлетворению, представлены письменные возражения.
Представитель департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Боева А.И. полагала период работы подлежащим включению в стаж, в остальной части полагалась на усмотрение суда.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч.1 ст. 8 ФЗ №400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 ФЗ №400-ФЗ.
Страховая пенсия по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет в указанном составе гражданской авиации.
При этом применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459, а также Правила исчисления периодов работы летного состава гражданской авиации в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537.
В соответствии с п.4 указанного Списка право на пенсию за выслугу лет имеют парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники – пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом и спуски (подъемы) на специальных пусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается один год работы в должностях, предусмотренных в п.4 Списка, за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов – за два года выслуги.
Пунктом 2 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы и назначения страховых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно данной правовой норме для приобретения права на досрочное назначение пенсии требуется соблюдение трех условий: достижение возраста, наличие специального стажа, а также наличие страхового стажа в гражданской авиации.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ст.3 ФЗ N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 ФЗ №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 ФЗ N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
В соответствии со статьей 14 ФЗ №400-ФЗ при подсчете стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичное требование было предусмотрено п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Как следует из копии трудовой книжки, 19.07.2007 Лаврентьев К.А. принят в АНО Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации на должность фельдшера 11 разряда и уволен с данной должности 31.12.2007 по истечении срока трудового договора. 01.01.2008 Лаврентьев К.А. принят в АНО Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации на должность фельдшера 8 разряда и 30.09.2008 уволен с данной должности по собственному желанию (л.д.15-23).
Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников РОСТО, утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 31.12.1992 № 68, Положению об обязанностях должностных лиц авиационного организации РОСТО по организации и проведению полетов, утвержденному приказом ЦС РОСТО № 24.02.2009, Руководства по парашютной подготовке авиации ДОСААФ России (РПП-83, РПП-90, РПП-2010) одной из функциональных обязанностей фельдшера-спасателя является выполнение прыжков с парашютом, постоянное повышение своей специальной подготовки, совершенствование личного мастерства в выполнении прыжков с парашютом.
Согласно сведениям Росавиации, изложенным в письме директору ФГУ «Центральный АПСЦ» от 02.08.2010 № 03.11/1-889, воздушные суда Ан-2 и Ка-26 и их модификации, оснащенные поршневыми авиадвигателями, относятся к поршневой авиационной технике.
Воздушные суда Ан-3, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ил-76, Л-410, Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ми-171, Ми-26, Ка-27, Ка-32, Ка-226 и их модификации, оснащенные газотурбинными двигателями, относятся к реактивной авиационной технике (л.д.38).
Решением УПФ РФ № 404135/20 от 30.09.2020 период работы истца в должности фельдшера в АНО Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации с 19.07.2007 по 31.12.2007 был включен в специальный стаж в календарном исчислении, а не в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев; период с 01.01.2008 по 30.09.2008 не включен в специальный стаж, так как по сообщению ГУ ПФР № 2 по г.Москве и Московской области проверить и подтвердить факт льготной работы Лаврентьева К.А. в качестве фельдшера не представляется возможным. Организация АНО Воронежская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации не состояла на льготном учете в отделе по формированию пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц, наблюдательное дело по данной категории не формировалось. Кроме того, в выписке отсутствуют сведения о специальном стаже, а согласно ч.2 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете страхового и специального стажа периоды работы после регистрации – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 № 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Сведения, указанные в настоящем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 ФЗ №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПРК РФ.
Согласно копии выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Лаврентьева К.А. (для назначения страховой пенсии) он был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 06.10.2003 и спорные периоды его работы имели место после регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Период работы истца в АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации» с 01.01.2008 по 30.09.2008 включен в сведения о страховом стаже и страховых взносах застрахованного лица Лаврентьева К.А. с 1 января 2002 года.
Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца при наличии соответствующих записей в его трудовой книжке не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, гражданин, претендующий на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может оспорить достоверность таких сведений, предоставленных работодателем, доказав факт выполнения им такой работы в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что в трудовой книжке Лаврентьева К.А. содержатся сведения о периодах его трудовой деятельности в определенных должностях и организациях.
Кроме того, истцом представлены: справка №192 от 07.07.2020 о выполнении прыжков с парашютом из самолётов (вертолётов) и спусков на спусковых устройствах из вертолётов в режиме висения работником ФКУ «Центральный АПСЦ» Лаврентьевым К.А. в спорный период, выданная на основании трудовой книжки, книжки парашютиста и книжки учета спусков со спусковым устройством (л.д.24-26); книжка парашютиста (л.д.27-32); книжка спасателя (л.д.33-37). Указанные документы подтверждают, что в спорные периоды Лаврентьев К.А. осуществлял трудовую деятельность в АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации» в особых условиях труда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что факт предоставления работодателем индивидуальных сведений о работе истца в спорные периоды без кода льготных условий не позволяет исключить их из страхового стажа истца, поскольку отсутствие указанных сведений само по себе не может являться безусловным основанием для возложения на него неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения права на зачет спорных периодов работы в страховой стаж, так как действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное отражение сведений о специальном и страховом стаже либо ставили в зависимость от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Как указывалось выше, в силу статьи 28 ФЗ №400-ФЗ обязанность своевременного и надлежащего предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых вносятся сведения, на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, возложена на работодателя.
Из смысла данной нормы закона в совокупности с указанными разъяснениями Верховного Суда РФ следует, что ненадлежащее исполнение работодателем обязанности как по начислению (то есть предоставлению информации), так и по уплате страховых взносов не может повлечь неблагоприятные последствия для работника и служить безусловным основанием к невключению в страховой и общий трудовой стаж истца спорных периодов работы.
По смыслу действующего законодательства, неуплата страхователем в установленный срок, уплата не в полном объеме или без указания специальных кодов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе, в порядке принудительного взыскания.
Как следует из положений подпункта "д" пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 (ред. от 24.04.2003) при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются 1 год работы в качестве парашютистов всех наименований, спасателей, а также десантников-пожарных всех наименований, инструкторов авиапожарной службы, руководителей парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работников внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающих прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, - за 1,5 календарных года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за 2 календарных года.
Из имеющейся в материалах дела книжки учета прыжков с парашютом следует, что в 2007 истцом совершено соответственно 30 прыжков из самолета АН-2 (поршневой) при годовой норме 10 прыжков, что дает ему право на исчисление полностью отработанного в особых условиях 2007 года (в том числе спорных периодов) в исчислении за 1,5 календарных года.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении: период с 01.01.2008 по 30.09.2008 - 1 год как 2 года, период с 19.07.2007 по 31.12.2007 - 1 год как 1 год 6 месяцев.
В силу ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец с заявлением о назначении досрочной пенсии обратился 30.06.2020, тогда же были представлены все необходимые документы.
Учитывая, что при включении спорных периодов в льготном исчислении, у истца имеется необходимый стаж для назначения досрочной пенсии, требования о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения, назначении и выплате досрочной страховой пенсии, подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, интересы истца при рассмотрении настоящего дела представляла по ордеру адвокат Щербакова Т.Н. и истцом произведены расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей (10000 рублей – составление искового заявления, 10000 рублей – участие представителя в судебном заседании), что подтверждается квитанциями.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представлять сторона, требующая возмещения указанных расходов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 июля 2007 года N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
В соответствии с п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Постановление), в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный характер).
Представитель ответчика по доверенности Суханова Н.Н. в судебном заседании возражала против заявленного истцом размера судебных расходов на оплату услуг представителя, пояснила, что по данной категории дел имеется сложившаяся судебная практика, просила снизить размер судебных расходов на разумных пределов.
С учётом сложности дела, характера и объема рассмотренного дела, количества дней занятости в судебных заседаниях по делу, требования разумности и справедливости, баланса интересов сторон, суд считает, что размер расходов на оплату услуг представителя подлежит взысканию в размере 15 000 рублей (5000 рублей – составление искового заявления, 10000 рублей – участие представителя в судебном заседании).
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Лаврентьева Константина Александровича удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже включить в специальный стаж работы Лаврентьева Константина Александровича периоды работы:
- с 01.01.2008 по 30.09.2008 в льготном порядке 1 год как 2 года,
- с 19.07.2007 по 31.12.2007 в льготном порядке 1 год как 1 год 6 месяцев.
Признать за Лаврентьевым Константином Александровичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с 30 июня 2020 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже назначить Лаврентьеву Константину Александровичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 года № 400-ФЗ с 30 июня 2020 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже в пользу Лаврентьева Константина Александровича расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 12.02.2021.