Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2015 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.,
при секретаре Аверкове Р.Ю.,
с участием адвоката по ордеру Марковой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бородовицина ФИО15 к Департаменту социальной защиты населения <адрес> о признании его лицом, ранее относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет,
УСТАНОВИЛ:
Бородовицин Е.С.обратился в Ленинский районный суд <адрес> с требованием к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании права на постановку на жилищный учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, как лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства:
Бородовицин Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с раннего детства остался без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ года поступил в <адрес> дом ребенка №, так как был оставлен матерью. Затем был переведен в <адрес> детский дом, где находился до достижения школьного возраста. ДД.ММ.ГГГГ был переведен в <адрес> среднюю школу-интернат для детей-сирот, там обучался с первого по одиннадцатый класс.
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была лишена родительских прав в отношении истца, несовершеннолетний Бородовицин Е.С. был передан на попечение органа опеки и попечительства.
Истец утверждает, что своего отца он никогда не видел и не знает. На протяжении всего времени Бородовицин Е.С. находился на государственном обеспечении, пользовался льготами, предусмотренными для детей-сирот.
В ДД.ММ.ГГГГ году истец обратился в Департамент социальной защиты <адрес> с заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента социальной защиты населения <адрес>» ему было отказано в принятии на учет в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус «лица, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет».
Истец считает данный отказ незаконным поскольку, мотивом отказа стало то, что он представил имевшееся у него всю жизнь свидетельство о рождении выданное отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, где отсутствуют сведения об отце и матери. А по информации отдела обработки и хранения документов управления ЗАГС <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ года бюро ЗАГС <адрес> составлена запись акта о рождении Бородовицина ФИО15, в которой в сведениях о матери указано «ФИО2», в сведениях об отце указано «ФИО3».
Истцу не разъясняли его права на получение жилья или постановку на учет в качестве нуждающегося, в связи с чем, он не обратился до 23 лет с заявлением о постановке на учет. Жилья истец не имеет.
Считая свои права и законные интересы нарушенными, истец обратился в суд и с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит признать Бородовицина Е.С. лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, по категории «лица ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет. Признать за Бородовициным Е.С. право на постановку на жилищный учет, в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец Бородовицин Е.С. заявленные исковые требования в уточненном виде поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что поскольку в его личном деле находилось свидетельство о рождении, выданное <адрес> отделом ЗАГС, в котором в графе «отец» никто не указан, вопрос о лишении его родительских прав никем не инициировался, вопрос о взыскании алиментов на его содержание не ставился, между тем, с ДД.ММ.ГГГГ года до совершеннолетия он находился на полном государственном обеспечении. До недавнего времени он даже не знал как зовут его отца, не подозревал о существовании второго свидетельства о рождении.
Представитель истца адвокат по ордеру Маркова Е.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения <адрес> по доверенности Томилина Г.Д. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Управления ЗАГС <адрес> по доверенности Фурсова С.Н. при рассмотрении спора полагалась на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что Бородовицин Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был оставлен матерью ФИО2 без присмотра на несколько дней, о чём ДД.ММ.ГГГГ участковым инспектором составлен акт об оставлении ребенка без попечения родителей (л.д. ).
С ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Бородовицин Е.С. находился на полном государственном обеспечении в МУЗ «Дом ребенка №». ДД.ММ.ГГГГ переведен в <адрес> детский дом <адрес> (л.д. ).
Бородовицин Е.С. поступил в КОУ ВО «<адрес> школа-интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени ФИО10» из <адрес> детского дома и находился в учреждении на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В <адрес> школу –интернат Бородовицин Е.С. поступил со свидетельством о рождении № выданном отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. На основании данного свидетельства о рождении документировался паспортом № <адрес> РОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Бородовицин Е.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 17). Квартира находится в собственности его матери ФИО2, которая лишена родительских прав (3/4 доли) и ФИО12 (1/4 доли) (л.д. 14-15). Своего жилья не имеет (л.д. 16, 57).
В настоящее время истец принятым на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма не значится, поскольку его статус социального сироты своевременно не был определен.
С учетом требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч.2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений жилищного фонд <адрес> по договорам социального найма», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей были отнесены к категории граждан имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонд <адрес> по договорам социального найма.
Однако, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены изменения, которые, в силу ст.4 указанного федерального закона, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ и распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона №15-ФЗ.
Согласно ст.1 указанного Федерального закона детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Во исполнение указанных федеральных законов в <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N148-03 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> в сфере обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 3 указанного закона внесены изменения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма", вступившие в силу ДД.ММ.ГГГГ, которыми из категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма исключены дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Таким образом, из Жилищного кодекса РФ и Федерального закона №159-ФЗ исключено положение, устанавливающее внеочередное обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также изменен вид найма жилых помещений с «социального» на «специализированный».
Согласно ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Абзац 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", связывает возникновение гарантий по социальной поддержке названной категории лиц, в том числе, и путем признания факта утраты лицом попечения родителей в судебном порядке.
Таким образом, решение суда в этом случае является юридическим признанием статуса лица, оставшегося без попечения родителей.
После признания данного факта у лица возникает право предъявлять требования, связанные с реализацией гарантий, предусмотренных федеральным законодательством в указанной сфере отношений: предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, получения профессионального образования без взимания платы и т.д.
Из изложенных норм Жилищного кодекса следует, что, изъявив желание быть поставленным в список на получение жилья в льготном порядке, истец должен был представить в орган местного самоуправления документы, подтверждающие его право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Поскольку Федеральный закон N 15-ФЗ закрепил право на получение жилого помещения для "возрастных сирот", нуждающихся в жилье, независимо от того, состояли ли они на каком-либо учете, и независимо от достижения ими 23 лет, Бородовицин Е.С. с заявлением о принятии на жилищный учет по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет» обратился в Департамент социальной защиты населения <адрес>.
Приказом первого заместителя руководителя департамента от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет» в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет», со ссылкой на п.1 ч.8 ст. 21.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде <адрес>" (л.д. 19-21).
Вместе с тем, статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены следующие определения применяемых в Федеральном законе понятий:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ);
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).
В соответствии со ст. ст. 121, 145 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. В этих случаях над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов устанавливается опека или попечительство.
Как следует из материалов дела, в представленном свидетельстве о рождении Бородовицина ФИО15 (№), выданном отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют сведения об отце и матери (л.д. 10).
Вместе с тем, по информации отдела обработки и хранения документов управления ЗАГС <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ года бюро ЗАГС <адрес> составлена запись акта о рождении Бородовицина ФИО15 (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ), в которой в сведениях о матери указано «ФИО2», в сведениях об отце указано «ФИО3» (информация территориального отдела ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д. 11, 36, 73).
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении Бородовицина ФИО15 (л.д. 12-13).
Документы, подтверждающие факт отсутствия ФИО3 не представлены.
Так, будучи опрошенной в судебном заседании, свидетель ФИО2- мать истца, которая лишена родительских прав, суду пояснила, что указанный в свидетельстве о рождении в качестве отца ФИО3 в действительности отцом истца не является, его отцом является ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который умер в ДД.ММ.ГГГГ году.
Кроме того, свидетель ФИО2 (л.д. 81-82) подтвердила, что свидетельство о рождении Бородовицина Е.С. она не получала. Её фамилия ФИО2, это девичья фамилия (фамилия её матери). Своё отцовство ФИО4 не устанавливал. Бородовицина ФИО15, его биологический отец ФИО4 не навещал и никаким образом не поддерживал.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в период нахождения на полном государственном обеспечении истец был лишен возможности иметь содержание от своих родителей и нуждался по этой причине в социальной защите.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 509-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 192-О и др.).
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Таким образом, исходя из системного толкования ст. ст. 1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 122 Семейного кодекса РФ, содержащих определения понятий дети-сироты, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с учетом оценки обстоятельств дела и имеющихся доказательств, суд приходит к выводу, что истец подпадает под указанную в ст. ст. 1 и 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996г. категорию лиц, и его требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бородовицина ФИО15 удовлетворить.
Признать Бородовицина ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет».
Признать за Бородовициным ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на постановку на жилищный учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договору социального найма по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Гусева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2015 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гусевой Е.В.,
при секретаре Аверкове Р.Ю.,
с участием адвоката по ордеру Марковой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бородовицина ФИО15 к Департаменту социальной защиты населения <адрес> о признании его лицом, ранее относившимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет,
УСТАНОВИЛ:
Бородовицин Е.С.обратился в Ленинский районный суд <адрес> с требованием к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании права на постановку на жилищный учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, как лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства:
Бородовицин Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с раннего детства остался без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ года поступил в <адрес> дом ребенка №, так как был оставлен матерью. Затем был переведен в <адрес> детский дом, где находился до достижения школьного возраста. ДД.ММ.ГГГГ был переведен в <адрес> среднюю школу-интернат для детей-сирот, там обучался с первого по одиннадцатый класс.
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была лишена родительских прав в отношении истца, несовершеннолетний Бородовицин Е.С. был передан на попечение органа опеки и попечительства.
Истец утверждает, что своего отца он никогда не видел и не знает. На протяжении всего времени Бородовицин Е.С. находился на государственном обеспечении, пользовался льготами, предусмотренными для детей-сирот.
В ДД.ММ.ГГГГ году истец обратился в Департамент социальной защиты <адрес> с заявлением о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента социальной защиты населения <адрес>» ему было отказано в принятии на учет в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус «лица, ранее относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет».
Истец считает данный отказ незаконным поскольку, мотивом отказа стало то, что он представил имевшееся у него всю жизнь свидетельство о рождении выданное отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, где отсутствуют сведения об отце и матери. А по информации отдела обработки и хранения документов управления ЗАГС <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ года бюро ЗАГС <адрес> составлена запись акта о рождении Бородовицина ФИО15, в которой в сведениях о матери указано «ФИО2», в сведениях об отце указано «ФИО3».
Истцу не разъясняли его права на получение жилья или постановку на учет в качестве нуждающегося, в связи с чем, он не обратился до 23 лет с заявлением о постановке на учет. Жилья истец не имеет.
Считая свои права и законные интересы нарушенными, истец обратился в суд и с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит признать Бородовицина Е.С. лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, по категории «лица ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет. Признать за Бородовициным Е.С. право на постановку на жилищный учет, в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец Бородовицин Е.С. заявленные исковые требования в уточненном виде поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что поскольку в его личном деле находилось свидетельство о рождении, выданное <адрес> отделом ЗАГС, в котором в графе «отец» никто не указан, вопрос о лишении его родительских прав никем не инициировался, вопрос о взыскании алиментов на его содержание не ставился, между тем, с ДД.ММ.ГГГГ года до совершеннолетия он находился на полном государственном обеспечении. До недавнего времени он даже не знал как зовут его отца, не подозревал о существовании второго свидетельства о рождении.
Представитель истца адвокат по ордеру Маркова Е.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения <адрес> по доверенности Томилина Г.Д. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Управления ЗАГС <адрес> по доверенности Фурсова С.Н. при рассмотрении спора полагалась на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что Бородовицин Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был оставлен матерью ФИО2 без присмотра на несколько дней, о чём ДД.ММ.ГГГГ участковым инспектором составлен акт об оставлении ребенка без попечения родителей (л.д. ).
С ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Бородовицин Е.С. находился на полном государственном обеспечении в МУЗ «Дом ребенка №». ДД.ММ.ГГГГ переведен в <адрес> детский дом <адрес> (л.д. ).
Бородовицин Е.С. поступил в КОУ ВО «<адрес> школа-интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени ФИО10» из <адрес> детского дома и находился в учреждении на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В <адрес> школу –интернат Бородовицин Е.С. поступил со свидетельством о рождении № выданном отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. На основании данного свидетельства о рождении документировался паспортом № <адрес> РОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Бородовицин Е.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 17). Квартира находится в собственности его матери ФИО2, которая лишена родительских прав (3/4 доли) и ФИО12 (1/4 доли) (л.д. 14-15). Своего жилья не имеет (л.д. 16, 57).
В настоящее время истец принятым на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> на основании договора социального найма не значится, поскольку его статус социального сироты своевременно не был определен.
С учетом требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В ч.2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.3 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений жилищного фонд <адрес> по договорам социального найма», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей были отнесены к категории граждан имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонд <адрес> по договорам социального найма.
Однако, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены изменения, которые, в силу ст.4 указанного федерального закона, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ и распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона №15-ФЗ.
Согласно ст.1 указанного Федерального закона детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Во исполнение указанных федеральных законов в <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N148-03 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> в сфере обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статьей 3 указанного закона внесены изменения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма", вступившие в силу ДД.ММ.ГГГГ, которыми из категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма исключены дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Таким образом, из Жилищного кодекса РФ и Федерального закона №159-ФЗ исключено положение, устанавливающее внеочередное обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также изменен вид найма жилых помещений с «социального» на «специализированный».
Согласно ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Абзац 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", связывает возникновение гарантий по социальной поддержке названной категории лиц, в том числе, и путем признания факта утраты лицом попечения родителей в судебном порядке.
Таким образом, решение суда в этом случае является юридическим признанием статуса лица, оставшегося без попечения родителей.
После признания данного факта у лица возникает право предъявлять требования, связанные с реализацией гарантий, предусмотренных федеральным законодательством в указанной сфере отношений: предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, получения профессионального образования без взимания платы и т.д.
Из изложенных норм Жилищного кодекса следует, что, изъявив желание быть поставленным в список на получение жилья в льготном порядке, истец должен был представить в орган местного самоуправления документы, подтверждающие его право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Поскольку Федеральный закон N 15-ФЗ закрепил право на получение жилого помещения для "возрастных сирот", нуждающихся в жилье, независимо от того, состояли ли они на каком-либо учете, и независимо от достижения ими 23 лет, Бородовицин Е.С. с заявлением о принятии на жилищный учет по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет» обратился в Департамент социальной защиты населения <адрес>.
Приказом первого заместителя руководителя департамента от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет» в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет», со ссылкой на п.1 ч.8 ст. 21.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде <адрес>" (л.д. 19-21).
Вместе с тем, статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены следующие определения применяемых в Федеральном законе понятий:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ);
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).
В соответствии со ст. ст. 121, 145 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. В этих случаях над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов устанавливается опека или попечительство.
Как следует из материалов дела, в представленном свидетельстве о рождении Бородовицина ФИО15 (№), выданном отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют сведения об отце и матери (л.д. 10).
Вместе с тем, по информации отдела обработки и хранения документов управления ЗАГС <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ года бюро ЗАГС <адрес> составлена запись акта о рождении Бородовицина ФИО15 (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ), в которой в сведениях о матери указано «ФИО2», в сведениях об отце указано «ФИО3» (информация территориального отдела ЗАГС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д. 11, 36, 73).
Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении Бородовицина ФИО15 (л.д. 12-13).
Документы, подтверждающие факт отсутствия ФИО3 не представлены.
Так, будучи опрошенной в судебном заседании, свидетель ФИО2- мать истца, которая лишена родительских прав, суду пояснила, что указанный в свидетельстве о рождении в качестве отца ФИО3 в действительности отцом истца не является, его отцом является ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который умер в ДД.ММ.ГГГГ году.
Кроме того, свидетель ФИО2 (л.д. 81-82) подтвердила, что свидетельство о рождении Бородовицина Е.С. она не получала. Её фамилия ФИО2, это девичья фамилия (фамилия её матери). Своё отцовство ФИО4 не устанавливал. Бородовицина ФИО15, его биологический отец ФИО4 не навещал и никаким образом не поддерживал.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в период нахождения на полном государственном обеспечении истец был лишен возможности иметь содержание от своих родителей и нуждался по этой причине в социальной защите.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 509-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 192-О и др.).
При этом законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Таким образом, исходя из системного толкования ст. ст. 1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 122 Семейного кодекса РФ, содержащих определения понятий дети-сироты, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с учетом оценки обстоятельств дела и имеющихся доказательств, суд приходит к выводу, что истец подпадает под указанную в ст. ст. 1 и 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996г. категорию лиц, и его требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бородовицина ФИО15 удовлетворить.
Признать Бородовицина ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет».
Признать за Бородовициным ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на постановку на жилищный учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договору социального найма по категории «лица, ранее относившиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Гусева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.