15 августа 2017 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Солодковой У.С.,
при секретаре судебного заседания Загоскиной Е.А.,
с участием истца Торохова А.С.,
представителя истца Анкудиновой Т.И.,
представителя ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска Николаевой И.В.,
третьего лица Тороховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1665/2017 по исковому заявлению Торохова Александра Сергеевича к Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска о признании решения незаконным, обязании в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование требований истец указал, что в 2017 году обратился в Администрацию г. Усть-Илимска с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме муниципальной целевой программы поддержки молодых семей города Усть-Илимска в приобретении (строительстве) жилья «Молодым семьям - доступное жилье» на 2016-2020 годы. Заявление рассмотрено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Усть-Илимска. По сообщению Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска от 23.05.2017 ему и членам его семьи отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С такими доводами Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска истец не согласен.
С учетом уточнений исковых требований просил признать решение Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска об отказе в постановке Торохова А.С. и членов его семьи, в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимска «Доступное жильё» на 2016-2020 годы незаконным.
Обязать Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска поставить на учет Торохова Александра Сергеевича и членов его семьи, в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимска «Доступное жильё» на 2016-2020 годы с даты обращения с заявлением о принятии на учет (л.д. 38).
В судебном заседании истец Торохов А.С. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил требования удовлетворить.
Представитель истца Анкудинова Т.И. позицию своего доверителя поддержала.
Представитель ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска Николаева И.В. требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Привлеченная к участию в деле в порядке подготовки в качестве третьего лица Торохова Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Т.Д.А. Т.С.А. поддержала требования Торохова А.С. просила требования удовлетворить.
Заслушав объяснения истца, третьего лица, представителя ответчика, исследовав представленные суду доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Положению о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям города Усть-Илимска, утвержденного постановлением Администрации г. Усть-Илимска № 190 от 12.03.2015, с учетом изменений внесенных постановлениями Администрации г. Усть-Илимска от 04.08.2015 № 468, № 848 от 10.11.2015, № 35 от 25.01.2016, № 5 от 10.01.2017 участником программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, каждый член которой зарегистрирован на территории муниципального образования город Усть-Илимск, в которой возраст каждого из супругов на день принятия министерством по молодежной политике Иркутской области решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, которая признана нуждающейся в жилом помещении, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные приказом Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации определяет порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), а также устанавливает порядок определения общей площади предоставляемого по договору социального найма жилого помещения в случаях совершения гражданином действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, и период, за который учитываются такие действия и гражданско-правовые сделки.
На учет принимаются определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
определенные законом Иркутской области категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) законом Иркутской области основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с положениями статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.
Статьей 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Согласно Положению об общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Усть-Илимска, утвержденному постановлением Администрации г. Усть-Илимска от 19.04.2016 № 327, комиссия является консультативно-совещательным органом при Администрации г. Усть-Илимска, решения Комиссии носят рекомендательный характер и являются основанием для подготовки соответствующих проектов постановлений Администрации г. Усть-Илимска, приказов Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, в том числе при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Судом установлено, что Торохов А.С. 16.03.2017 обратился в администрацию г. Усть-Илимска с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, для участия в подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимска «Доступное жильё» на 2016-2020 годы (л.д. 65).
Согласно выписке из протокола № 708 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города Усть-Илимска от 19.05.2017 рекомендовано Департаменту жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска отказать Торохову А.С. в признании его и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ. Основанием к отказу послужило то, что уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи составляет 38,1 м2, исходя из состава семьи заявителя и общей площади занимаемых им и членами его семьи жилых помещений, принадлежащих на праве собственности членам его семьи, что составляет более учетной нормы.
Общественная комиссия по жилищным вопросам при Администрации горда Усть-Илимска при подсчете площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи Торохова А.С., приняла во внимание что Торохов А.С. с 22.06.1986 по настоящее время зарегистрирован в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> (общая площадь 46,9м2).
Согласно договору передачи квартир в собственность граждан от 28.12.2009 № 30619, зарегистрированному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственниками указанного жилого помещения являются: Т.Р.Р. (мать заявителя) и Т.С.А. (отец заявителя), в качестве членов семьи собственников в жилое помещение вселены:
- Торохов Александр Сергеевич (заявитель):
- Г.Р.М. (бабушка заявителя);.
В настоящее время по адресу: <адрес>, зарегистрировано 4 человека.
Жена заявителя Торохова Е.В. и дети заявителя Т.Д.А., Т.С.А. с 02.02.2011 и с рождения соответственно по настоящее время зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес> (общая площадь 328,7м2).
Согласно договору купли-продажи от 28.12.2010, зарегистрированному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником указанного жилого помещения является: Р.В.В. (отец жены заявителя), в качестве членов семьи собственника в жилое помещение вселены:
- Р.И.А. (мать жены заявителя);
- Т.Е.А. (жены заявителя);
- Р.Л.М. (бабушка жены заявителя);
- Т.Д.А. (сын заявителя);
- Т.С.А. (дочь заявителя).
В настоящее время по адресу: <адрес>, зарегистрировано 7 человек.
Общественная комиссия по жилищным вопросам при Администрации горда Усть-Илимска при подсчете площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи Торохова А.С., установила, что на каждого приходится по 38, 1 кв.м., исходя из следующего расчета.
На Торохова А.С., так как он зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, приходится 11,7 кв.м. (46,9:4).
На Торохову Е.В., несовершеннолетних Т.Д.А., Т.С.А. приходится по 46,9 кв.м., поскольку они зарегистрированы в доме по адресу: <адрес>, (328,7:7=46,9).
Итого 46,9*3+11,7=152,4:4=38,1 кв.м.
Письмом от 23.05.2017 Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрация г. Усть-Илимска известил Торохова А.С., что ему и членам его семьи отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, а именно представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Проанализировав представленные суду письменные доказательства, показания свидетелей Р.И.А., Б.А.И., в совокупности с объяснениями истца, третьего лица, суд признает заслуживающими внимания доводы истца об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об обеспеченности истца и членов его семьи более учетной нормы площадью жилого помещения.
Доводы Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска о том, что Торохов А.С. и члены его семьи обеспечены жилой площадь, поскольку являются членами семьи собственников жилых помещений, суд состоятельными признать не может, поскольку такие доводы ответчика основаны на неверном толковании положений статьи 31 ЖК РФ, по смыслу которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в постановлении от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Как пояснили Торохов А.С., Торохова Е.В. они и их несовершеннолетние дети проживают по адресу: <адрес>.
Указанные дом принадлежит на праве собственности отцу Тороховой Е.В. - Р.В.В., что подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д. 9).
В доме кроме Тороховых А.С., Е.В., Д.А.., С.А.., проживают родители Тороховой Е.В. Р.В.В. и И.А. матери Р.В.В. и Р.И.А.
Как пояснила в ходе судебного разбирательства Торохова Е.В., ее семья вселилась в дом по адресу: <адрес>, в 2010 году, после их возвращения из г. Красноярска, по причине отсутствия своего жилья у молодой семьи. Родители Тороховой Е.В. разрешили им вселиться и проживать в доме, для чего Тороховым была выделена комната площадью 25 кв.м.
Представленным суду договором безвозмездного пользования от 20.10.2011 подтверждается факт вселения Торохова А.С. в дом по адресу: <адрес>, на безвозмездной основе. Согласно договору Торохову А.С. и членам его семьи в безвозмездное пользование предоставлена комната площадью 25 кв.м. (л.д. 18-19).
Обстоятельства вселения Тороховых в жилой дом на основании договора безвозмездного пользования подтвердила в ходе судебного разбирательства супруга собственника дома, мать Тороховой Е.В. - Т.И.А., которая также суду пояснила, что в связи с тем, что семье ее дочери негде было жить, было принято решение о предоставлении Тороховой Е.В. и членам ее семьи одной комнаты. Семья ее дочери занимает в доме жилую комнату площадью 25 кв.м. У Тороховых отдельный бюджет. Семья отдельно питается, приобретает продукты питания.
Ведение отдельного хозяйства семьи Торохова А.С. и собственника жилого дома по адресу: <адрес>, подтвердила свидетель Б.А.И.
Из устных пояснений Торохова А.С. установлено, что в квартире по адресу: <адрес>, Торохов А.С. не проживает, сохраняет там регистрацию.
Свидетель Б.А.И. подтвердила, что семья Тороховых по адресу: <адрес>, никогда не жила. С 2011 года семья проживает в доме поадресу: <адрес>.
Оснований не доверять показаниям свидетелей Р.И.А., Б.А.И. у суда не имеется, показания свидетелей последовательны, согласуются с объяснениями истца Торохова А.С., третьего лица Тороховой Е.В., письменными доказательствами по делу. Личной заинтересованности свидетелей в исходе дела суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 31 ЖК РФ суд приходит к выводам, что Торохов А.С., Торохова Е.В., несовершеннолетние Т.Д.А. Т.С.А. в настоящий момент проживают отдельно от собственников жилых помещений, расположенных как по адресу: <адрес>, так и по адресу: <адрес>
В жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Торохова Е.В. несовершеннолетние Т.Д.А., Т.С.А. никогда не вселялись, в настоящее время в указанной квартире Тороховы не проживают, членами семьи собственников квартиры Т.Р.Р., Т.С.А. не являются.
Поскольку между собственником жилого дома по адресу: <адрес>, Р.В.В. и Тороховым А.С. заключен договор безвозмездного пользования, суд приходит к выводу, что Торохов А.С., Торохова Е.В., несовершеннолетние Т.Д.С., Т.С.А. членами семьи собственника жилого помещения не являются.
Суд приходит к выводу, что у Тороховых отсутствует жилое помещение, площадь которого может быть учтена при разрешении вопроса об их нуждаемости в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жильё».
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска обязан поставить на учет Торохова А.С. и членов его семьи, в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жильё» на 2016-2020 годы с даты обращения с заявлением о принятии на учет.
Решение Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска об отказе в постановке на учет Торохова А.С. и членов его семьи, в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жильё» на 2016-2020 годы не может быть признано законным.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Торохова Александра Сергеевича удовлетворить.
Решение Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска об отказе в постановке на учет Торохова Александра Сергеевича и членов его семьи, в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жильё» на 2016-2020 годы признать незаконным.
Обязать Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска поставить на учет Торохова Александра Сергеевича и членов его семьи, в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Молодым семьям - доступное жилье» на 2016-2020 годы муниципальной программы муниципального образования город Усть-Илимск «Доступное жильё» на 2016-2020 годы с даты обращения с заявлением о принятии на учет.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья У.С. Солодкова
Решение не вступило в законную силу «___»______________20___года
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-1665/2017 Усть-Илимского городского суда Иркутской области