дело № 12-99/2015
РЕШЕНИЕ
10 июня 2015 года г. Димитровград
Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Орлова С.Н., рассмотрев жалобу Королева Сергея Васильевича на постановление главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполнительного директора общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» Королева С.В.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Ульяновской области от 20 апреля 2015 года заместитель директора-исполнительный директор общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» Королева С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме * руб.
Согласно постановлению, с учетом определения главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Ульяновской области от 04 июня 2015 года об исправлении описки, заместитель директора-исполнительный директор ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» Королев С.В. 10 апреля 2015 года в зданиях, сооружениях и на территории ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», мазутохозяйства ТЭЦ, расположенного по адресу Ульяновская область г.Димитровград Речное шоссе,7, здания 208, расположенного по адресу Ульяновская область г.Димитровград пр.Димитрова, допустил нарушение требований нормативных документов в области пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации и п.31 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководитель организации не обучен мерам пожарной безопасности,
- в нарушение п.23 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководителем не утвержден график проведения занятий в объеме повторного противопожарного инструктажа,
- в нарушение п.12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации с организации отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре,
- в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации не организовал не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки
- в нарушение ст.4 ФЗ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.9.2 таблицы 3 НПБ 110-2003 здание 208 не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией,
- в нарушение ст.4 ФЗ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п.15,20 таблицы 2 НПБ 110-2003 здание 208 не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности Королев С.В. просит отменить состоявшееся по делу постановление, прекратить производство по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что он работает в должности руководителя организации 4 месяца, поэтому не имел возможности за указанный срок пройти обучение мерам противопожарной безопасности. График проведения занятий в объеме повторного противопожарного инструктажа утвержден 17.04.2015 года. Инструкция о действиях персонала в случае возникновения пожара, обязанностях и действиях работников при пожаре имелись и были предоставлены должностному лицу в ходе проверки. Нормы ППБ и НПБ, приведенные в постановлении и обязывающие оборудовать здание 208 автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре не распространяются на указанное здание.. в указанном помещении находится насосная, в соответствии с СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» указанное помещение является исключением из перечня помещений, подлежащих оборудованию указанными системами и на здания ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» не распространяются, так как в зданиях не осуществляется хранение горючих материалов.
На рассмотрение жалобы Королев С.В. не явился, будучи извещенным о времени и месте ее рассмотрения судом, в качестве своего представителя направил Соколовскую С.М., представил письменные пояснения по существу поданной им жалобы. В пояснениях Королев С.В. указал, что после проведения проверки приняты меры по устранению выявленных нарушений. Обучение мерам пожарной безопасности запланировано после подписания договора на оказание платных образовательных услуг, проект которого имеется и находится на согласовании с управляющей организации. Составлен и утвержден график проведения занятий в объеме повторного противопожарного инструктажа. Инструкции о мерах пожарной безопасности имелись. Не согласен с привлечением к ответственности за несоблюдение правил пожарной безопасности в отношении здания 208, так как вмененные ему нарушения пунктов НПБ 110-03 предусматривают нормы пожарной безопасности для помещений, в которых осуществляется хранение шерсти, меха и изделий из него. В здании 208 находятся насосы, горючие вещества и материалы в нем отсутствуют.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу - Соколовская С.М., действующая на основании доверенности, считала жалобу подлежащей удовлетворению, дала пояснения, аналогичные изложенным в жалобе. Дополнительно пояснила, что должностное лицо - главный государственный инспектор ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Ульяновской области Баранов С.А. был не полномочен проводить проверку соблюдения правил пожарной безопасности в отношении ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», так как Общество не относится к организациям, в отношении которых осуществляется надзор ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России». Данное учреждение создано в целях организации профилактики и тушения пожаров в особо важных и режимных организациях. Считает, что ООО «НИИАР- ГЕНЕРАЦИЯ» к таковым организациям не относится, поэтому протокол об административном правонарушении и постановление о назначении наказания составлены неуполномоченным лицом. Относительно нарушений, связанных с установкой пожарной сигнализации и систем оповещения о пожаре в здании 208, указывает, что должностное лицо вменило в нарушение Королеву С.В. несоблюдение НПБ 110-03, тогда как нормативным документов, регулирующим вопросы применения пожарной сигнализации является утвержденный приказом МЧС России «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» СП 5.13130.2009. данный документ, за исключением таблицы А, является документом добровольного применения и содержит указание на возможность выбора типов пожарных извещателей в зависимости от назначения и видов защищаемого помещения в соответствии с приложением М, имеющим рекомендательный характер. Считает, что исправление описки в постановлении о назначении наказания в части указания ссылки на нормативный акт, обязывающий оборудовать здание пожарной сигнализацией, не соответствует закону, так как изменение пункта НПБ является изменением мотивировочной части постановления. При принятии оспариваемого решения должностное лицо не доказало необходимость оснащения здания № 208 ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» системой оповещений и эвакуации людей при пожаре, не определило и не указало в постановлении категорию здания, вид находящихся в нем горючих веществ и материалов. Здание 208 передано во владение ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» согласно договору аренды от 01.04.2013 года в составе энергетического хозяйства и является насосной станцией, используемой для водоснабжения западной части города. В здании работает один сотрудник-машинист насосов. Указанное здание не подлежит защите пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре.
Должностное лицо - главный государственный инспектор ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Ульяновской области Баранов С.А. возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что ООО «НИИАР-Генерация» является поднадзорным объектом ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России», поскольку эксплуатирует оборудование и иное имущество, принадлежащее ОАО ГНЦ НИИАР, режимного объекта. В апреле 2015 года по распоряжению Правительства РФ проводилась проверка соблюдения Обществом правил пожарной безопасности. Выявлено, что здание 208, являющееся производственным объектом, не оборудовано пожарной сигнализацией и системой оповещения при пожаре. В здании имеются помещения хлораторной, фтораторной, установлены насосы, перекачивающие воду в Западную часть города. В здании осуществляется использование горючих веществ, в том числе масел для работы двигателей насосов, электроприборов и электрооборудования. В здании имеются административно-бытовые помещения, в которых осуществляется эксплуатация электроприборов, работает около 10 человек, имеется электрощитовая на 380 Вт. По указанным признакам здание относится к категории пожароопасности не менее В2-В4, поэтому подлежит защите автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре в соответствии с НПБ 110-03 и НПБ 104-03. Ссылку на СП 5.13130.2009 считает необоснованной, так как данный нормативный акт не освобождает от обязанности по оснащению здания 208 автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения принятого постановления.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи является административным правонарушением и влечет административное наказание для должностных лиц - в виде административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что в период с 06 по 10 апреля 2015 года на основании распоряжения главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Ульяновской области Баранова С.А. проводилась проверка исполнения ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» требований пожарной безопасности в зданиях мазутохозяйства, насосной станции и фтораторных станций.
По результатам проверки выявлены нарушения требования пожарной безопасности, в связи с чем должностное лицо- руководитель ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» Королев С.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. В адрес ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» внесено предписание №3/1/1 по устранению в срок до 01.12.2015 года нарушений требований пожарной безопасности.
Вывод должностного лица органа пожарного надзора о наличии вины руководителя организации в несоблюдении требований пожарной безопасности является правильным.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как видно из приказа № 21лс от 29.01.2015 года, Королев С.В. назначен заместителем директора- исполнительным директором ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ».
Согласно представленной доверенности заявитель обладает административном –хозяйственными и организационно –распорядительными функциями в коммерческой организации, то есть является должностным лицом и субъектом рассматриваемого правонарушения.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации".
Согласно п.3 Правил, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с п.2 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 31 названных Норм установлено, что руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Согласно п. 32 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.
Пунктом 23 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" предусмотрено, что повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.
Факт отсутствия на момент проверки, проведенной органом пожарного надзора, у руководителя организации обучения пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, отсутствия утвержденного графика повторного противопожарного инструктажа персонала подтвержден материалами дела и не оспаривается защитником Королева С.В.
Ссылка на непродолжительность работы в должности руководителя организации не может быть принята, так как период работы в должности к моменту начала проверки превышал установленный законом срок (1 мес.), отведенный для проведения обучения руководителя организации требованиям пожарной безопасности.
Устранение нарушений по окончании проведения проверки не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Доводы заявителя о том, что инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре в зданиях мазутохозяйства находится в тексте инструкций о мерах пожарной безопасности для отдельных помещений здания 208 не могут быть приняты судом, так как в содержании представленных инструкций не приведен перечень последовательных действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.
Согласно п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.
Доводы жалобы о том, что здание 208 не подлежит защите автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст.26 названного закона классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях.
Статьей 27 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ предусмотрена классификация помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности независимо от их функционального назначения с разделением на следующие категории :1) повышенная взрывопожароопасность (А); 2) взрывопожароопасность (Б); 3) пожароопасность (В1 - В4); 4) умеренная пожароопасность (Г); 5) пониженная пожароопасность (Д).
Категории помещений по пожарной и взрывопожарной опасности определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик проводимых в них технологических процессов.
К категориям В1 - В4 относятся помещения, в которых находятся (обращаются) горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они находятся (обращаются), не относятся к категории А или Б.
Отнесение помещения к категории В1, В2, В3 или В4 осуществляется в зависимости от количества и способа размещения пожарной нагрузки в указанном помещении и его объемно-планировочных характеристик, а также от пожароопасных свойств веществ и материалов, составляющих пожарную нагрузку.
Здание относится к категории В, если одновременно выполнены следующие условия: здание не относится к категории А или Б и суммированная площадь помещений категорий А, Б, В1, В2 и В3 превышает 5 процентов (10 процентов, если в здании отсутствуют помещения категорий А и Б) суммированной площади всех помещений.
Из материалов дела следует, что здание 208 является действующим производственным помещением, в котором расположены насосная, хлораторная и фтораторные станции, размещены насосы, с помощью которых осуществляется подача водоснабжения Западной части города Димитровграда.
Из пояснений должностного лица, проводившего проверку, не доверять которым нет оснований, следует, что здание 208 представляет собой одноэтажное строение, включающее несколько объединенных галереей помещений, в которых расположены помещения производственного назначения, собственно, действующая насосная станция, административно –хозяйственные помещения, включая помещения для приема пищи и отдыха персонала, пульт управления насосной станцией, электрощитовая с вводом электрокабеля напряжением 380 В. В помещениях осуществляется хранение горючих материалов, в том числе масел, используемых для обмотки двигателей насосов, горючих оболочек электроповодки, электроприборов, компьютеров.
Пояснения должностного лица соответствуют материалами дела и заявителем не опровергнуты.
С учетом изложенного, следует признать обоснованным вывод должностного лица о наличии оснований для отнесения здания № 208 к категории В2-В4 по пожарной опасности с распространением в отношении указанного здания соответствующих норм пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Согласно п. 4 указанных Норм в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Категория зданий и помещений определяется в соответствии с нормативными документами в области пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
Согласно п.9.,9.2 приложения №3 производственные помещения категории В2-В3 при их размещении в надземных этажах площадью менее 1000 м2 оборудуются автоматической пожарной сигнализацией.
Аналогичные нормы предусмотрены также и п.А10 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
Ссылка заявителя на исключение насосных станцией из перечня объектов, подлежащих защите системами пожарной сигнализации, не может быть принята, поскольку указанная норма распространена в отношении насосных станций, в которых отсутствуют горючие материалы, тогда как материалы дела свидетельствуют о том, что здание 208 является производственным объектом. В состав которого входит не только насосная станция, но иные помещения.
Обоснованно должностное лицо ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» привлечено к ответственности за нарушение норм пожарной безопасности, выразившееся в отсутствии в здании 208 системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ( далее СОУЭ) должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей, перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Перечень зданий, подлежащих оснащению системами оповещения и управления эвакуацией людей, определен в НПБ 104-03 "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденных приказом Приказ МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (ред. от 07.02.2008).
Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2.
В соответствии с пунктом 15 таблицы 2 данного перечня здания учреждений органов управления, проектно- конструкторских организаций, научно-исследовательских институтов и других административных зданий, гостиниц, подлежит оснащению средствами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В соответствии с п. 20 данного перечня производственные и складские здания категории пожарной опасности А,Б,В,Г,Д также подлежат оснащению средствами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Согласно п.17 таблицы Свода правил «СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" производственные и складские здания категории пожароопасности А, Б, В, Г, также должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2.
В ходе рассмотрения дела установлено, что здание 208 ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» не соответствует требованиям пожарной безопасности, поскольку средствами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не оснащено.
Согласно п. 61 Правил противожарного режима в Российской Федерации, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Указанные требования законодательства не были исполнены, что подтверждается актом проверки и предписанием.
Ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности несет руководитель организации, в данном случае, исполнительный директор, который не обеспечил выполнение указанных требований в возглавляемой им организации.
Вина Королева С.В. в несоблюдении правил пожарной безопасности подтверждается собранными в дело доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении, актом проверки №3 от 10.04.2015 года, предписанием № 3/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В связи с этим вывод о наличии в действиях должностного лица ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, является правомерным.
Доводы жалобы об отсутствии полномочий главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Ульяновской области на составление протокола об административном правонарушении и вынесении постановлении о назначении наказания не основаны на законе.
В соответствии со ст.23.34 КоАП РФ, органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.24, 6.25, 8.32, 11.16, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Ульяновской области является органом пожарного надзора, осуществляет свои полномочия на основании Устава, указания главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору от 08.08.2012 № 43-3881-19 «Об упорядочении деятельности по осуществлению федерального государственного пожарного надзора» и с учетом специфики деятельности ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» и осуществления им деятельности на объектах, принадлежащих на праве собственности ОАО ГНЦ НИИАР, ФГКУ имеет надзорные полномочия в отношении ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ».
Из представленных суду копии уведомления и описи документов, поданных в Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО «НИИАР -ГЕНЕРАЦИЯ» в мае 2015 года обратилось за получением лицензии на эксплуатацию ядерной установки, что также подтверждает особый характер деятельности Общества, определяющий подведомственность надзорного органа.
Доводы заявителя о несоответствии закону постановления о назначении наказания в части, касающейся формулировки пунктов нарушения по оборудованию здания пожарной сигнализации и последующего устранения должностным лицом описки в постановлении суд находит необоснованными. Возможность устранения описки предусмотрена ст. 29.12.1 КоАП РФ, данное право реализовано должностным лицом ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Ульяновской области в рамках рассматриваемого административного дела. Вопреки доводам защитника, суд полагает, что изменения существа постановления с исправлением описки не произошло.
Проанализировав представленные материалы, судья приходит к выводу о том, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и виновность должностного лица - исполнительного директора ООО «НИИАР-
ГЕНЕРАЦИЯ» Королева С.В. подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств.
Всем доказательствам дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований сомневаться в их достоверности не имеется.
Нарушений закона при составлении протокола об административном правонарушении и оформлении других материалов судом не установлено, материалы дела правомерно и обоснованно приняты должностным лицом как доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Порядок привлечения к административной ответственности нарушен не был, административное наказание назначено в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения, личности привлеченного лица, наличия смягчающих наказание обстоятельств, а потому оснований для отмены постановления о привлечении к административной ответственности от 20.04.2015 не имеется, в удовлетворении жалобы Королева С.В. следует отказать.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 87 МЧС России» по пожарному надзору Ульяновской области от 20 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполнительного директора общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» Королева С.В. оставить без изменения, а жалобу исполнительного директора общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» Королева С.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии данного решения.
Судья: С.Н. Орлова