Дело 2-142/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- 17 сентября 2018 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Знатновой Н.В.,
при секретаре Новосельской И.А.,
с участием помощника прокурора -- Середа О.А.,
представителя ответчика -- Чернышовой О.А.,
представителя ответчика МУМП «Транспортное» Тулиновой Л.Ф.,,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора -- в интересах неопределенного круга лиц к администрации --, Мазановскому унитарному муниципальному предприятию «Транспортное» о возложении обязанности оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу --, приборами учета тепловой энергии и обеспечении введения их в эксплуатацию,
установил:
-- обратился в суд с исковым заявлением к администрации --, МУМП «Транспортное», мотивируя тем, что была проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при подготовке объектов к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 г.г.
Котельная, расположенная по адресу: --, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию --.
Установлено, что на основании распоряжения администрации -- от -- ---р указанная котельная органом местного самоуправления передана на праве хозяйственного ведения МУМП «Транспортное».
Указанная котельная обеспечивает услугами по теплоснабжению 7 многоквартирных жилых дома, расположенных по адресу: --, пер. Безымянный, 3, пер. Безымянный, 5.
В октябре 2017 года Дальневосточным управлением Ростехнадзора по -- проведена проверка готовности к отопительному периоду 2017 - 2018 г.г. муниципального образования --, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе отсутствие коммерческого учета потребляемой и реализованной тепловой энергии.
Таким образом, в 2017 году основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию -- паспорта готовности явилось отсутствие на котельных муниципального образования организованного коммерческого учета потребляемой теплоэнергии - отсутствие приборов учета на котельных.
Как установлено прокурорской проверкой, проведенной в июне 2018 года, до настоящего времени муниципальная котельная, расположенная по адресу: --, не оборудована приборами учета тепловой энергии.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором района -- в адрес главы района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ по факту отсутствия на котельных приборов учета.
Вместе с тем, согласно поступившему ответу от --, выявленные нарушения фактически не устранены, меры по оборудованию муниципальных котельных приборами учета до настоящего времени не предприняты.
Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку города к отопительному периода и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставление населению -- коммунальных услуг.
Прокурор просил суд возложить обязанность на администрацию --, МУМП «Транспортное» оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу --, приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
От ответчика администрации -- поступило письменное возражение, согласно которому согласно ч.9 ст. 13 Федерального закона от -- № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с -- организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Котельная, согласно распоряжения администрации района от -- ---р передана на праве хозяйственного ведения Мазановскому унитарному муниципальному предприятию «Транспортное». Право хозяйственного ведения МУМП «Транспортное» зарегистрировано надлежащим образом, что подтверждает выписка из ЕГРП от -- кадастровый --
В компетенцию собственника (администрации --) находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе любым способом распоряжаться этим имуществом.МУМП «Транспортное» самостоятельно в принятии решений по установке какого- либо оборудования на объектах недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с ч.1 ст. 56, ч. 1 ст. 126 ГК РФ, п.11 ст. 2 Закона о теплоснабжении организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета является прямой обязанностью владельцев источников тепловой энергии, то есть МУМП «Транспортное».
Но учитывая сложившуюся судебную практику по --, администрация -- при формировании бюджета -- на 2019 год предусмотрит в рамках реализации муниципальной программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории -- на 2015 - 2020 годы» утвержденной постановлением администрации района от -- -- (в редакции постановления от -- --) денежные средства ориентировочно в сумме 350 000 рублей на приобретение и установку приборов учёта тепловой энергии на котельной.
Мероприятия по установке приборов учёта технологически возможно провести только после окончания отопительного сезона 2018-2019, то есть после --, когда будет слита вода с системы теплоснабжения. Учитывая длительность всех административных процедур, предшествующих установке приборов учёта тепловой энергии на котельной МУМП «Транспортное» администрация -- просит при вынесении решения установить срок исполнения не ранее --.
В судебном заседании помощник прокурора Середа О.А. на доводах изложенных в исковом заявлении настаивала, уточнила исковые требования тем, что просила суд обязать ответчиков в солидарном порядке оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу --, приборами учета тепловой энергии и обеспечении введения их в эксплуатацию до --.
В судебном заседании представитель ответчика администрации -- Чернышова О.А. пояснила, что признает исковые требования частично, просила суд увеличить срок исполнения решения до --.
В судебном заседании представитель ответчика МУМП «Транспортное» Тулинова Л.Ф. пояснила, что не оспаривает обязанность по установке приборов учета тепловой энергии,однако организация не имеет денежных средств для этого, считает, что собственник имущества- администрация -- должна выполнять данную обязанностью.
Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре Российской федерации» прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от -- -- «О прокуратуре Российской Федерации», исходя из положений ст. 35 указанного Закона, прокурор, в частности, имеет право, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от -- № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон --) под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В силу п.п. 1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона -- к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в т.ч.
обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона -- к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
На основании ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона -- полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от -- № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с ст. 8 Федерального закона № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета, используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Статьей 14 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона -- следует, что до -- собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, Электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона -- начиная с -- муниципальные учреждения обязаны обеспечить снижение объема
потребленных им энергоресурсов. Экономия средств используется для
обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том
числе на увеличение годового фонда оплаты труда. .
Указанные положения закона свидетельствуют о том, что оснащение муниципальных зданий приборами учета энергоресурсов, способное обеспечить контролирование использования этих ресурсов, приведет к оптимизации выполнения функций органа местного самоуправления.
Таким образом, закон возложил обязанность по оборудованию приборов учета тепловой энергии и обеспечению введения их в эксплуатацию именно на собственников зданий (в данном случае котельной).
В целях обеспечения населения -- топливно-энергетическими ресурсами при рациональном их использовании и эффективном функционировании субъектов топливно-энергетического комплекса постановлением администрации -- от -- -- утверждена муниципальная подпрограмма «Модернизация коммунальной инфраструктуры --» муниципальной программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории -- 2015 - 2020 годы».
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, котельная, расположенная по адресу: --, находится в собственности администрации муниципального образования --, на праве хозяйственного ведения принадлежит МУМП «Транспортное».
Согласно предоставленным сведениям администрации -- от -- котельная, расположенная по адресу: --, не оборудована приборами учета тепловой энергии.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона -- количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору; теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона -- владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
На основании ч. 7 ст. 19 Федерального закона -- предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Во исполнение названной нормы законодательства постановлением Правительства РФ от -- -- утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту - Правила --).
В силу п. 5 Правил -- коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Согласно п. 15 правил -- коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
Как видно из материалов дела прокуратурой -- проводились проверки исполнения ответчиками законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которого прокурором было вынесено представление от -- о нарушениях администрацией -- требований Федерального закона от -- № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от -- № 190-ФЗ «О теплоснабжении», однако, до настоящего времени действенных мер ответчиком администрацией --, МУМП «Транспортное» по оборудованию приборов учета тепловой энергии в муниципальной котельной не предпринималось, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно акту проверки от --, проведенной помощником прокурора --, установлено, что на котельной, расположенной по адресу --, с. Н.Увал, отсутствуют приборы учета тепловой энергии.
Настоящее исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, суд полагает, что количество лиц, права которых нарушаются несоблюдением требований законодательства, не является постоянным, конкретные лица, которые пользуются жилыми помещениями и проживают в них, изменяются, в связи с чем, они не могут быть определены, индивидуализированы, количество потенциальных истцов не позволяет привлечь в процесс всех пострадавших от бездействия одного и того же ответчика.
Суд полагает, что отсутствие приборов учета тепловой энергии в муниципальной котельной нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальных жилых помещениях.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора -- в части оборудования котельной приборами учета тепловой энергии и введения их в эксплуатацию.
Что касается сроков исполнения решения, то с учетом мнения стороны ответчика суд устанавливает срок до --.
В силу ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с требованиями пп. 2 п. 1 ст. 333.17, пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина должна быть уплачена ответчиками в равных долях, но не солидарно.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Из этого следует, что орган местного самоуправления - администрация -- освобождена от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, в связи с тем, что МУМП «Транспортное» не освобождено от уплаты государственной пошлины, с ответчика МУМП «Транспортное» необходимо взыскать в доход государства государственную пошлину.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций установлена в сумме 6 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ -- ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ --, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ --, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ --, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ --, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ -- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ --, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ( ░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ --. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ --.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ --.