РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ермаковское 17 ноября 2021 года
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Максиян О.Г.,
при секретаре Грязиной Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гордеева Ивана Сергеевича к ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» ФИО2 Г.Ю., ГУ МВД России по Красноярскому краю, УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действия сотрудника по задержанию транспортного средства, взыскании расходов, связанных с эвакуацией транспортного средства, судебных расходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гордеев И.С. обратился в суд с иском к ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» ФИО2 Г.Ю. о признании незаконными действия сотрудника по задержанию транспортного средства, взыскании расходов, связанных с эвакуацией транспортного средства, судебных расходов, компенсации морального вреда.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГУ МВД России по Красноярскому краю, УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю, Министерство финансов Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что 03 мая 2021 года он управлял транспортным средством ВАЗ 21213 рег.знак №, подъехал к магазину «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> А, когда зашел в магазин следом за ним забежали сотрудники ИДПС и силой вытащили его из магазина. После чего сотрудник ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» ФИО2 Г.Ю. сказал, что он не подчинился их законному требованию об остановке транспортного средства, которого фактически не было, позже стали говорить о том, что якобы он находится в состоянии алкогольного опьянения и будет привлечен за совершение административного правонарушения предусмотренного ст.12.5, ст.12.8 КоАП РФ. После того как его вытащили из магазина, сотрудник ИДПС ФИО2 Г.Ю. сказал ему, что будет произведен замер светопроницаемости окон автомобиля, на что он ему ответил, что бы инспектор указал норму нормативно - правового акта и предъявил ему документы на прибор для измерения светопропускаемости стекол автомобиля. После чего сотрудник ИДПС ФИО2 Г.Ю. предупредил его о том, что будет составлен протокол по ст.19.3 КоАП РФ за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. После чего 03.05.2021 года ИДПС ФИО2 Г.Ю. составил в отношении него протокол <адрес> по ст.19.3 КоАП РФ. Далее был вынесен протокол об отстранении от управления транспортным средством по следующим снованиям: неустойчивость позы, нарушение речи, поведение не соответствующее обстановке, в 13 час.05 мин., он был отстранён от управления. 03.05.2021 года в 14 часов 14 минут составлен протокол <адрес> о досмотре транспортного средства, без указания на то оснований, указанных в протоколе. 03.05.2021 года составлен протокол о задержании транспортного средства с помещением автомобиля на штраф стоянку ООО «Авто Федерация» пос.ФИО2. 03.05.2021 года в 14 часов 11 минут составлен протокол <адрес> о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Согласно копии акта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ состояние его опьянения не установлено. 03.05.2021 года вынесено определение <адрес> о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. 03.05.2021 года в 17 час.36 мин. он был доставлен в МО МВД ФИО2 «ФИО2», где был задержан до 04 мая 2021 года до доставления меня в Ермаковский районный суд для принятия судом решения по ст.19.3 КоАП РФ. Определением суда от 04 мая 2021 года протокол <адрес> от 03 мая 2021 года об административном правонарушении, предусмотренным ст.19.3 КоАП РФ и материалы административного дела возвращены должностному лицу в ОГИБДД МО МВД России «Шушенский», для устранения недостатков. 05 мая 2021 года вследствие незаконных действий сотрудника ИДПС ФИО2 Г.Ю. он был вынужден обратиться в ООО «Авто Федерация» в пос.ФИО2, где находился его автомобиль, с целью оплаты 1164,00 руб., за. спец.стоянку и оплаты 9480,00 рублей эвакуация транспортного средства. Полагает, что, инспектор незаконно составил протокол о задержании транспортного средства от 03.05.2021 года, кроме того полагает, что в действиях сотрудников полиции МО МВД России «Шушенский» содержаться незаконные действия по его задержания и доставлению в суд общей юрисдикции. Кроме того, сотрудник ИДПС ФИО2 Г.Ю. исходя из обстоятельств дела свидетельствующих об устранении причины задержания транспортного средства на месте выявления административного правонарушения, не разъяснил ему и не представил возможность позвонить и пригласить для управления транспортным средством иное лицо, что не противоречит действующему законодательству, сотрудник ИДПС ФИО2 Г.Ю. намеренно вызвал эвакуатор, вследствие чего он понес дополнительные затраты, связанные с эвакуацией автомобиля. В следствие незаконных действий сотрудника ИДПС ему был причинен моральный вред, выразившийся в душевном волнении, страхом перед произволом сотрудников ИДПС, временным ограничением прав и свободы. Моральный ущерб оценивает в сумме 5000 рублей. Просит признать незаконными действия сотрудника ИДПС ОГИБДД МО МВД России «ФИО2» ФИО2 Г.Ю. по задержанию транспортного средства марки ВАЗ 21213, государственный регистрационный знак А618РВ24. Взыскать с ответчика 10644 рублей, связанных с эвакуацией транспортного средства, 300 рублей оплата государственной пошлины, 5000 рублей оплата юридических услуг, 5000 рублей возмещение морального вреда.
Административный истец Гордеев И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, доверил представлять свои интересы на основании доверенности Беляевой Н.С., Мещерякову С.К.
Представитель административного истца Гордеева И.С. – Беляева Н.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомила.
Представитель административного истца Гордеева И.С. – Мещеряков С.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство об отложении судебного заседания, в удовлетворении которого отказано.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Шушенский» Ковалева Т.Я. в судебном заседании административные исковые требования не признала, по основаниям указанным в письменных возражениях, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представитель административного ответчика УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Представитель административного ответчика Министерство финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.27.12 КоАП РФ, лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.
Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.27.12 КоАП РФ, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
В соответствии с ч.3 ст.27.12 КоАП РФ, об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении ч.4 ст.27.12 КоАП РФ).
Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись (ч.5 ст.27.12 КоАП РФ).
Согласно п.6.1 ч.6 ст.27.12 КоАП РФ, критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу ч.1 ст.27.13 КоАП РФ, в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 11.8, частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), частями 2 - 4 и 6 статьи 12.19, частями 1 - 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку (п.1.1 ч.1 ст.27.13 КоАП РФ).
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (ч.3 ст.27.13 КоАП РФ).
Согласно ч.5 ч.6 ч.7 ст.27.13 КоАП РФ, протокол о задержании транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применено задержание транспортного средства, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.
В силу ч.11 ст.27.13 КоАП РФ, лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания.
В соответствии со ст.3 Закон Красноярского края от 20.06.2012 N 2-400 (ред. от 24.12.2020) "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств" (подписан Губернатором Красноярского края 02.07.2012), перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку осуществляется специализированной организацией на основании протокола о задержании транспортного средства.
Лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги), в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (ч.2 ст.7 Закона от 20.06.2012 N 2-400).
Из материалов дела следует, что в 12 часов 50 минут 03.05.2021 года сотрудниками ДПС ГИБДД МО МВД России «Шушенский» ФИО2 Г.Ю. и ФИО6 был выявлен факт управления транспортным, средством ВАЗ 21213 г/н №, под управлением Гордеева И.С., находящегося в состоянии опьянения (резкое изменение кожных покровов и.т.д.).
В связи с чем, 03.05.2021 года в 13:05 часов составлен протокол об отстранении водителя от управления транспортным средством, в 14:11 часов составлен протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в 14:14 часов составлен протокол досмотра транспортного средства, в 14:30 часов составлен протокол о задержании транспортного средства, а также 03.05.2021 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Согласно акта от 01.06.2021 № медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) у Гордеева И.С. установлено состояние опьянения, при исследовании обнаружено: а – пирролидиногексиофенон (а-РНР), а – пирролидиновалероферон (а-PVP) – производные N-метилэфедрона.
07.10.2021 года в отношении Гордеева И.С. составлен протокол <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.8 КоАП РФ. На момент рассмотрения дела данный административный материал не рассмотрен.
Согласно абз.1 п.2.7 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021), водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
В силу п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.08.2021), одним из направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании не подтвержден факт незаконных действий должностного лица ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» ФИО2 Г.Ю. о задержании транспортного средства и об отстранении Гордеева И.С. от управления транспортным средством, поскольку у сотрудника имелись достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения. Суд приходит к выводу о том, что должностное лицо ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» ФИО2 Г.Ю. действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и его действия соответствуют требованиям п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции". В связи с чем, административные исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Гордеева Ивана Сергеевича к ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» ФИО2 Г.Ю., ГУ МВД России по Красноярскому краю, УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действия сотрудника по задержанию транспортного средства, взыскании расходов, связанных с эвакуацией транспортного средства, судебных расходов, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Ермаковский районный суд Красноярского края.
Председательствующий О.Г. Максиян
Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2021 года.
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 01 декабря 2021 года.