Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-39/2020 ~ М-22/2020 от 15.01.2020

                                                                                     УИД: 28RS0006-01-2020-000053-53

                                                                                                                 Дело № 2-39/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 года                                                                  п. Новобурейский

Бурейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Хиневича А.Г.,

при секретаре Шевченко М.В.,

с участием

истца - помощника прокурора <адрес> ФИО5,

представителя ответчика ООО «Теплосервис» ФИО4, действующего на основании доверенности от 29 ноября 2019 года № 2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бурейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей с. Успеновка к Администрации Успеновского сельсовета, ООО «Теплосервис» о возложении обязанности солидарно оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, с. Успеновка прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию, в - срок до 1 сентября 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

15 января 2020 года прокурор Бурейского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей с.Успеновка Бурейского района Амурской области к Муниципальному казённому учреждению Администрации Алексеевского сельсовета Бурейского района Амурской области о возложении обязанности оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, с. Успеновка прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию, - в срок до 1 сентября 2020 года.

В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Бурейского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190) под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

В силу п.п.1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190 к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в т.ч. обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

Как установлено ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 Закон Амурской области от 03.10.2014 № 413-ОЗ (ред. от 04.03.2016) «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены вопросы организации теплоснабжения населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 следует, что до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

На основании ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.

Во исполнение названной нормы законодательства постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту - Правила № 1034).

В силу п. 5 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.

Согласно п. 15 правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.

Установлено, что в собственности муниципального образования Алексеевского сельсовета находится котельная, расположенная по адресу: Амурская область, Бурейский район, с. Успеновка.

Вместе с тем по результатам проверки установлено, что вопреки требованиям законодательства о теплоснабжении и энергосбережении котельная с. Успеновка приборами учета тепловой энергии не оборудована.

Указанная котельная обеспечивает услугами по теплоснабжению жилые дома и социально-значимые объекты, расположенные на территории с.Успеновка.

В целях определения порядка оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 утверждены Правила оценки к отопительному периоду (далее - Правила №103).

В соответствии с п. 2 Правил № 103 проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

В п. 10 Правил № 103 предусмотрены пресекательные сроки получения паспортов готовности:

- не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии;

- не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций;

- не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

Отсутствие приборов учета на котельной послужило основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию Успеновского сельсовет паспорта готовности котельной к отопительному периоду.

Паспорт готовности муниципального образования к отопительному периоду является основным документом, подтверждающим надлежащую подготовку к отопительному периоду и гарантией надежного, безопасного и бесперебойного предоставление населению коммунальных услуг.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица.

Круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным в виду того, что количество жителей сельского поселения - изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать.

Просил суд возложить обязанность на МКУ Администрацию Успеновского сельсовета Бурейского района Амурской области оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, с.Успеновка прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию, - в срок до 1 сентября 2020 года.

Определением Бурейского районного суда от 10.02.2020 по ходатайству истца - прокурора Бурейского района Амурской области в качестве соответчика привлечено ООО «Теплосервис».

Прокурор ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объёме. В обоснование привела те же доводы, что и в исковом заявлении. Просила суд возложить солидарную обязанность на Администрацию Успеновского сельсовета, ООО «Теплосервис» оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, с Успеновка прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию, - в срок до 1 сентября 2020 года.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие законного представителя ответчика ФИО6, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего суд рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно письменного отзыва с исковыми требованиями согласившегося.

Представитель ответчика ООО «Теплосервис» ФИО4, в судебном заседании исковые требования прокурора Бурейского района не признал. Суду пояснил, что ООО «Теплосервис» осуществляет пользование котельной на основании концессионного соглашения. Выполнение требований по подготовке поселения к отопительному периоду относится к полномочиям органа местного самоуправления - собственника котельных, в связи с чем, обязанность по оборудованию муниципальной котельной прибором учёта тепловой энергии должна быть возложена на администрацию Успеновского сельсовета. В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» обязанность организовать коммерческих учёт тепловой энергии возложена на владельца источников тепловой энергии. По смыслу Федерального закона «О тепловой энергии» под владельцем источника тепловой энергии понимается собственник этого имущества. В соответствии с ч. 5 ст. 19 «О теплоснабжении» владелец источника тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющих приборов учёта потребители обязаны организовать коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учёта в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы(в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учёта используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.

Из системного толкования указанных норм следует, что на органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия собственника в отношении зданий, строений, сооружений и иных объектов, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ возложена обязанность оснастить указанные объекты, приборами учёта тепловой энергии.

В связи с этим довод о том, что с передачей котельных в пользование по концессионному соглашению обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» на эту организации, возложена обязанность по установке приборов учета считаем необоснованным.

Согласно условиям вышеуказанного концессионного соглашения, котельная передана во временное владение и пользование ООО «Теплосервис» в целях осуществления деятельности по производству и поставке тепловой энергии потребителю в границах муниципального образования Успеновского сельсовета с использованием данных объектов.

Из данного концессионного соглашения не следует, что ООО «Теплосервис» обязано за свой счет оборудовать муниципальную котельную приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию.

Правовые основания для возложения на ООО «Теплосервис» обязанности по установке в муниципальной котельной с. Успеновка прибора учета тепловой энергии отсутствуют.

Просил в удовлетворении требований к ООО «Теплосервис» отказать.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Администрации Бурейского район Амурской области, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщившего. В письменном отзыве указавшего, что между муниципальным образованием Успеновский сельсовет в лице Администрации Успеновского сельсовета (концедент) и Обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (концессионер) 15.07.2014 заключено концессионное соглашение, в соответствии с пунктом 1 раздела 3.4. которого, концессионер обязался за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в акте приема-передачи настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту и осуществлять на территории муниципального образования Успеновский сельсовет теплоснабжение с использованием объекта соглашения, а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с п. 26 концессионного соглашения оно вступает в силу со дня подписания и действует в течение 7 лет. Концессионное соглашение в настоящее момент не расторгнуто и недействительным либо незаключенным не признано.

Объект соглашения передан концедентом концессионеру по акту приема-передачи 15.07.2014, т.е. ООО «Теплосервис» владеет системой отопления, механизмами и оборудованием в соответствии с условиями Концессионного соглашения.

В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта.

Энергетическая эффективность котельной, которая построена еще в 1984, падает год от года. Оборудование требует обновления. К типовым этапам реконструкции котельной относят оптимизация работы системы в целях повышения эффективности работы установки, снижения эксплуатационных затрат и приведения котельной в полное соответствие современным требованиям.

Реконструкция котельной может выполняться различными путями. При этом решения внедряются как в комплексе, так и по отдельным направлениям.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190 владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета. При отсутствии в точках учета приборов учета допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии расчетным путем.

Правила оценки готовности к отопительному утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила). Согласно п. 18, пп. 4 Правил в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

Согласно п. 13, пп. 9 Правил в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций Ростехнадзором проводится, в том числе и проверка организации коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии.

В соответствии с п. 31. Правил коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

а) отсутствие в точках учета приборов учета;

б) неисправность прибора учета.

Следовательно, коммерческий учет тепловой энергии на котельной в селе Успеновка не требуется, так как учет ведется расчетным методом.

Согласно п. 16 Правил № 1034 от 18.11.2013 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.

В соответствие с п. 17, вышеуказанных Правил организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

При разработке проекта, определяется вид прибора учета. Работы по разработке проекта производятся специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. После изготовления проекта, приобретается и устанавливается прибор учета. В соответствии с проектом специализированная организация устанавливает прибор учета. Приборы учета не устанавливают в отопительный сезон. После установки прибора учета его пломбируют и принимают к учету.

Разработка проекта, приобретение и последующая установка узла учета требуют не малые сроки, поэтому оборудовать муниципальную котельную в селе Успеновка приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение в эксплуатацию в срок до 01.09.2020 года невозможно.

Просил суд в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации Успеновского сельсовета отказать в полном объеме. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» оборудовать муниципальную котельную в селе Успеновка приборами учета тепловой энергии. Перенести сроки введения в эксплуатацию приборов учета до 1 сентября 2021 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица: Министерства ЖКХ Амурской области, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщившего. В письменном отзыве указавших, что по вопросу правомерности предъявления со стороны Ростехнадзора исключительного требования о наличии на котельной прибора коммерческого учета тепловой энергии для получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду и необходимости установки приборов коммерческого учета тепловой энергии на котельной в случае, если котельная и тепловые сети принадлежат одному и тому же лицу полагаем возможным отметить следующее.

В силу статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе и муниципальные образования.

Правила оценки готовности к отопительному периоду утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила).

Так, согласно пункту 18 Правил в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду Ростехнадзором должны быть проверены, в том числе выполнение Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

При этом в соответствии с положениями пункта 13 Правил в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций в целях оценки готовности их к отопительному периоду проверятся, в том числе и организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии.

По смыслу положений пункта 13 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя -установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее – приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона № 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Случаи, когда объем потребления определяется расчетным путем, предусмотрены частью 3 названной статьи.

Так, осуществление коммерческого учета тепловой энергии допускается расчетным путем в случае отсутствия, неисправности приборов учета или нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета.

Аналогичное положение закреплено и в пункте 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034.

Установка приборов учета тепловой энергии на котельных не требуется в виду того, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя на котельной с.Успеновка Бурейского района ведется расчетным способом в соответствии с требованиями ст. 2 п. 13 Федерального закона № 190- ФЗ.

Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.ст. 45, 46, 17 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

Статьей 150 ГК РФ, установлено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает обращение прокурора в защиту прав неопределенного круга жителей Успеновского сельского поселения Бурейского района правомерным, поскольку круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным ввиду того, что количество жителей поселений, как и количество учащихся в школах - изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать.

На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190) под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

В силу положений пп. 1, 9 ч. 1 ст.3, п. 1 ч.1, 1.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

Как установлено ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Пунктом 1 Закон Амурской области от 03.10.2014 № 413-ОЗ (ред. от 04.03.2016) «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены вопросы организации теплоснабжения населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 № 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 следует, что до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

На основании ч.7 ст.19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.

В силу п. 5 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.

Согласно п. 15 правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.

Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствие с п.1 Правил оценки готовности к отопительному периоду утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103, предусмотрено настоящие Правила разработаны для определения порядка оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

В соответствие с п.2 Правил № 103, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).

В соответствие с п.9 Правил № 103, паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

В соответствие с п.9 Правил № 103, сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

В п. 10 Правил № 103 предусмотрены пресекательные сроки получения паспортов готовности:

- не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии;

- не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций;

- не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

Отсутствие приборов учета на котельной послужило основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию Успеновский сельсовет паспорта готовности котельной к отопительному периоду.

В судебном заседании установлено, что из-за отсутствия прибора учета на котельной в с.Успеновка муниципальному образованию Успеновский сельсовет отказано в выдачи паспорта готовности к отопительному сезону 2019-2020 годов.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Уставом муниципального образования Успеновский сельсовет, Свидетельством о государственной регистрации права от 28.07.2011, Свидетельством о регистрации в ЕГРЮЛ от 10.04.2002, техническим паспортом котельной № 2, кадастровым паспортом здания котельной № 1 доказано, что в собственности Муниципального казённого учреждения Администрации Успеновский сельсовет Бурейского района находится котельная № 2, назначение нежилое, общая площадь 182,3 кв.м., инв. № 10:215:002:007180790, кадастровый номер №28:11:011701:7:10:215:002:007180790, адрес (местонахождения) объекта: Амурская область, Бурейский район, Успеновский с/с, с.Успеновка, которая вопреки требованиям законодательства о теплоснабжении и энергосбережении не оборудована приборами учета тепловой энергии, что не оспаривается сторонами.

Указанная котельная, являясь муниципальной собственностью обеспечивает услугами по теплоснабжению жилые дома и социально-значимые объекты, расположенные на территории с. Успеновка Бурейского района.

Концессионным соглашением от 15.07.2014 года и приложениями, Уставом ООО «Теплосервис», свидетельством о постановке на налоговый учет, свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 10.01.2014 года подтверждается, что ООО «Теплосервис» являясь юридическим лицом, виды деятельности, которой: производство и передача тепловой энергии снабжение тепловой энергией; обеспечение работоспособности котельных и тепловых сетей заключило с муниципальным образованием Алексеевский сельсовет 15.07.2015 года Концессионное соглашение, согласно которого предоставляет ООО «Теплосервис» права владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры, в том числе здание котельной с.Успеновка. ООО «Теплосервис» в свою очередь обязано за счет собственных средств в порядке и на условиях, установленных настоящим Соглашением реконструировать объекты концессионного соглашения объекты коммунальной инфраструктуры и осуществлять деятельность с использованием объектов.

Согласно п. 9 Концессионного соглашения Администрация Успеновского Алексеевского сельсовет осуществляет контроль за соблюдением условий Концессионного соглашения.

Вопросы установки приборов учёта тепловой энергии по концессионному соглашению не переданы концессионеру ООО «Теплосервис», а также они не обеспечены финансированием в данной части.

Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы(в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учёта используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.

В результате проведенной прокурором Бурейского района проверки исполнения законодательства в сфере ЖКХ установлено, что Администрацией Успеновского сельсовета не приняты меры по выполнению требований законодательства о теплоснабжении и энергосбережении, муниципальная котельная с. Успеновка приборами учета тепловой энергии не оборудована.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Анализируя исследованные судом доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Бурейского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей с.Успеновка Бурейского района Амурской области к Муниципальному казённому учреждению Администрации Успеновского сельсовета Бурейского района Амурской области о возложении обязанности оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, с.Успеновка, с кадастровым (условным) номер 28:11:011701:7:10:215:002:007180790, общей площадью 182,3 кв.м., прибором учёта тепловой энергии, являются законными, обоснованными и подлежит удовлетворению.

Суд принимает признание иска законным представителем ответчика.

Учитывая, что полномочия Администрации Успеновского сельсовета по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, а также учитывая, что оборудование муниципальной котельной, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, с. Успеновка прибором учёта тепловой энергии и обеспечение введение её в эксплуатацию должно быть организовано до начала следующего отопительного периода, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда, для обеспечения введения прибора учёта на котельной в эксплуатацию, - в срок до 1 сентября 2020 года, разумным и достаточным.

Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона, концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, срок действия концессионного соглашения, описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения, срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения.

В статьях 45,46 ФЗ «О концессионных соглашениях» также имеются обязательные требования к концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения. Решение такого концессионного соглашения должно включать информацию о конкретном задании, предложении концессионеру, а в конкурсной документации должны быть отражены основные характеристики мероприятий, которые должен исполнить концессионер.

Из вышеуказанных правовых актов следует, что передача собственником (Администрацией Успеновского сельсовета) здания котельной с оборудованием в пользование ООО «Теплосервис» не освобождает орган местного самоуправления от установленной законом и отраслевыми подзаконными актами обязанности обеспечивать содержание, переданного во владение и пользование здания и имеющегося в нем теплоснабжающего оборудования.

Предъявляя требования к ООО «Теплосервис» о возложении обязанности оборудовать муниципальную котельную прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию, прокурор исходил из того, что фактически указанная котельная находится во владении и пользовании ООО «Теплосервис». Суд учитывает, что собственником котельной, расположенной по адресу: Амурская область, Бурейский район, с.Успеновка, является администрация Успеновкого сельсовета, а ООО «Теплосервис» имеет только право владения и пользования указанной котельной в рамках концессионного соглашения, по которому передано здание котельной с теплотехническим оборудованием, тогда как обязанность по оборудованию муниципальной котельной прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию, несет собственник тепловых энергоустановок в силу ст. 210 ГК РФ, ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований прокурора Бурейского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей села Успеновка Бурейского района Амурской области к ООО «Теплосервис» о возложении обязанности оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, с.Успеновка прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию, в - срок до 1 сентября 2020 года, надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бурейского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей села Успеновка Бурейского района Амурской области к Администрации Успеновского сельсовета удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию Успеновского сельсовета оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, с. Успеновка прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию, в - срок до 1 сентября 2020 года,

В удовлетворении исковых требований прокурора Бурейского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей села Успеновка Бурейского района Амурской области к ООО «Теплосервис» о возложении обязанности оборудовать муниципальную котельную, расположенную по адресу: Амурская область, Бурейский район, с.Успеновка прибором учёта тепловой энергии и обеспечить введение его в эксплуатацию, в - срок до 1 сентября 2020 года, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                          (подпись)                       А.Г. Хиневич

Копия верна:

Судья Бурейского районного суда                                                 А.Г. Хиневич

Решение суда в окончательной форме составлено 26 июня 2020 года.

2-39/2020 ~ М-22/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Бурейского района Амурской области
Ответчики
Администрация Успеновского сельсовета
ООО "Теплосервис"
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
Администрация Бурейского района Амурской области
Суд
Бурейский районный суд Амурской области
Судья
Хиневич А.Г.
Дело на странице суда
bureiskiy--amr.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2020Передача материалов судье
15.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
15.06.2020Производство по делу возобновлено
25.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее