Дело № 2-934-2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Губаха 02.08.2017 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н.Мельникова,
при секретаре А.Е. Захаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карбалевич Е.Ф. к администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о обязании заключить соглашение о выкупе жилого помещения и выплатить выкупную цену,
УСТАНОВИЛ:
Карбалевич Е.Ф. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Губаха», заявив требования об обязании ответчика заключить с ней соглашение о выкупе жилого помещения и выплатить выкупную цену из расчета 18517 рублей за один квадратный метр. В обоснование иска указала, что она является собственником <адрес> общей площадью 60,4 кв.м. В рамках муниципальной адресной программы «Развитие территории городского округа «<адрес>», утвержденной постановлением администрации городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением администрации городского округа <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка организации компактного проживания жителей бывших шахтерских поселков городского округа «<адрес>», <адрес> был включен в вышеуказанную программу. Реализация программы в отношении <адрес> была завершена в ноябре 2016 года. В рамках данной программы ответчиком были предоставлены квартиры по договору социального найма бывшим нанимателям жилых помещений в указанном доме. В ноябре 2016 года постановлением № ответчик принял решение о сносе многоквартирных жилых домов, расселяемых в рамках реализации мероприятий муниципальной программы, в том числе и <адрес>. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.12.2009 года №316-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках программных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ (в отношении собственников жилых помещений) и в соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ (в отношении нанимателей жилых помещений). Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, п.3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. В соответствии с ч.10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку изъятия жилых помещений в этом случае применяются положения частей 1-3, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, при этом выкупная цена и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником. Постановлением Правительства Пермского края от 16.01.2017 года №14-П утверждена средняя расчетная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края, для Губахинского городского округа она определена в размере 18517 рублей.
Истица Карбалевич Е.Ф. в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы Ганееву Р.Т. и Кузовлеву К.А., которые в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, дополнив, что обоснованность настоящего иска подтверждается вступившим в силу решением Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № года.
Представитель администрации городского округа «Город Губаха» Андреев П.А. в судебном заседании иск не признал, мотивируя тем, что истица в орган местного самоуправления по вопросу изъятия жилого помещения, заключения соглашения и выплате выкупной цены не обращалась, поэтому вывод о нарушении ее прав является необоснованным. Многоквартирный жилой <адрес> в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» не включен. Обязанность органа местного самоуправления выкупить жилое помещение, находящееся в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, возникает при соблюдении установленного статьей 32 ЖК РФ порядка. В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ требование о сносе или реконструкции в разумный срок многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, предъявляется межведомственной комиссией ко всем собственникам помещений в указанном доме, соответственно обязанность принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, и каждого жилого помещения в указанном доме возникает у органа местного самоуправления при условии, что это требование было получено всеми собственниками, но не исполнено ими в разумный срок. Выкуп жилых помещений в аварийном многоквартирном осуществляется в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Данный порядок регламентирован главой VII.1 Земельного кодекса РФ и предусматривает процедуру принятия решения об изъятии всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию. Администрацией города Губаха до настоящего времени решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, а также об изъятии жилых помещений в данном доме не принято. Собственникам требование о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств не предъявлено. Следовательно, порядок изъятия по ст.32 ЖК РФ не соблюден, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. К доводам истицы о стоимости объекта недвижимости также стоит отнестись критически, поскольку обозначенная сумма исковых требований многократно превышают фактическую, реальную стоимость жилья, так как <адрес> построен в 1952 году и, следовательно, обладает не сегодняшний момент существенным процентом износа. Кроме того, постановлением администрации городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплекса мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства городского округа «<адрес>» прописан механизм действий администрации по дальнейшему использованию многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу, а именно разделом 4 предусмотрено, что дома, признанные ветхими и аварийными после ДД.ММ.ГГГГ, будут включены в программу по переселению с октября 2017 годы.
Кроме того, в действиях истицы четко прослеживаются действия, направленные на злоупотребление правом, а именно получение дохода за счет средств администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края. О злоупотреблении правом (ст. 10 ГК РФ) свидетельствует то, что истица является жителем другого административного района, на протяжении нескольких лет скупает и перепродает недвижимость, является собственником ряда жилых домов, квартир и земельных участков, а спорная квартира была приобретена истицей в том же месяце, в котором было принято заключение о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, то есть истица не планировала проживать и пользоваться аварийным жильем, а приобрела его с целью наживы.
Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч.1). Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2). Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4). Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч.6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8). Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч.9). Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч.10).
В силу статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п.1). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п.2).
В ходе судебного разбирательства установлено, что истица Карбалевич Е.Ф., постоянно зарегистрирована и проживает в д.<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником <адрес>, которую она приобрела на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный дом заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № был признан аварийным и подлежащим сносу, постановлением администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ № включен в перечень домов, подлежащих расселению и сносу в 2019 году, однако в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до сих пор не включен, и до настоящего времени администрацией городского округа «Город Губаха» не начато осуществление предусмотренной ст.32 Жилищного кодекса РФ процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, а также изъятия путем выкупа у собственников каждого жилого помещения в этом доме, в том числе принадлежащей истице <адрес>.
Это подтверждается, кроме объяснений сторон, письменными доказательствами.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии АА 53588, выданному ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, Карбалевич Е.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником <адрес>, которую приобрела на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В заключении межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ № решено: в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести снос многоквартирных домов, расселяемых в рамках реализации мероприятий по организации компактного проживания жителей бывших шахтерских поселков городского округа «Город Губаха» в <адрес>, в том числе и <адрес>; в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить сметную стоимость работ по сносу домов; в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести оценку стоимости приватизированных квартир, расположенных в подлежащих сносу многоквартирных домах.
Из адресных справок и копии паспорта гражданина РФ серии ________________ № следует, что Карбалевич Е.Ф. регистрации в <адрес> не имела, с ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Из выписок из ЕГРП (л.д. 57-165) следует, что Карбалевич Е.Ф. в период с 2001 года по 2017 год совершила 221 сделку купли-продажи недвижимости и в настоящее время является собственником 8 жилых домов, 21 жилого помещения (в том числе квартир), 4 нежилых помещений (в том числе зданий), 21 земельного участка, которые расположены на территории <адрес> и Республики Крым. В отношении принадлежащей истице квартиры по адресу: <адрес>, принято решение об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа (л.д.132).
Постановлением администрации городского округа «Город Губаха» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден комплекс мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства городского округа «Город Губаха», в том числе формирование и актуализация реестра аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ, формирование и утверждение адресной программы по переселению граждан из этого аварийного жилья с учетом возможности дополнительного финансирования за счет средств Фонда ЖКХ (пункты 15-17 раздела IV).
Распоряжением главы администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ №-р на управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства» администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края возложена обязанность подготовить и направить заявку в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края для принятия решения о включении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ, в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда в период с 2018 по 2023 годы. Конкретные сроки отселения граждан из данных многоквартирных домов в данном распоряжении не указаны. Этим же распоряжением утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в который внесен <адрес>.
При разрешении спора суд руководствуется разъяснениями, содержащимися в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года), согласно которым из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, права собственников жилых помещений в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу определяются положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обязанность органа местного самоуправления выкупить жилое помещение, находящееся в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, возникает при соблюдении установленного данной статьей порядка.
Из совокупности исследованных доказательств следует, что несмотря на то что заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, администрацией городского округа «Город Губаха» до настоящего времени не начато осуществление предусмотренной ст.32 ЖК РФ процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, а также изъятия путем выкупа у собственников каждого жилого помещения в этом доме, в том числе принадлежащей истице Карбалевич Е.Ф. <адрес>.
Никаких доказательств направления окружной администрацией требований о сносе аварийного <адрес> собственникам расположенных в нем помещений, получения этих требований собственниками и отказа собственников от сноса дома истцом не представлено.
Поскольку предварительная процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ, в данном случае не соблюдена, то основания для принятия органом местного самоуправления решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в этом доме путем выкупа отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации размер возмещения за изымаемое жилое помещение, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить собственнику возмещение за изымаемое жилое помещение. В соответствии с положениями части 9 указанной статьи вопрос о размере возмещения и условиях выкупа подлежит разрешению судом в случае, если между собственником и органом местного самоуправления не достигнуто соглашение по этим вопросам. Между тем, никаких доказательств своего обращения в окружную администрацию по вопросу выкупа жилого помещения истица не представила, поэтому оснований для разрешения судом вопроса о размере возмещения и условиях выкупа не имеется.
Ссылка истицы на постановление Правительства Пермского края от 16.01.2017 года №14-П является неосновательной, поскольку определенная этим постановлением расчетная стоимость одного квадратного общей площади жилья применяется для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений и к исследуемым правоотношениям не применима.
Также суд находит заслуживающими внимания возражения ответчика о том, что в действиях истицы четко прослеживаются действия, направленные на злоупотребление правом, а именно получение дохода за счет средств администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, поскольку истица на протяжении многих лет активно скупает и перепродает недвижимость (221 сделка купли-продажи) и в настоящее время является собственником ряда жилых домов (8), жилых помещений и квартир (21), нежилых помещений и зданий (4), земельных участков (21), что свидетельствует об отсутствии у нее изначально намерения проживать в спорном жилом помещении, которое она приобрела в собственность за 20 дней до признания <адрес> аварийными и подлежащими сносу. В отношении одной из принадлежащих истице квартир уже принято решение об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа (л.д.132). При таких обстоятельствах суд признает обоснованными ссылки ответчика на недобросовестность истицы, желающей получить имущественную выгоду за счет муниципального бюджета, как основание в отказе в защите принадлежащих ей прав в силу ст. 10 ГК РФ.
Ссылка истицы на длительное неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по обеспечению их жилищных прав в порядке, установленном ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку какими-либо доказательствами не подтверждена. Вопреки доводам истицы, окружная администрация постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № определила мероприятия по организации компактного проживания жителей бывших шахтерских поселков городского округа «Город Губаха» в <адрес>, в том числе и жителей <адрес>, включая производство оценки стоимости приватизированных квартир, расположенных в подлежащих сносу многоквартирных домах в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в последующим их включением в программу по переселению из аварийного жилья. Сама истица по вопросу переселения из аварийного жилья в администрацию городского округа «Город Губаха» не обращалась, что подтверждает доводы ответчика о том, что спорная квартира приобретена ею исключительно с целью наживы.
Ссылка истицы на решение Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № года является неосновательной, поскольку это решение в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании окружной администрации заключить соглашение о выкупе у истицы спорной квартиры и выплатить ей выкупную цену за это жилое помещение не имеется, поскольку данные требования заявлены без учета установленного ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ порядка осуществления предварительных процедур, предшествующих решению вопроса о выкупе жилого помещения.
Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Карбалевич Е.Ф. в удовлетворении иска к администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края об обязании заключить соглашение о выкупе <адрес> края и выплатить выкупную цену за это жилое помещение исходя из расчета стоимости одного квадратного метра в размере 18517 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: