Дело № 12-601/2018
Р Е Ш Е Н И Е
20 ноября 2018 года г. Севастополь, ул. Ленина, 31
Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев жалобу должностного лица – генерального директора Публичного акционерного общества «Севастопольгаз» (ПАО «Севастопольгаз» Козлова М.С. на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю от 05.09.2018 года № о привлечении должностного лица Козлова М.С. к административной ответственности по ст. 19.5 ч.11 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
05.09.2018 г. постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю №/Д-1 должностное лицо Козлов М.С. признан виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 11 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что при проведении внеплановой выездной проверки в период с 07.08.2018 года по 13.08.2018 года по адресу: <адрес> были выявлены нарушения, связанные с невыполнением должностного лица – генерального директора ПАО «Севастопольгаз» Козловым М.С. предписания об устранении нарушений законодательства в области надзора в области промышленной безопасности от 19.02.2018 года №, срок которого истек 05.08.2018 года, а именно: не выполнен пункт 1 ранее выданного предписания – не обеспечивается исправное и безопасное состояние сети газораспределения, а именно: в охранной зоне газопровода высокого давления Ду-400, расположенного по адресу: <адрес> установлено капитальное строительство, чем нарушено пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, пункт 14 (а) Правил охраны газораспределительных сетей (Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 №).
Не согласившись с указанным постановлением, Козлов М.С. обратился в Ленинский районный суд с жалобой.
В судебном заседании представитель Дзюбан Г.В. настаивал на удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям. Кроме того, пояснил, что решением Арбитражного суда г. Севастополя от 19.10.2018 года постановление по делу об административном правонарушении № от 20.04.2018 вынесенное Межрегиональным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю о признании Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей, признано незаконным и отменено. Указанным решением установлено, что обязанность по соблюдению охранных зон (запрет строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения в охранных зонах газораспределительных сетей) возложена на собственников, владельцев или пользователей земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.
Выслушав представителя заявителя, изучив представленные материалы, прихожу к следующему выводу.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 07.08.2018 года по 13.08.2018 года по адресу: <адрес> была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица ПАО «Севастопольгаз».
В соответствии с актом проверки № от 13.08.2018 выявлены факты невыполнения пункта 1 предписания от 19.02.2018 №, а именно не обеспечивается исправное и безопасное состояние сети газораспределения, а именно: в охранной зоне газопровода высокого давления Ду-400, расположенного по адресу: <адрес> установлено капитальное строительство, чем нарушено пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, пункт 14 (а) Правил охраны газораспределительных сетей (Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 №878.
По данному факту 23.08.2018 был составлен протокол об административном правонарушении №
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю № от 05.09.2018 г., генеральный директор ПАО «Севастопольгаз» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
С указанным постановлением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Должностное лицо, при рассмотрении дела об административном правонарушении, исходил из доказанности в действиях Козлова М.С. состава и события правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из буквального толкования диспозиции части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Данный правовой подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, например, в постановлениях от 15 декабря 2014 года N № от 29 октября 2014 года N №, от 24 августа 2017 года N № и других.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116- ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
Статьей 9 Закона № 116-ФЗ предусмотрены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. Частью 1 названной статьи установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, разработаны на основании Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.
Юридические и физические лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, а также функционирования газораспределительных сетей, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 49 Правил № 878).
Согласно предписанию от 19.02.2018 года № обществу предписано обеспечить исправное и безопасное состояние сети газораспределения, а именно: в охранной зоне газопровода высокого давления Ду-400 в районе участков №№ установлено капитальное строение, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно требованиям подпункта «а» пункта 14 Правил охраны газораспределительных сетей на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
Пунктом 2 Правил № 878 установлено, что настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
В соответствии с пунктом 7 Правил охраны газораспределительных сетей для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны: вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода; вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны.
При этом пунктами 17, 18, 21 Правил № 878 предусмотрено, что на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации производится утверждение границы охранной зоны газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки, указанных в пунктах 14, 15, 16 Правил, которое в свою очередь является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров. Указанные в пунктах 14, 15, 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из приведенных норм следует, что обязанность по соблюдению ограничений, установленных подпунктом «а» пункта 14 Правил № 878 (запрет строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения) возложена на собственников, владельцев или пользователей земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо лиц, осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Между тем доказательств возведение ПАО «Севастопольгаз» капитального строения, административным органом не представлено, как и не представлено доказательств того, что именно общество является собственником или пользователем земельного участка и что этот участок расположен в пределах охранной зоны газораспределительных сетей.
Кроме того, из предписания не представляется возможным установить что из себя представляет капитальное строение, где конкретно оно расположено, на каком расстоянии от газопровода, установлена ли охранная зона газопровода и сколько метров она занимает.
Вышеуказанные обстоятельства делают пункт 1 предписания, за нарушение которого генеральный директор ПАО «Севастопольгаз» Козлов М.С. привлечен к административной ответственности, неисполнимым.
Кроме того, решением Арбитражного суда г. Севастополя от 19.10.2018 года по делу №№, установлено, что собственником земельных участков №№ 8-12, на которых располагается капитальное строение, является Тищенко В.Н., однако при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом указанный факт не был принят во внимание.
В силу требований статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основываясь на приведенных нормах, суд признает обоснованными доводы жалобы об отсутствии законных оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности за вмененное ему нарушение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании вышеизложенного постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю от 05.09.2018 года № подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушений подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Козлова М.С. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю от 05.09.2018 года №/Д-1, вынесенное в отношении должностного лица – генерального директора ПАО «Севастопольгаз» Козлова М.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.
Судья Ю.С. Степанова