Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пгт Яшкино 26 октября 2015 года
Яшкинский районный суд Кемеровской области
в составе: председательствующего Суховой С.В.,
при секретаре Киприяновой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского Н.А. к ОАО «Карьер Известковый» о компенсации морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве,
У С Т А Н О В И Л:
Каменский Н.А. обратился в суд с иском к ОАО «Карьер Известковый» о компенсации морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ. он был принят на работу машинистом экскаватора в ОАО «Карьер Известковый». ДД.ММ.ГГГГг. с ним произошёл несчастный случай на производстве, в результате которого был причинён вред его здоровью. По заключению МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ. ему было установлено 50% утраты профессиональной трудоспособности, в связи с несчастным случаем на производстве. Несчастный случай произошёл при следующих обстоятельствах: в начале смены ДД.ММ.ГГГГ. ему дали задание на дробление камня. При выполнении работы в 11 час. 45 мин. Соскочил трос подъёма с верхнего блока стрелы. Известить о поломке кого-либо из руководства возможности у него не было, поскольку он работал в забое, где при выполнении работ, лица надзора со стороны работодателя отсутствовали, а само административное здание находилось ориентировочно в 3-4 километрах от места выполнения работ, возможности связаться по телефонной связи с руководством у него тоже не было. Он начал производить опускание стрелы для того, чтобы поправить соскочивший трос. Для этого он, взявшись правой рукой за трос, левой рукой с помощью монтажной лопатки поправил трос по направлению скольжения на блоке стрелы. Трос резко переместился по направляющему блоку вниз, и кисть его правой руки автоматически затянуло между направляющим блоком и тросом, что привело к травме. В результате травмы <данные изъяты>. По результатам расследования работодателем был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. по форме Н-1 о несчастном случае на производстве. Решением Кемеровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. было установлено, что вина предприятия в несчастном случае 80%, его вина 20%. В связи с указанным несчастным случаем, ему были причинены физические и нравственные страдания, однако моральный вред работодателем возмещён не был. Размер компенсации морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве, произошедшем ДД.ММ.ГГГГ., он оценивает в 500 000 рублей. Нравственные страдания выразились в том, что в связи с утратой функции захвата правой руки, а он правша, у него нет больше возможности выполнять целый ряд работ (в том числе по ведению домашнего хозяйства), в ощущении постоянного чувства беспомощности, страха за своё будущее, глубоких душевных переживаниях, его преследует беспокойство о завтрашнем дне, не покидает чувство обиды, что его постигло такое несчастье, что не может трудиться по своей профессии, а ему всего <данные изъяты> года. Он осознает необратимость увечья, это тревожит и заставляет переживать. В результате причинения вреда здоровью, причинены глубокие моральные и нравственные страдания, которые он испытывает постоянно, так как в своем состоянии здоровья улучшения не наступает. Здоровье безвозвратно утеряно и никогда не восстановится, так как последствия травмы имеют необратимый характер.
Истец руководствуясь ст. 151, 1079. 1099-1101 ГК РФ, просит взыскать в его пользу с ОАО «Карьер Известковый» компенсацию морального вреда в сумме 500 000,00 рублей.
Ответчиком ОАО «Карьер Известковый» на исковое заявление был представлен отзыв в котором указывают, что исковые требования признают частично в сумме 50 000 рублей (л.д.41-44).
В судебном заседании истец Каменский Н.А. исковые требования поддержал, дал пояснения в соответствии с заявлением, дополнив, что руководство ОАО «Карьер Известковый» оказывало помощь после травмы, но в минимальном размере: лекарства покупались самые дешевые. Практически в течение всего срока госпитализации руководство медицинского учреждения спрашивало его о том, когда же его работодатели оплатят оказанные медицинские услуги. То есть к физическим страданиям добавлялись ещё и моральные. В ДД.ММ.ГГГГ году обращался в Ленинск-Кузнецкий центр охраны здоровья шахтёров, где ему была предложена операция по пересадке пальца с ноги на руку. На тот момент эта операция стоила 140 000 рублей, он не мог оплатить данную операцию, в связи с чем обратился за помощью к руководству предприятия-причинителя вреда, и получил отказ. Ответчик полагает, что он преследует материальную выгоду с целью обогащения, но это не так поскольку, заявленная сумма возмещения - это попытка компенсировать причинённый моральный и материальный вред. Также в настоящее время он остался без профессии, а на те должности, профессии, которые ему разрешены по медицинским показаниям (вахтёр, лифтер) невозможно устроиться в сельской местности, где он проживает. Он пытался получить лицензию охранника, но медицинская комиссия не дала ему на это разрешения. Получается, что он не может обеспечить нормальное материальное состояние своей семьи и очень страдает от того, что семью практически обеспечивает жена, которая работает в бюджетной сфете. Он живет в сельской местности, и ему трудно в полной мере пользоваться топором, молотком, пилой и многими другими инструментами, так как в связи с травмой, он утратил возможность полноценного хвата правой руки. Так же, из-за отсутствия большого пальца и первой пястной кости он не может выполнять работы, требующие мелкой моторики кисти руки. При выполнении множества работ нам приходиться нанимать людей и платить им деньги, которых в семье и так недостаточно. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «Карьер Известковый» Ерлин К.С. в судебном заседании исковые требования признал частично, отзыв на исковое заявление поддержал в полном объеме, пояснив, что предприятием после получения травмы истцом Каменским Н.А. оказывалась первая необходимая помощь в плане предоставления лекарств, бинтов, а также оплаты больничных листов. Поскольку в отношении Каменского Н.А. не было согласно Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено предоставление ему дополнительного питания и лекарственных препаратов, то предмриятие и не несло дополнительные расходы. В Кемеровском районном суде истцу снизили вину до 20%, но грубую неосторожность никто не отменил. У Каменского 1 степень ограничения способности и Каменский мог воспользоваться своим правом и продолжать свою работу по более низкой квалификации и он продолжал работать на Карьере в течении года, после этого он продолжал работать на Власковском карьероуправлении машинистом и машинистом бульдозера. А машинист бульдозера почти ничем не отличается от машиниста экскаватора. После того, как Каменского уволили в связи с прекращением трудового договора, Каменским не предпринималось попыток устроиться на работу или встать на учет в ЦЗН для того, чтобы получать какие-то доходы, хотя он ссылается в своём заявлении о том, что ему не на что содержать свою семью. Данный иск истцом подан с целью с максимальной выгоды, а не в связи с нравственными страданиями, которые описываются в исковом заявлении. Считает, что сумма компенсации морального вреда в размере 50 тысяч рублей, будет соответствовать понесенными истцом нравственных и физических страданий.
Выслушав истца, представителя ответчика ОАО «Карьер Известковый» Ерлина К.С., допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с п. 2 ст. 151 ГК Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что истец Каменский Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с ОАО «Карьер Известковый», был принят на работу машинистом - экскаватора, что подтверждаются копией трудовой книжки Каменского Н.А. (л.д.6-14).
ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 05 мин. с истцом Каменским Н.А. на производстве произошел несчастный случай, по результатам расследования которого был составлен Акт о несчастном случае на производстве № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
В соответствии с Актом № о несчастном случае на производстве, несчастный случай произошел при следующих обстоятельствах: Каменский Н.А. выполнял работу по дроблению камня в соответствии с нарядом, в 11.45 трос подъема экскаватора соскочил с верхнего блока стрелы, машинист Каменский Н.А., не доложив о случившемся начальнику производства, начал самостоятельно производить опускание стрелы, для того, чтобы поправить соскочивший трос, при опускании стрелы стреловой трос также соскочил с направляющего блока, Каменский влез на стрелу и, передвигаясь по основанию стрелы, правой рукой взялся за трос, продвинулся до направляющего блока, с которого слетел стреловой трос и левой рукой (монтажной лопаткой) поправил трос по направлению скольжения на стреловом блоке. В результате ослабления натяжки стреловой трос под действием нагрузочного веса резко переместился по направляющему блоку вниз, и кисть правой руки Каменского Н.А. затянуло между направляющим блоком и тросом, что привело к травме.
В результате травмы Каменскому Н.А. был причинен вред здоровью -<данные изъяты> (л.д. 18-20).
В связи с производственной травмой ДД.ММ.ГГГГ истцу бессрочно установлена третья группа инвалидности с первой степенью ограничения способности к трудовой деятельности, степень утраты профессиональной трудоспособности составляет 50%, что подтверждается справками об инвалидности (л.д. 15,16).
Решением Кемеровского районного суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено 80 % вины предприятия ОАО «Карьер Известковый» в несчастном случае на производстве, и 20 % вины работника- Каменского Н.А. (л.д.21-30).
В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы истца в судебном заседании подтвердила свидетель ФИО4, пояснившая, что <данные изъяты>
В силу п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007 г.) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Руководствуясь вышеприведенными нормами закона, и принимая во внимание, что в результате травмы на производстве Каменскому Н.А. был причинен вред здоровью -<данные изъяты>; установлена вина работодателя; Каменскому Н.А. бессрочно установлена третья группа инвалидности с первой степенью ограничения способности к трудовой деятельности, в связи с чем Каменский Н.А. не имеет возможности выполнять целый ряд работ ( в том числе по ведению домашнего хозяйства), постоянно ощущает чувство беспомощности, то суд считает необходимым взыскать с ОАО «Карьер Известковый» в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве в сумме <данные изъяты> рублей, находя указанный размер соизмеримым с понесенными истцом нравственными и физическими страданиями.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей (в ред. ст. 333.19 НК РФ от 25.12.2014 г.), поскольку удовлетворены требования неимущественного характера.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ОАО «Карьер Известковый» в пользу Каменского Н.А. компенсацию морального вреда в связи с несчастным случаем на производстве в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части иска следует отказать.
Взыскать с ОАО «Карьер Известковый» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яшкинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий: С.В.Сухова
Решение принято и изготовлено
в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года