УИД 10RS0011-01-2021-007483-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при ведении протокола помощником судьи Кувшиновым В.Н. с участием представителя истицы Тузовой Ю.Л. и представителя ответчика Каратай М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3470/2021 по иску Локтевой М.В. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии,
установил:
Локтева М.В. предъявила в суд иск об обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) зачесть в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости отдельные периоды своей трудовой деятельности и назначить ей такую пенсию. Требования мотивированы имевшим место и не получившим ожидаемого разрешения обращением истицы к ответчику по вопросу назначения указанного пенсионного обеспечения.
В связи с реорганизацией ответчика в порядке ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по делу произведена его замена на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия.
В судебном заседании представитель Локтевой М.В. её требования поддержала, настаивая на зачете в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика высказалась о несогласии с иском, полагая мнение пенсионного органа правомерным.
Заслушав пояснения сторон и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 закона, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 18,6 (в 2020 году) женщинам, достигшим возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Согласно Приложению 6 к данному закону возраст, по достижении которого возникает право на досрочную пенсию по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, увеличивается на 12 месяцев, если застрахованным лицом он достигнут в 2019 году, или на 24 месяца, если это произошло в 2020 году. При этом согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно названным Приложением, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. В то же время гражданам, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия уменьшается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В связи с суждением о наличии условий к досрочному назначению названной пенсии по приведенным правовым основаниям Локтева М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) за назначением такой пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в испрошенном социальном обеспечении по мотивам отсутствия требуемого стажа. Пенсионный орган исходил из наличия у истицы учитываемого для назначения пенсии страхового стажа 24 года 12 дней и стажа работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера, лишь 12 лет 10 месяцев 08 дней. Среди прочего сделан вывод о недопустимости учета для исчисления стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако это в отдельной части объективно нарушает права Локтевой М.В., которые допускают судебную защиту посредством возложения на ответчика обязанности учесть ей конкретные временные этапы в соответствующий вид стажа.
Локтева М.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут подтверждаться либо сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, либо документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Такие сведения касательно работы Локтевой М.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> (Муезерский район Карельской АССР) имеются в надлежаще оформленной на этот счет трудовой книжке и учтены в её страховой стаж, а также за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Невозможность в рассматриваемых целях учитывать работу истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ответчик связывает с пребыванием Локтевой М.В. в это время в командировке на курсах повышения квалификации. Однако суд отмечает, что этот период подлежит включению в спорный стаж имея в виду предписания норм трудового законодательства (ст.ст. 112 и 116 Кодекса законов о труде РСФСР), которыми такие периоды приравнивались, как и в текущем правовом регулировании, к периодам работы с сохраняемым заработком.
Состоятельными следует признать также требования в части зачета работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ.
С апреля 2008 года по август 2010 года Локтевой М.В. неоднократно заключались с ООО «Глобал Ресурс» (г.Санкт-Петербург) договоры подряда на выполнение работ по уборке помещения на объекте <данные изъяты> в г.Петрозаводске. В судебном порядке по соответствующему иску Локтевой И.В. период её работы по этим договорам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признан трудовыми отношениями (кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу Петрозаводского городского суда Республики Карелия №). Однако для целей пенсионного обеспечения страховой стаж, а, следовательно, и входящий в него специальный стаж после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такой учет даты ДД.ММ.ГГГГ исключает отчетной информацией самого работодателя. Выход на работу в эти дни Локтевой М.В. не подтвержден, а лишь факт присуждения ей в судебном порядке в 2011 году неких денежных сумм в отсутствие детализирующей документации (материалы архивного судебного производства уничтожены за давностью хранения) об обратном не свидетельствует. За прочий спорный временной отрезок ООО «Глобал Ресурс» предоставило ответчику подтверждающие сведения, не отразив, однако, в них код территориальных условий МКС. Вместе с тем предъявленный суду документальный материал в своей совокупности позволяет прийти к достоверному выводу о постоянном выполнении истицей своей трудовой функции не в г.Санкт-Петербурге, а в г.Петрозаводске, отнесенном Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года № 2226 к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (в силу ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2, 6 и 7 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ). Последствия ненадлежащего выполнения страхователем своих обязанностей в сфере обязательного пенсионного страхования не предполагают, что отсутствие в персонифицированном учете кода территориальных условий само по себе может рассматриваться категоричным основанием для исключения спорного периода работы истицы из льготного стажа.
Кроме того, условия труда Локтевой М.В. ООО «Глобал Ресурс», описанные состоявшимися по делу № судебными актами и документы об оплате за этот труд позволяют констатировать, что требования п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, о зачете в такой стаж только периодов работы, которая выполнялись постоянно и в течение полного рабочего дня, то есть с отработкой должного объема (нормы) рабочего времени, касательно истицы также обеспечены.
Таким образом, ответчика надлежит обязать зачесть Локтевой М.В. для целей назначения пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем назначить ей такую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Истребование пенсии ранее этой даты не основано на законе, такие выплаты в силу вышеприведенных нормоположений допустимы по достижении истицей возраста 52 года 2 месяца.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Локтевой М.В. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии удовлетворить частично.
Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия зачесть Локтевой М.В. для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей такую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия в пользу Локтевой М.В. 300 руб. в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
СудьяК.Л.Мамонов