Дело № 2-472/2013 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2013 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Филиппова О.П.,
при секретаре Дорофеевой Н.А.,
с участием истца Сусаревой Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусаревой Г. П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Курагинском районе Красноярского края, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Каратузском районе Красноярского края, Управлению социальной защиты населения администрации Каратузского района, Управлению социальной защиты населения администрации Курагинского района, Государственному предприятию Красноярского края «А», Муниципальному предприятию «АК» о взыскании ежемесячных денежных выплат, возмещении убытков, признании договоров перевозки недействительными и взыскании денежной компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Сусарева Г. П. предъявила в суде иск к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Курагинском районе Красноярского края, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Каратузском районе Красноярского края, Управлению социальной защиты населения администрации Каратузского района, Государственному предприятию Красноярского края «А», Муниципальному предприятию «АК» о взыскании ежемесячных денежных выплат, возмещении убытков и взыскании денежной компенсации морального вреда, указав, что <>. Кроме того, она является лицом, <>. Она имеет право на приобретение единого социального проездного билета на поездки автомобильным транспортом общего пользования, пригородных маршрутов, а при их отсутствии – междугородных маршрутов. Также, она имеет право на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) в соответствии с законодательством Красноярского края, в качестве компенсации расходов на проезд. В нарушение требований закона, Управления пенсионного фонда РФ в Курагинском и Каратузском районах и Управления социальной защиты населения администраций Курагинского и Каратузского районов отказывают ей в выплате ЕДВ. Кроме того, автотранспортные предприятия Курагинского и Каратузского районов отказывают ей в перевозках по единому социальному билету из с.Каратузское в п.Курагино, обратно, а также в города Минусинск и Абакан.
В этой связи, Сусарева Г.П. просит суд взыскать в ее пользу с Управления пенсионного фонда РФ в Курагинском районе невыплаченные ЕДВ с <> по <> <> рублей, с Управления пенсионного фонда РФ в Каратузском районе невыплаченные ЕДВ с <> по <> <> рублей, с МП «АК в счет возмещения убытков <> рубля и <> рублей упущенной выгоды, с ГП КК «АК» <> рублей в счет возмещения убытков и <> рублей упущенной выгоды, признать недействительным договоры перевозки пассажиров, которые не предусматривают льготы для пенсионеров и других категорий льготников, а также взыскать денежную компенсацию морального вреда по <> рублей с каждого ответчика.
В судебном заседании истец Сусарева Г. П. иск поддержала и просила удовлетворить его в полном объеме, пояснив, что является <>. Но она <> вправе в соответствии с законодательством Красноярского края получать ЕДВ как пенсионер и осуществлять проезд по единому социальному проездному билету на пригородных и междугородних маршрутах общественного транспорта по всему Красноярскому краю. Управление социальной защиты населения и Управление пенсионного фонда отказываются ей выплачивать ЕДВ как <>, перевозчики отказываются предоставлять ей льготный проезд по междугородным маршрутам на территории Красноярского края. Действия ответчиков она считает незаконными, т.к. получаемое ею ЕДВ носит целевой характер и является <> а ЕДВ как пенсионеру имеет другую цель – поддержка пенсионера по старости. Социальный проездной билет, по ее мнению, должен действовать на всех междугородных маршрутах Красноярского края. Действиями ответчиков ей причинены убытки и моральный вред. В этой связи иск просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Каратузском районе Красноярского края Шейфер Т. Л. письменно просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, возражая при этом против иска.
Представитель ответчика – Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Курагинском районе Красноярского края Сташевская М.А. также письменно просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, возражая при этом против иска.
Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения администрации Каратузского района Воронова Е. В. заявила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика – Государственного предприятия Красноярского края «А» Дудников А. В. также письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя предприятия, одновременно возражая против иска.
Представители ответчиков – Управления социальной защиты населения администрации Курагинского района, Муниципального предприятия «АК», третьих лиц – администрации Курагинского района и администрации Каратузского района, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе.
Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Суд, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных ответчиков и третьих лиц.
Из письменных возражений ответчиков – Управлений пенсионного фонда РФ в Курагинском и Каратузском района Красноярского края, Управлений социальной защиты населения администраций Курагинского и Каратузского районов следует, что истец является <>, т.е. федеральным льготником. Сусарева Г.П. получает ЕДВ через УПФ РФ как лицо, <>. Она вправе выбрать одну из одинаковых мер социальной поддержки.
Из письменных возражений МП «АК» следует, что ответчик осуществляет льготные перевозки внутри района по маршруту Курагино – Б.Яр – Мурино – Кочергино с 6.30 до 17.24 ежедневно. Льготы истца на межрегиональные маршруты (Ирба-Курагино-Абакан) не распространяются.
Заслушав объяснения истца, обсудив доводы письменных возражений ответчиков, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению иска.
Как установлено вступившим в законную силу решением Каратузского районного суда Красноярского края от <> по гражданскому делу по иску Сусаревой Г. П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Курагинском районе Красноярского края, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Каратузском районе Красноярского края, Управлению социальной защиты населения администрации Каратузского района, Управлению социальной защиты населения администрации Курагинского района о взыскании денежной компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение в размере средней стоимости путевки, взыскании ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в размере семикратной величины минимального размера оплаты труда с <>,
в сумме <> рублей за вычетом выплаченных ЕДВ и взыскании денежной компенсации морального вреда, истец Сусарева Г. П. <>
Положениями ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» определено, что гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Закона граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), имею право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), - 387 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
В июне 2012 года истец переехала на постоянное место жительства в <>.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Каратузском районе от <> Сусаревой Г.П. назначена с <> пожизненно ежемесячная денежная выплата на основании ст.1 указанного выше Федерального закона.
Истец подтвердила в суде, что в период ее проживания в <> ей также производилась ежемесячная денежная выплата.
Помимо изложенного истец является пенсионером и получает трудовую пенсию по старости.
Положениями подпункта «а» пункта 3 статьи 4.1. Закона Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов» определено, что лица, указанные в пунктах "д", "е" статьи 1 настоящего Закона, имеют право при достижении возраста 55 лет - женщины и 60 лет - мужчины на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере 110 рублей. Ежемесячная денежная выплата подлежит индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги. Размер индексации устанавливается ежегодно законом края о краевом бюджете.
К таким лицам, согласно пунктам «д» и «е» статьи 1 Закона относятся:
- пенсионеры, получающие пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пенсионеры, получающие социальные пенсии в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не относящиеся к категориям граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации и Красноярского края, за исключением указанных в пунктах 1, 2 статьи 4.1 настоящего Закона, в Законе края "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", а также субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом доходов граждан, в статьях 3.1, 6, 10.1 Закона края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг";
- пенсионеры, получающие не указанные в пункте "д" настоящей статьи пенсии или пожизненное содержание за работу (службу) в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", достигшие возраста 55 лет - женщины и 60 лет - мужчины, не относящиеся к категориям граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации и Красноярского края, за исключением указанных в пунктах 1, 2 статьи 4.1 настоящего Закона, в Законе края "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае", а также субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом доходов граждан, в статьях 3.1, 6, 10.1 Закона края "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
В силу п.1 ст.7 Закона, лицам, имеющим право на предоставление одинаковых мер социальной поддержки по настоящему Закону и иному нормативному правовому акту, предоставляются меры социальной поддержки по настоящему Закону или иному нормативному правовому акту по их выбору, за исключением лиц, одновременно имеющих право на ежемесячные денежные выплаты, установленные пунктом "ж" статьи 4 настоящего Закона и пунктом 1 статьи 20 Закона края от 18 декабря 2008 года N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края".
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что Сусарева Г.П. относится к категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и не может получать ЕДВ в соответствии с п.п. «а» п.3 ст.4.1 указанного выше Закона Красноярского края, суд находит требования истца о взыскании в ее пользу с ответчиков сумм ЕДВ в соответствии с законодательством Красноярского края, не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
Согласно п.1 ст.4.1 Закона Красноярского края от 10.12.2004 № 12-703 «О мерах социальной поддержки ветеранов», лица, являющиеся получателями трудовой пенсии по старости (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), а также лица, являющиеся получателями досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (мужчины, достигшие возраста 55 лет, и женщины, достигшие возраста 50 лет), имеют право на приобретение единого социального проездного билета или на получение социальной карты (в том числе временной), единой социальной карты Красноярского края для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии - междугородных (внутрирайонных) маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения по территории Красноярского края в порядке, установленном Правительством края.
Истец подтвердила в суде, что в отделениях почтовой связи она приобретает единый социальный проездной билет, по которому ей предоставляются услуги по перевозке общественным автомобильным транспортном внутри Каратузского района и Курагинского района (на внутрирайонных маршрутах). Доводы истца о том, что по указанному проездному документу она вправе осуществлять льготные поездки по межрайонным и межобластным маршрутам, являются ошибочными, поскольку такого права истцу законом не предоставлено.
В этой связи, требования истца к перевозчикам о возмещении убытков и признании недействительными договоров перевозки, суд признает не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
Оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда также не имеется, ввиду отсутствия в действиях ответчиков посягательств на личные неимущественные права истца.
Кроме того, Управления пенсионного фонда РФ в Курагинском и Каратузском районах не предоставляют гражданам социальные гарантии в виде ЕДВ, предусмотренные указанным выше законом Красноярского края, в связи с чем, не являются надлежащими ответчиками.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Сусаревой Г. П. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Курагинском районе Красноярского края, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Каратузском районе Красноярского края, Управлению социальной защиты населения администрации Каратузского района, Управлению социальной защиты населения администрации Курагинского района, Государственному предприятию Красноярского края «А», Муниципальному предприятию «АК» о взыскании ежемесячных денежных выплат, возмещении убытков, признании договоров перевозки недействительными и взыскании денежной компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца после принятия в окончательной форме, через суд принявший решение.
Председательствующий